Dental Community
О проекте Поиск по сайту  

Стоматологическое
сообщество

.
13.06.2016,     Раздел сайта: Актуальные статьи. Стоматология. Организация здравоохранения. Право.
Теги: #Статья

Медицинское право, 2016, №1

Медицинская деятельность - вид социального предпринимательства

Мохов Александр Анатольевич

А.А. Мохов, доктор юридических наук, профессор Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина.

Медицинская деятельность рассматривается как вид деятельности экономической, а именно как социальное предпринимательство.

Ключевые слова: медицинская деятельность, экономическая деятельность, социальное предпринимательство, медицинская деятельность и социальное предпринимательство.

В отечественной науке в настоящее время ведется поиск оптимальных путей решения социально-экономических задач общества, обеспечения гарантированных Конституцией РФ и федеральным законодательством прав граждан, в т.ч. права на медицинскую помощь.

Медицинская деятельность - один из важнейших видов деятельности экономической, имеющий ключевое значение не только для конкретных физических лиц - потребителей медицинских услуг, но и для общества и государства.

Отнесение медицинской деятельности к одному из видов деятельности экономической не представляет значительной сложности ни для законодателя, ни для правоприменителя. Уже сформировался развитый рынок медицинских и иных услуг, а также отдельных видов работ в сфере охраны здоровья граждан. Законодатель в ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" использует категории "услуги" и "работы" более ста раз.

Существующие классификаторы видов экономической деятельности традиционно выделяют деятельность в области здравоохранения и социальных услуг [4, 5].

Значительную сложность представляет отнесение медицинской деятельности к конкретному виду или видам экономической деятельности, а ведь именно от этого во многом зависят правовой режим осуществления медицинской деятельности, система предъявляемых требований, особенности регулирования и контроля данного вида экономической деятельности, а также особенности юридической ответственности хозяйствующих субъектов на рынке медицинских услуг.

Дифференциация видов экономической деятельности - одна из тенденций современного законодательства и правоприменения. Помимо предпринимательской деятельности стали выделять приносящую доход деятельность, профессиональную и иные виды экономической деятельности. Причем данная тенденция характерна не только для России, но и многих других стран, на что далее будет обращено внимание.

--------------------------------

См., например: П. 4 и 5 ст. 50 ГК РФ; ст. 1, 2 ФЗ от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"; Постановление Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании "Кадет Истеблишмент" и запросом Октябрьского районного суда города Пензы"; решение Верховного Суда РФ от 12 февраля 2013 г. N АКПИ12-1716 "Об отказе в признании недействующим Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 сентября 2012 г. N 768-6 ГД "О досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Гудкова Г.В.".

До последнего времени, по крайней мере до внесения изменений и дополнений в действующее гражданское законодательство о юридических лицах, деятельность многих медицинских организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) можно было с определенными оговорками или без относить к деятельности предпринимательской.

--------------------------------

См.: Пункт "в" ч. 2 ст. 1 ФЗ от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Медицинская деятельность в современных условиях осуществляется юридическими лицами различных организационно-правовых форм (как коммерческими, чья деятельность прямо направлена на извлечение прибыли и ее последующее распределение, так и некоммерческими организациями, чья деятельность, по общему правилу, также предполагает получение прибыли (и/или извлечение дохода), а также индивидуальными предпринимателями.

В качестве относительного исключения можно назвать казенные учреждения здравоохранения, финансовое обеспечение которых в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляется по смете за счет средств соответствующего бюджета. Однако и они в силу ч. 3 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ могут осуществлять приносящую доходы деятельность, если такое право предусмотрено в их учредительных документах.

Согласно п. 11 ст. 2 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской организацией понимают юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензионные требования для хозяйствующих субъектов, занимающихся медицинской деятельностью, являются общими, они не зависят от их индивидуальных характеристик (его организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности и др.). Исключение составляет лишь медицинская деятельность, осуществляемая в инновационном центре "Сколково".

--------------------------------

Пункт. 46 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")".

--------------------------------

Часть 1 ст. 17 ФЗ от 28 сентября 2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".

Медицинская деятельность носит явно выраженный рисковый характер в силу сложности используемых технологий, источников повышенной опасности (отдельные лекарственные средства, источники ионизирующего излучения и др.), "человеческого фактора" и других объективных и субъективных причин.

Не случайно п. 7 ч. 1 ст. 72 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплено право медицинских работников на страхование риска своей профессиональной ответственности. Правда, эта норма в отсутствие специального федерального закона не является рабочей. Пока существуют лишь различные законопроекты, направленные на фактическую реализацию данного права.

Таким образом, если анализировать понятие предпринимательской деятельности, закрепленные в Гражданском кодексе РФ признаки предпринимательской деятельности (самостоятельность, рисковый характер, направленность на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, регистрация в установленном качестве), то напрашивается вывод об отнесении медицинской деятельности к деятельности предпринимательской.

В то же время выделение в ряду видов экономической деятельности наряду с предпринимательской также приносящей доход деятельности некоммерческих организаций ставит вопрос о соотношении понятий "предпринимательская деятельность" коммерческих организаций, оказывающих медицинские услуги, и "приносящая доход деятельность" некоммерческих организаций в этой же сфере экономической деятельности.

Анализ действующего законодательства, практики, публикаций показывает, что в настоящее время вряд ли можно говорить о наличии четких, непротиворечивых, объективных критериев для разграничения по существу (а не только по субъектному составу) предпринимательской и приносящей доход деятельности [3].

Однако проблема отнесения медицинской деятельности к тому или иному виду экономической деятельности существует, что и обусловливает поиск оптимальных моделей правового регулирования, новых категорий и т.п.

Во-первых, нельзя игнорировать специфику медицинской деятельности (лечебно-диагностический процесс осуществляется посредством вмешательства в телесную и духовную (психическую) сферы личности, что обусловливает повышенные требования к исполнителям медицинских услуг, довольно жесткое государственное регулирование), отличающую ее от большинства других видов экономической деятельности.

Во-вторых, медицинская деятельность в своей основе осуществляется преимущественно некоммерческими организациями (в первую очередь государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения). Такие медицинские организации создаются публичным собственником для решения возложенных на него законом задач.

В-третьих, в отличие от коммерческого сектора здравоохранения, для некоммерческих организаций характерно наличие ряда особенностей финансового обеспечения их деятельности (получают прибыль и (или) доход не только и не столько от оказания платных медицинских услуг, сколько от исполнения государственного задания, оказания услуг по обязательному медицинскому страхованию и др.).

Следует заметить, что данная особенность некоммерческого сектора медицины постепенно нивелируется, размывается за счет допуска и коммерческих организаций к средствам обязательного медицинского страхования. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования могут относиться организации любой организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, имеющие право на осуществление медицинской деятельности.

В-четвертых, хозяйствующие субъекты в рассматриваемой сфере деятельности при оказании медицинских услуг решают не только свои уставные задачи, направленные на получение прибыли (либо дохода от своей основной деятельности), но одновременно социально значимые общественные и государственные задачи (улучшение здоровья населения, профилактика ряда заболеваний человека, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проч.).

В последнее десятилетие во многих странах, в т.ч. и в нашей стране, стала развиваться концепция социального предпринимательства [1, 6]. В основе этой концепции подход, согласно которому решение социальных задач в современном обществе возможно при помощи предпринимательских средств при активном участии государства.

Не случайно во многих странах мира и в России активно развивается государственно-частное партнерство, предполагающее различные формы и механизмы взаимодействия. В пункте 10 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" впервые на законодательном уровне получило закрепление полномочие федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья по установлению порядка осуществления медицинской деятельности на принципах государственно-частного партнерства.

Под социальным предпринимательством предлагается понимать виды предпринимательской деятельности, направленные на разрешение социальных проблем.

Видение сфер и направлений социального предпринимательства в разных странах мира и регионах различно. В одних странах осуществляется активная поддержка социальных кооперативов (дающих работу широкому кругу работников в отдельных отраслях и секторах экономики (например, в сельском хозяйстве, переработке отдельных видов продукции и др.), в т.ч. работникам с ограниченными возможностями, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и др.), в других - инновационных предприятий, субъектов, разрешающих экологические и некоторые иные социально значимые проблемы общества.

Принципиальным отличием социального предпринимательства от иных видов предпринимательства (например, социально нейтрального) является не простое извлечение прибыли (дохода), а извлечение прибыли (либо получение дохода) посредством решения отдельных социальных задач.

Следовательно, результатом деятельности субъекта является не только прибыль (доход), но и социально значимый, социально полезный результат. Первый необходим для поддержания текущей деятельности хозяйствующего субъекта на том или ином рынке, второй - для решения задач государства и гражданского общества.

Для этого социальному предпринимателю приходится решать ряд сложных задач (оптимизация значительных затрат длительного жизненного цикла внедряемых услуг, низкая покупательная способность населения по целому спектру оказываемых услуг, необходимость формирования новых потребностей, преодоление барьеров и др.), что требует поддержки и пристального внимания со стороны государства и общества.

В силу общности (совпадения) некоторых задач, решаемых социальным предпринимателем, с одной стороны, государством и гражданским обществом - с другой, такой предприниматель может рассматриваться государством и законодателем как один из важных, основных агентов в определенной сфере экономической деятельности.

С учетом изложенного полагаем возможным в соответствии с формирующейся концепцией социального предпринимательства считать медицинскую деятельность одним из динамично развивающихся видов социального предпринимательства, нуждающихся в специальном правовом регулировании.

При этом следует учитывать многообразие, широту возможных видов медицинской деятельности, конкретных услуг и работ, предлагаемых рынку. Не все из них обладают одинаковой социальной значимостью для государства и гражданского общества.

Например, большинство проводимых в настоящее время пластических операций удовлетворяют потребности и запросы определенного контингента потребителей, а не разрешают реально существующие проблемы пациентов, тем более общества или государства. На противоположном полюсе находятся психоневрологические диспансеры, хосписы, центры СПИДа и др., решающие важнейшие задачи общества, обеспечивающие социальную стабильность, а также общественную безопасность.

В силу изложенного возможна и необходима дифференциация направлений и видов медицинской деятельности как социального предпринимательства в зависимости от степени их социальной значимости, что может отражаться в дифференциации правовых режимов осуществления медицинской деятельности, определении возможного каталога мер государственной поддержки и т.п.

Литература

  1. Барков А.В. Цивилистическая концепция правового регулирования рынка социальных услуг. М., 2008.
  2. Белицкая А.В. Государственно-частное партнерство: понятие, содержание, правовое регулирование: дис.. .. канд. юрид. наук. М., 2011.
  3. Гросул Ю.В. "Приносящая доход деятельность" и "предпринимательская деятельность некоммерческих организаций": проблемы понятийного аппарата // Юрист. 2015. N 10. С. 13 - 16.
  4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1) (введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст).
  5. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) (принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. N 14-ст).
  6. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / отв. ред. А.А. Московская. М., 2011.

Просмотрено 1122       Нравится 1       Мне нравится