|
|||||
Стоматологическое
|
Новость о привлечении к уголовной ответственности индивидуального предпринимателя из Самарской области, который занимался реализацией незарегистрированных на территории РФ медицинских изделий, подняла волну тревожного интереса к данной теме. Юристы констатируют: обращений к ним от представителей бизнес-сообщества с просьбой дать детальное разъяснение, кого и за что могут посадить, становится все больше. Однако в силу ограниченной судебной практики прогнозировать развитие событий в случае возбуждения уголовного дела правоведам пока сложно.
Напомним, в конце 2015 г. сотрудники Главного управления внутренних дел по Самарской области выявили в регионе медицинские изделия, применяемые в косметологических целях, производства французской и израильской компаний, которые вызвали у следователей сомнение в законности их обращения на территории РФ. В ходе экспертиз сотрудники Росздравнадзора подтвердили: медизделия не проходили государственную регистрацию. В отношении индивидуального предпринимателя было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238.1 УК РФ (обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок). Октябрьский суд Самары признал его виновным в совершении преступления и назначил наказание в виде лишения свободы на срок три года условно.
Этот прецедент не остался без внимания представителей отрасли. "Когда эта новость появилась на сайте Росздравнадзора, руководители организаций занервничали. Один за другим стали звонить и спрашивать: как нам быть, что делать?" - признался зам. генерального директора Лиги участников сферы обращения медицинских изделий (НП "ЛУСОМИ") Андрей Волков. Воспользовавшись возможностью выступить в ходе форума "Обращение медизделий в России", которое состоялось в начале декабря в рамках Российской недели здравоохранения, эксперт рассказал, что нужно делать, чтобы избежать участи предпринимателя из Самары.
ФЗ N 532 о введении уголовной ответственности за обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных ЛС, медизделий и БАД вступил в силу в январе 2015 г. Андрей Волков отметил, что в нем даны четкие определения фальсифицированных и недоброкачественных медизделий. Но определение незарегистрированных медизделий отсутствует. "Оно обсуждается в законопроекте о внесении изменений в ФЗ N 323. Но тоже формулировка спорная, не очень удачная. И в каком виде будет внесена в закон, пока непонятно", - добавляет эксперт.
Ссылаясь на официальные источники, Андрей Волков отметил, что в 2015 г. по ст. 238.1 УК было возбуждено 12 уголовных дел. Из них только четыре были направлены на рассмотрение в суд. "При этом по статье о незаконном производстве медицинских изделий в 2015 г. не было возбуждено ни одного дела, по статье о подделке документов или упаковке ЛС и медизделий было возбуждено одно уголовное дело", - подчеркнул г-н Волков. Поэтому отсутствие практики не позволяет юристам прогнозировать исход судебных разбирательств.
Если же оценивать приговоры по уже состоявшимся судам, то Андрей Волков констатирует: они достаточно мягкие. "Суд Самарской области назначил предпринимателю минимальный срок, видимо с учетом смягчающих обстоятельств. Без штрафа, к тому же, условно. Но надо понимать: как только человек попадается на втором подобном преступлении, он оказывается в ранге уголовников-рецидивистов. Этот момент нужно хорошо осознать", - предупреждает эксперт.
Рекомендации юристов весьма просты. В первую очередь они советуют начать с ревизии регистрационных удостоверений и их соответствии той линейке продуктов, которые поставляются на российский рынок.
"Обратите внимание, что в первую очередь это преступление характеризуется прямым умыслом. Умысел по неосторожности применяется, если только доказан вред здоровью. Поэтому руководителям, которые сильно боятся оказаться в числе уголовных лиц, надо показать своей работой, что у них нет прямого умысла нарушать закон. Убедить, что компания добросовестная и действует в соответствии с рекомендациями Росздравнадзора. Если ведомством признано, что медизделие не зарегистрировано, но вы с этим не согласны, у компаний есть два пути. Либо начать регистрацию, но это означает, что вы признаете, что на рынке обращалось незарегистрированное медизделие, либо оспорить решение Росздравнадзора в судебном порядке", - рекомендует Андрей Волков. Тем же руководителям, которые боятся пасть жертвой правосудия, эксперт настоятельно советует пересмотреть свое отношение к должностным обязанностям и уступить кресло генерального директора смельчаку, готовому на все.
Конечно, есть и другие варианты: например, оставить при себе только представительские функции, а коммерческую часть передать другой организации. Но в любом случае стоит отдавать себе отчет в том, что введенная законом уголовная ответственность - не просто "пугалка" для недобросовестных игроков рынка, а реальный инструмент, который позволит убрать из отрасли любителей легкой наживы.
О.Баранова
Просмотрено 5381 Нравится 2 Мне нравится