Dental Community
О проекте Поиск по сайту  

Стоматологическое
сообщество

.
22.05.2017,     Раздел сайта: Актуальные статьи. Стоматология. Организация здравоохранения. Право.
Теги: #Статья

ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ТРУДОВОЙ ПРОВЕРКИ СТАЛО БОЛЬШЕ

"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, № 1

С 01:12.2016 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 18:11.2016 № 1213, внесшее изменения в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01:09.2012 № 875 (далее - Положение № 875). Теперь у контролеров появились дополнительные основания для проведения в отношении организаций (в том числе аптечных) проверок в сфере труда.

Об этих изменениях и не только - в данной статье.

Кто контролирует работодателя?

Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется непосредственно Рострудом и его территориальными органами в отношении:

Нормативное регулирование отношений

Отношения в области организации и осуществления государственного надзора и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при его осуществлении регулируются Федеральным законом № 294-ФЗ.

При этом пп. 12 ч. 4 ст. 1 Закона гласит: особенности организации и проведения проверок при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства (в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры) могут устанавливаться:

При проведении проверок Роструд также руководствуется:

Что контролируется?

Предметом надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:

О нормативных требованиях охраны труда

В силу ст. 211 ТК РФ правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются нормативными требованиями охраны труда. Они обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27:12.2010 № 1160 к нормативно-правовым актам, содержащим требования охраны труда, относятся:

К примеру, перечень типовых инструкций по охране труда в фармацевтической сфере деятельности изложен в нижеперечисленных документах.

Вид документа <*>

Сфера действия документа

Типовая инструкция по охране труда провизора-технолога и фармацевта, осуществляющих приготовление лекарственных средств, внутриаптечных заготовок, полуфабрикатов и концентратов

Распространяется на всех провизоров-технологов и фармацевтов, осуществляющих изготовление лекарственных средств по рецептам врачей, внутриаптечных заготовок, концентратов и полуфабрикатов в аптечных учреждениях

Типовая инструкция по охране труда провизора-аналитика и провизора-технолога, осуществляющих контроль качества лекарственных средств

Распространяется на всех провизоров-аналитиков и провизоров-технологов, осуществляющих контроль качества лекарственных средств в аптечных учреждениях

Типовая инструкция по охране труда санитарки-мойщицы, осуществляющей мытье аптечной посуды

Распространяется на всех санитарок-мойщиц, осуществляющих мытье аптечной посуды и уборку помещений

Типовая инструкция по охране труда фасовщика, осуществляющего расфасовку лекарственных средств

Распространяется на всех фасовщиков, осуществляющих расфасовку и дозирование лекарственных средств в аптечных учреждениях

Типовая инструкция по охране труда провизора-технолога, осуществляющего прием рецептов и отпуск лекарственных средств по рецептам врачей

Распространяется на всех провизоров-технологов, осуществляющих прием рецептов и отпуск лекарственных средств по рецептам врачей в аптечных учреждениях

Типовая инструкция по охране труда фармацевта и младшего фармацевта, осуществляющих безрецептурный отпуск готовых лекарственных средств, предметов санитарии и гигиены, ухода за больными, лекарственных трав и других медицинских изделий

Распространяется на всех фармацевтов и младших фармацевтов, осуществляющих безрецептурный отпуск готовых лекарственных средств, предметов санитарии и гигиены, ухода за больными, лекарственных трав и других медицинских изделий

<*> Все перечисленные документы утверждены Минздравом СССР 15:07.1989.

Обратите внимание, что с 28:10.2016 действует Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное Приказом Минтруда России от 19:08.2016 № 438н. Оно разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда, содержит типовую структуру и основные положения о данной системе.

Примечание. На основании ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

Как указал Минтруд России в Письме от 31:10.2016 № 15-1/10/В-8028, работодателю при реализации полномочий, предусмотренных ст. 212 ТК РФ, следует руководствоваться данным Приказом.

Типовое положение содержит указание на возможную вариативность отдельных его норм при условии соблюдения государственных нормативных требований охраны труда.

Обратите внимание! Утверждение данного документа не влечет за собой необходимость переработки ранее разработанных и применяемых работодателями положений о системе управления охраной труда, обеспечивающих соблюдение государственных нормативных требований охраны труда.

Основания для проведения внеплановой проверки

Соблюдение аптечной организацией или индивидуальным предпринимателем, занимающимися фармацевтическим бизнесом и использующими при этом труд наемных работников, обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний контролирующих органов, а также проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан являются предметом проверки Роструда.

Государственный надзор осуществляется посредством:

На основании п. 8 Положения № 875 плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок.

Внеплановая проверка проводится согласно порядку, установленному п. 49 - 53 Административного регламента. Форма ее проведения определяется руководителем Роструда или его территориального органа (их заместителями) и указывается в распоряжении о проведении проверки.

Пунктом 10 Положения № 875 установлены основания для проведения внеплановой проверки. Благодаря Постановлению № 1213, вступившему в силу с 01:12.2016, их перечень расширился. С названной даты такими основаниями являются:

1) истечение срока исполнения работодателем выданного чиновниками Роструда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, в том числе требований охраны труда:

3) поступление в Роструд запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;

4) наличие приказа руководителя Роструда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

К сведению. Законодательство не содержит общего определения или перечня обстоятельств, которые могут квалифицироваться как возникновение угрозы жизни или здоровью граждан. Как разъяснено в Методических рекомендациях, в связи с этим представляется, что к нарушениям обязательных требований в сфере труда, представляющим угрозу здоровью граждан, помимо названных выше случаев невыплаты работникам зарплаты могут быть отнесены непредоставление им установленных трудовым законодательством оплачиваемых отпусков, необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты и т.д. (п. 5.3).

Вместе с тем в силу п. 8 Положения № 875 внеплановые проверки проводятся в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 294-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом. Порядок организации и проведения внеплановой проверки прописан в ст. 10 Закона.

С 01:01.2017 положения данной нормы претерпели ряд изменений (Федеральный закон от 03:07.2016 № 277-ФЗ).

Напомним, что обращения и заявления в Роструд, не позволяющие установить лицо, обратившееся с жалобой, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Теперь же, если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо Роструда при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.

При этом контролерами будут учтены результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результатов ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Законом теперь допускается и предварительная проверка. Она имеет место при отсутствии достоверной информации о работодателе, допустившем нарушение требований трудового законодательства, и достаточных при этом данных о подобном нарушении.

В ходе предварительной проверки:

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований трудового законодательства, получении достаточных данных о таком нарушении должностное лицо органа Роструда подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.

Обратите внимание! По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются (ч. 3.3 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Внеплановая проверка (как и предварительная) будет прекращена, если после ее начала:

При этом чиновники вправе обратиться в суд с иском о взыскании с заявителя расходов, понесенных органом Роструда в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений, если в них указаны заведомо ложные сведения. Таким правом они наделены благодаря ч. 3.5 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

 

Н.В. Александрова
Эксперт журнала "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"


 

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30:06.2004 № 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости".

Федеральный закон от 26:12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Утвержден Приказом Минтруда России от 30:10.2012 № 354н.

Утверждены Приказом Роструда от 24:01.2011 № 14.


Просмотрено 1967       Нравится 1       Мне нравится