|
|||||
Стоматологическое
|
Развитие науки в Высшей школе является одной из важнейших функций, играющих огромную роль в любом государстве. В особой степени это касается стоматологии, где при огромном пласте науки в стране имеется лишь один НИИ (ЦНИИС ЧЛХ), представляющий эту специальность.
Хочу остановиться на достижениях стоматологического факультета Омска, роли стоматологов Омска и создавшейся там стоматологической школы в развитии стоматологии в Сибири, СССР и России.
Здесь хотелось бы подчеркнуть и осветить несколько проблем, роль и решения которых оказалась чрезвычайно важным для нашей страны. Определить роль и значимость научных исследований всегда достаточно сложно. В свое время (в 60-х годах) я присутствовал на лекции крупнейшего ученого-математика мира, руководителя Сибирского отделения АН СССР академика М.А. Лаврентьева. По завершении доклада, посвященного организации науки, ему был задан вопрос: «Как определить значимость тех или иных научных исследований?». Академик ответил: «Критерием является получение новых научных фактов». Его ответ запал мне глубоко в душу и я старался всю научную жизнь в своих исследованиях соответствовать его словам.
Практически все факты получены либо по проблемам фундаментальной стоматологии, либо с использованием новых, в том числе в основном созданных в Омске методов исследования, либо по проблемам профилактики, организации и управления. Приведенные новые научные факты имеют мировую новизну.
1.1. Глубоко изучены белки эмали, дентина, их свойства у человека и животных в норме и при различных состояниях
1.2. Всесторонне изучена проблема и механизм растворимости эмали. Доказан новый механизм, ранее не известный, этого процесса
1.3. Изучены первичные патогенетические механизмы начального кариеса зубов. Доказано, что сохранение белковой матрицы эмали является необходимым фактором для восстановления эмали
1.4. Создана научная модель эмали зубов на функционально-молекулярном уровне, воспринятая научной общественностью страны
1.5. Создана и доказана новая модель строения и структуры слюны – мицеллярная модель ее структуры и функционирования, в корне меняющая научное представление о многих свойствах слюны
1.6. В клинике изучены свойства и клинические проявления кариеса – формы, нарушения проницаемости, особенности восстановления, минерализации, деминерализации и реминерализации, даны новые научные схемы и подходы к диагностике и лечению.
1.7. В клинике широко и всесторонне изучены формы кариеса фиссур, основные изменения в фиссурах, получены новые представления о возможности диагностики и лечения кариеса в фиссурах.
1.8. Создан электрометрический метод диагностики развития эмали зубов, различных видов патологии и мониторинга состояния эмали, в том числе впервые в мире – диагностики начального кариеса в фиссурах, диагностика процесса созревания эмали, различных процессов де- и реминерализации, стираемости эмали и др.
1.9. Показано, что многие свойства и структура эмали не являются генетически детерминированными. Это новое качество позволяет регулировать состав и свойства эмали и делать ее более резистентной к кариесу
1.10. Доказано, что удаление даже 1 зуба влияет на равновесие и функцию зубочелюстной системы
1.11. Выявлены особенности состава и свойств слюны как биологической жидкости. На этой основе разработаны принципы получения искусственной слюны
1.12. Показано, что потеря зубов приводят к снижению секреции слюны. Восстановление секреции возможно только при протезировании. Протезирование полости рта необходимо для успешного лечения язвы желудка и гастритов
1.13. Всесторонне и широко изучен процесс созревания эмали зубов. Доказана возможность регуляции этого процесса как основа эффективной профилактики
1.14. Сконструированы и запатентованы средства для улучшения минерализации, деминерализации, реминерализации и регуляции минерального обмена в полости рта.
1.15. Доказана роль редукции зубочелюстной системы в ее формировании и при патологии в различных формах
1.16. Показана роль биокибернетики в построении, поддержании и формировании эмали зубов. Доказана огромная роль саморегуляции этих процессов
1.17. Разработаны новые подходы к моделированию зубов при их восстановлении. На этой основе представлены конкретные методы, действия, планирования и оценки результатов
1.18. Доказано отрицательное влияние электронного излучения компьютеров на различные стороны стоматологического здоровья и предложены методы профилактики
1.19. Доказано, что заболеваемость отцов практически не влияет на стоматологические аспекты здоровья детей
1.20. Доказано, что наличие начального кариеса и активность кариеса зубов не имеют прямой связи. Начальный кариес при различных формах активности кариеса имеют разные показатели
1.21. При выполнении научных работ в течение 1964-2016 г.г. разработано и внедрено в практику более 100 методов исследования, диагностики, мониторинга, наблюдения
1.22. Изучены клиника, диагностика и механизмы адаптации и дезадаптации зубочелюстной системы к условиям Севера. Показано отрицательное влияние на стоматологический аспект здоровья детей условий Крайнего Севера
1.23. Предложен новый подход к определению резистентности зубов человека к кариесу. Предложенная разработка важна для использования различных факторов лечения и профилактики и нашла широкое применение
1.24. Разработаны и обоснованы новые подходы к определению активности кариеса зубов, формирования групп пациентов, лежащих в основе предлагаемого диспансерного подхода в стоматологии.
В результате вышеперечисленных и других новых научных фактов, полученных учеными Омского стоматологического факультета, представлены новые ранее неизвестные данные о структуре и свойствах эмали зубов, о механизмах ее функционирования в условиях физиологии и патологии, о ранее неизвестной мицеллярной структуре слюны и ее новых свойствах. Доказана роль биокибернетики в построении и функционировании эмали. Раскрыты новые факты в патогенезе кариеса зубов. Разработаны новые методы диагностики кариеса зубов, патологической стираемости эмали, краевой проницаемости пломб и др. Серьезные новые факты получены по профилактике кариеса зубов, новым подходам к организации и управлению стоматологической службы.
Проведенные научные исследования, сформированные в кандидатские и докторские диссертации, обусловили решение проблемы подготовки кадров для Университета (кандидатов и докторов мед.наук).
Всего за 1982-2016 г.г. подготовлено свыше 200 кандидатов и докторов наук, чем фактически полностью обеспечена подготовка кадров для Омска и многих ВУЗов Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Огромную роль в этом сыграл Ученый Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций, который был создан как Совет для Сибири и Средней Азии.
Всего за срок его работы (34 года) в нем защищено 234 диссертаций, из них 43 докторских и 191 кандидатская, в том числе значительная часть для других ВУЗов и факультетов (Красноярск, Кемерово, Тюмень, Томск, Новосибирск, Иркутск, Чита, Магадан, Якутск, Екатеринбург, Челябинск, Барнаул, Междуреченск, Калининград, Москва, Белокуриха, Новокузнецк, Салехард, Сургут, Улан-УДЭ, Кокчетав, Душанбе, Ходжент).
Вторая сторона проблемы заключалась в том, что в Омском медицинском университете была сформирована серьезная группа ученых, способных готовить научные кадры. Так, профессор В.Б. Недосеко подготовил 7 докторских и 34 кандидатских диссертаций, профессор В.М. Семенюк - 8 и 25, профессор В.Г. Сунцов – 5 и 23, профессор П.И. Ивасенко – 2 и 7, профессор А.Ф. Сулимов – 4 кандидатских, профессор Б.Н. Зырянов – 2 кандидатских, профессор Ландинова В.Д. – 1 кандидатская, профессор В.К. Леонтьев – 38 кандидатских и 16 докторских по стоматологии, 18 – по другим специальностям (за время работы в Омске).
Таким образом, стоматологический факультет Омского медицинского Университета решил и вторую важнейшую научную проблему – подготовку кадров. К сожалению, эта сторона проблемы завершилась самым непродуманным, а, следовательно, и неправильным образом. Новый ВАК не продлил работу Совета без каких-либо оснований, а Университет не смог решить проблему работы Совета. В результате проиграли все – ВАК, Сибирь, стоматологические факультеты, а, главное, - диссертанты и наука по стоматологии в целом. Если Вы думаете, что кто-то о чем-то пожалел и пытается сейчас исправить свои ошибки, то Вы ошибаетесь – нынешние чиновники ВАКа на это неспособны!
Подготовка научных кадров, развитие научных исследований на факультете привело к созданию в Омске серьезной и большой научной школы, задачей которой стало формирование на базе фундаментальных научных исследований в стоматологии новых клинико-профилактических направлений для разработки новых методов лечения и профилактики в стоматологии.
Сейчас эти подходы стали хорошо видными – профилактика и лечение начального кариеса, диагностика и лечение фиссурного кариеса, регуляция созревания эмали как метод профилактика кариеса, новые пути решения реставрации зубов, внедрение новых путей диспансеризации и др.
К сожалению, есть два серьезных препятствия на пути реализации результатов работы научной школы. Первое – нет предприятий, готовых к промышленному выпуску ряда изделий, приборов, лечебно-профилактических средств, предложенных в результате научных исследований. Второе – нет организаций здравоохранения, готовых к проведению пилотных проектов по разработкам научной школы по лечению, диагностике, профилактике.
Многое из приведенных выше новых научных фактов, положений, подходов, предложений широко используются в учебном процессе. Так, положение о мицеллярном строении слюны введено в учебный процесс кафедр бионеорганической химии медицинских ВУЗов страны. Положение о роли белков слюны в минерализации эмали используется в лечении начального кариеса. Методы электрометрии, биопсии эмали, регуляции созревания эмали широко используются в клинической практике и в исследовательской работе. Многие разработанные подходы используются в научных исследованиях, симпозиумах, мастер-классах и др. Многое из вышеуказанного внесено в учебники, рекомендованы для широкой практики.
Здесь мы видим тесное взаимодействие науки и учебного процесса.
Научная лаборатория Омского стоматологического факультета была создана в 1982 году в новом здании базовой стоматологической поликлиники. В то время лаборатория была единственной и, к сожалению, остается таковой до сих пор в нашей стране. Предназначение научной лаборатории следующее:
За 35 лет работы лаборатория получила огромный опыт научной работы и исследований. Он по своему уникален. Полученные в лаборатории результаты отличаются высокой степенью новизны, а используемые методы в своем большинстве либо разработаны в лаборатории, либо адаптированы к стоматологии.
Длительный период времени лаборатория существовала как бы нелегально. Но уже 2 года она работает как официальная научная организация стоматологического факультета в Университете, что является важнейшим фактом в ее истории и историческим решением для ее дальнейшего развития.
Я убежден, что только создание подобных лабораторий способно серьезно улучшить качество и количество научных исследований по стоматологии в медицинских ВУЗах России. Ведь недаром стоматологический факультет Омска является единственным в стране, куда приезжали в 1994 году 5 американских профессоров и научных работников, которым омские ученые-стоматологи читали лекции, проводили мастер-классы, показывали, как можно работать даже в примитивных условиях.
В завершении статьи хотелось бы подчеркнуть, что критерии научной новизны исследовательских работ, создание и функционирование научных школ в стоматологии России в значительной мере в последние 20 лет утрачены. Естественно, что частично это связано со снижением финансирования науки, с понижением статуса преподавателя Высшей школы, с появлением большого числа новых кафедр и факультетов, не имеющих опыта научной работы. Требования ВАКа о научной новизне исследований часто представляются недостаточно ответственно, либо понятия научной новизны подменяется понятием «впервые», что может значить многое другое. Обилие пришедших в стоматологию с Запада технологий, их использование в России в качестве новых пытаются представить в виде новых научных фактов в значительном числе «научных» работ.
Сложившаяся ситуация требует глубокого анализа и пересмотра. Этому не способствует позиция ВАКа, ставшего на путь бюрократического усложнения подготовки и защиты научных диссертаций вместо мер по реальному, понятному для практики и науки улучшению результатов научных работ и их аттестации. Предлагаемые и внедряемые методы совершенствования аттестации научных кадров не должны носить формализованный характер, а должны быть разработаны для фактического повышения качества научных исследований и предлагаться должны после широкого обсуждения научной общественностью страны.
Просмотрено 1854 Нравится 2 Мне нравится