Dental Community
О проекте Поиск по сайту  

Стоматологическое
сообщество

.
11.09.2017,     Раздел сайта: Актуальные статьи. Стоматология. Организация здравоохранения. Право.

Нужно подумать – что делать дальше?

Академик РАН В.К. Леонтьев

Леонтьев Валерий КонстантиновичУже около двух лет стоматологическая корпорация России активно внедряет новую форму постдипломного образования – аккредитацию врачей. Выполнена огромная работа, достигнуты некоторые успехи, стоматологическое сообщество доказало на деле эффективность своей работы, в том числе совместно с Минздравом РФ. Вместе с тем, приходит пора подумать – чем мы сегодня занимаемся в постдипломе, в системе непрерывного медицинского образования, и какова эффективность образования.

Полная неэффективность прежней системы постдиплома в стоматологии уже давно очевидна и понятна нашему сообществу. Деградация ее началась еще при советской власти и уже в новой системе рыночного хозяйствования она повсеместно превратилась в куплю-продажу разрешительных документов, дающих право лечебно-профилактической работы в стоматологии. Причин такого явления много, но главные из них – это особенности стоматологии как медицинской специальности – необходимость для обучения врачей индивидуального рабочего места (иначе как учить?) с набором всех условий, наличие высококомпетентных и авторитетных преподавателей, соответствия учебных программ и условий обучения потребностям обучаемых, достойная оплата профессорско-преподавательского состава, высокая степень заинтересованности всех сторон (ВУЗа, обучаемых, преподавателей, системы здравоохранения) в конечном продукте – повышении знаний и умений врачей. Без предоставления курсантам рабочих мест образование быстро деградирует в хорошо всем нам известную систему формальной (и платной) выдачи необходимой стоматологам документации. В результате образование как таковое превращается в формальный акт, а повышение квалификации врачей оставалось невыполненным.

В связи с изложенными и многими другими причинами, Минздрав РФ неоднократно делал попытки поправить, улучшить, откорректировать систему постдиплома в медицине. Однако они были малорезультативными, так как не меняли сущности имеющихся недостатков постдипломного образования. Последняя попытка с введением новой системы аккредитации в здравоохранение оказалась наиболее крупной и подготовленной.

Важнейшим положительным звеном в новой системе оказалось привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к участию в процессе аккредитации. Стоматологическая Ассоциация России (СтАР) была привлечена на всех этапах подготовки аккредитации в стоматологии – документарном, организационном, экзаменационном, оформительском. Это важнейший факт, на моей памяти, был первым и единственным за всю историю взаимоотношений профессиональных медицинских объединений и Минздравов, результатом совместной работы которых явилась масштабная, достаточно эффективная работа. В России отдельно ее не смогли бы выполнить ни Минздрав РФ, ни СтАР. В совместной работе участвовали сотни добровольцев (члены СтАР) – без оплаты, часто за счет собственных средств, приобретая необходимый опыт и умения.

Можно утверждать, что запланированная трудная, сложная, многоплановая работа была выполнена достаточно удачно. Экзаменационная часть аккредитации проходила весьма успешно, особенно в тех территориях, где членов комиссий от СтАР не пытались подменить неспециалистами по ходатайству Национальной Медицинской Палаты. Следует также отметить, что СтАР была прекрасно подготовлена для проведения такой важной процедуры как аккредитация, сказался большой опыт работы руководства СтАР и ее членов. Сложно сказать, насколько к этому будут готовы другие профессиональные ассоциации, не имеющие пока опыта работы и подготовленных функционеров.

Насколько же возможностям и требованиям страны и ее специалистов будет соответствовать новый постдиплом в лице аккредитации, соответствует ли он системе полноценного постдипломного образования? На мой взгляд – нет.

Если проанализировать уже проведенную аккредитацию, то совершенно очевидной является ее полная нацеленность на заключительную фазу обучения – контроль знаний. Вместе с тем основные проблемы отечественного постдиплома в стоматологии совершенно явно связаны с отсутствием или даже с подменой обучения именно контролем, так как ни условий для преподавания, ни свободных рабочих мест для курсантов, ни возможностей для реального обучения их новым технологиям, работе с новейшими и эффективными материалами, оборудованием, инструментами, цифровой стоматологией сегодня в нашем постдипломе нет. Из-за слабой оплаты не удается также привлечь наиболее квалифицированных преподавателей для обучения.

Имеющиеся сегодня факультеты и кафедры постдипломного образования в своем большинстве не имеют собственных клиник, на кафедрах не сосредоточен высококвалифицированный персонал, слабо налажены системы обучения, документооборота, учета и отчетности и др. В главном же в процессе постдипломного образования – обучении курсантов произошли лишь небольшие, хотя и важные подвижки – к процессу обучения привлечены симпозиумы, конференции, мастер-классы и др. в пределах 36 часов, в основном - через профессиональные ассоциации врачей. Этим сделан впервые в России важный и серьезный шаг – вовлечение профессионального сообщества в процесс постдипломного образования.

Однако, рассматривая проблему в целом, видно, что пока создана лишь новая система контроля уровня знаний врачей (постдипломная аккредитация), не способная серьезно улучшить процесс обучения профессионалов, так как для этого не предусмотрено ни условий, ни решений, ни финансирования. Можно предположить, что если ничего нового в этих вопросах не будет сделано в ближайшее время, то эта система также будет деградировать во что-то подобное прежней.

Чтобы этого не допустить необходимо решить 3 главные на наш взгляд проблемы:

  1. Обеспечить постдипломное образование собственными клиниками по стоматологии;
  2. Повысить уровень оплаты профессорско-преподавательского состава;
  3. Расширить и интегрировать участие профессиональных ассоциаций как полноценных партнеров ВУЗов в процессе постдипломного образования. Перспектива (через 10:15 лет) в этом вопросе видна в дальнейшем постепенном создании Национальных Академий постдиплома при профессиональных Ассоциациях (как в развитых странах).

Отдаем отчет, что эти задачи масштабны, трудновыполнимы, требуют больших затрат и длительного времени.

Очень хотелось бы, чтобы начатая реформа медицинского постдиплома развивалась, но для этого нужна постоянная и длительная совместная работа Ассоциаций с Минздравом РФ, государственными ВУЗами, так как без административного ресурса пока большинство проблем не разрешимы. Решение же проблемы только административными мерами, как показывает многолетний опыт, неэффективно и даже невозможно.


Просмотрено 2403       Нравится 7       Мне нравится