|
|||||
Стоматологическое
|
В Фэйсбуке я опубликовал отрывок из моей методической разработки, изданной еще в 1999г. «Менталитет врача-стоматолога и пациента: аспекты психологии и этики». Критический раздел о врачах, которые злоупотребляют диагнозом « пациент приему не подлежит», вызвали живой интерес у читателей.
Среди позитива есть единичные отклики в духе «возражений», которые комментирую.
Кто и почему защищает тактику «диагноз – пациент приему не подлежит».
Андрей Д. Приему не подлежит - такой "диагноз" имеет полное право на существование. Даже если отбросить эмоциональную составляющую и тот факт, что вместо одного проблемного пациента врач может принять двух-трёх адекватных пациентов, то законодательство сейчас такое, что позволяет безнаказанно засудить врача за правильно поставленный диагноз и правильно проведенное лечение.
Галина Ш. У врача тоже жизнь одна, и он хочет её прожить в положительных эмоциях, а не подстраиваясь под неадекватов.
Комментарии:
Доктора! Понимаю вас. Действительно, хорошо бы иметь дело с пациентами, которые сразу и на все соглашаются. Действительно, врач – тоже человек и «хочет жить с положительными эмоциями». Но давайте посмотрим на данную тему с разных сторон.
Я нигде и никогда не утверждал, что врач не имеет оснований для отказа пациенту в плановом лечении.
Все знают, что пациент имеет право выбора врача. К этой аксиоме всегда добавляю: «при согласии врача», что указывается в нормативных источниках. Их привожу в пакете документов, сопровождающих пациентов от «входа» до «выхода», чтобы исключить притянутые за уши рассуждения о клятве Гиппократа и врачебном долге. (См. содержание пакета на сайте www.vboy.ru, а также в моей группе в ФБ «Психология и менеджмент в стоматологии» //www.facebook.com/groups/782877251762558/permalink/1703276153055992/).
Задача в том, чтобы не злоупотреблять диагнозом «приему не подлежит», не делать без оснований выводы о психическом статусе пациента и, что важнее всего, чтобы научиться преодолевать конфликты с получателями услуг, овладев соответствующими приемами, в том числе способами подстройки к индивидуальности пациента.
Принцип индивидуального подхода в медицине никто не отменял, и он относится не только к сугубо медицинским аспектам деятельности врача, но и к психологическим.
Почему надо «подстраиваться» к пациенту.
Подстройка к пациенту – это способ вхождение в систему его восприятия клинической ситуации и личности врача для выбора адекватных средств достижения целей психологического воздействия.
При оказании платных услуг понятие «подстройка» имеет объемное содержание и большое значение в деятельности доктора любой специализации. Психологически подготовленный стоматолог во имя эффективности своей деятельности должен «подстраиваться» к пациенту с учетом разных его особенностей:
Способы «подстройки» освещаются нами в томе III «Врач и получатель услуг», томе VI «Врач, ребенок, родитель» и отдельных статьях в моей группе в ФБ //www.facebook.com/groups/782877251762558/
«Подстройка к пациенту» – важнейший показатель профессионализма стоматолога.
Почему же овладение приемами «подстройки» вызывает раздражение у некоторых коллег? Почему недостатки образования публично возводятся в ранг профессиональной позиции?
Причина очевидна: желание работать меньше и зарабатывать больше. Разве не об этом заявляет упомянутый выше оппонент: «вместо одного проблемного пациента врач может принять двух-трёх адекватных пациентов»?
Почему «неадекваты» сосредоточились в платной стоматологии.
Назову три основных причины.
Причина первая. Авторитет стоматологов среди основной массы пациентов невысок.
Будем честными. Фундамент недоверия заложили:
Столь выраженной проблемы напряженных отношений между пациентами и докторами нет в иных сферах медицины, например, в кардиологии, нейрохирургии. Здесь авторитет специалистов высокий, доверие к ним - безусловное, проблема «неадекватов» не возникает.
Рецепт стоматологам:
надо научиться набирать очки доверия в непосредственном взаимодействии «здесь и сейчас» с каждым пациентом, преодолевая его вероятное или проявляемое сомнение в вашем профессионализме и честности.
Это надо делать с момента появления пациента на первичной консультации и на всех последующих этапах общения, включая контакты после оплаты услуг – соблюдение гарантий, приглашение на контрольный осмотр, проведение диспансерных обследований (в обоснованных случаях), реагирование на заявленный пациентом дискомфорт и рекламации.
Когда начинаю семинар-тренинг «Результат консультации – доверие стоматологу», подчеркиваю: выполняйте рекомендации, которые сформулированы мною за почти двадцать пять лет работы в частной стоматологии, и тогда в течение 30:40 минут вы сможете резко изменить представление о себе как о стоматологе, произвести на получателя услуг неизгладимое впечатление.
Этим целям также отвечает разработанный мною уникальный сценарий «Алгоритм эффективной консультации и последующих приемов: аспекты маркетинга, психологии, юридической и профессиональной защиты». (См. сайт www.vboy.ru). Это своего рода партитура для вдумчивого специалиста, она ведет к успеху. Здесь изложены установки, которыми должен руководствоваться стоматолог, рассчитывающий на хорошие заработки, сценарии личного медицинского сервиса и «ключи доступа» к личности получателя услуг. Эти знания встраиваются в этапы проведения консультации, в результате пациент увидит, что вы - профессионал с большой буквы.
Понятно, для успешного усвоения материала надо потрудиться: вчитаться в каждую строчку конспекта, понять, принять, усвоить, запомнить новое и постепенно включать в повседневную деятельность, преодолевая устаревшие стереотипы.
Привычка усваивать кое-что, выполнять кое-как, самомнение «я это знаю», «я так и делаю» - все эти «доводы» не работать над собой не ведут к желаемым результатам профессионального роста. Прикладная психология – сложный предмет познания.
Причина вторая. Стоимость стоматологических услуг высокая на фоне экономического состояния большинства посетителей коммерчески клиник.
Какую бы клинику не выбрал пациент – очень продвинутую, среднюю или скромную – услуги для него кажутся дорогими на фоне его доходов. Этот факт – своего рода катализатор критического восприятия пациентами работы стоматологов: лечение дорогое, а отношение персонала оставляет желать лучшего. Во многих зарубежных странах стоматологическое лечение не дешевое, но это воспринимается спокойнее на фоне финансового благополучия большинства пациентов.
Рецепты стоматологам:
Когда пациент понимает, что имеет дело с хорошим и честным профессионалом, он легче преодолевает ощущение дороговизны ваших услуг!
Причина третья. Частная стоматология значительно отстает от быстро возрастающей потребительской компетенции получателя услуг.
Частные клиники имеют передовые материалы и методики лечения, врачи размещают на стенках холлов сертификаты о прохождении семинаров и тренингов по усовершенствованию профессионального мастерства. Сайты клиник выполнены в духе «у нас самое самое» и утверждают: мы 15:25 лет на рынке услуг, у нас работает команда высококлассных специалистов, у нас передовые технологии и материалы, врачи постоянно повышают профессиональный уровень.
В подобных проявлениях конкурентных преимуществ больше амбиций, чем реальных достижений, в чем убеждает работа с некоторыми клиниками. Но, допустим, врачи вашей клиники имеют основание гордиться своими достижениями, хорошо владеют методиками, выполняют протоколы и стандарты лечения.
Однако всё это имплицитные, т.е. внутренне переживаемые докторами показатели своего мастерства. Пациент этого всего не видит, о мастерстве стоматолога он судит по очевидным (материализованным «здесь и сейчас») и понятным ему критериям профессионализма, т.е. по эксплицитным признакам.
Мой опыт работы в стоматологии свидетельствует, что многие стоматологи не умеют преобразовать имплицитные показатели своего мастерства в эксплицитные доказательства «здесь и сейчас» в расчете на конкретного пациента.
Многие стоматологи убеждены, что сам пациент легко и просто увидит и высоко оценит их мастерство, им кажется, что слово «врач» обладает особой магией. Это не так. Доказывать свой профессиональный уровень «здесь и сейчас», на глазах у пациента, надо учиться, но доктора сопротивляются новому, упорно норовят осуществить карьеру, руководствуясь упрощенными знаниями и устаревшими стереотипами профессионального поведения.
Рецепт для стоматологов:
пора понять, что врач частной клиники имеет дело не только с пациентом, т.е. получателем стоматологической помощи, но одновременно и с потребителем услуг, т.е. клиентом.
Потребитель услуг (от лат. cliens) – клиент. Это определение до сих пор шокирует многих докторов, утверждающих, что они лечат, а не оказывают услуги, не занимаются продажами. Это свидетельство не только психологической, но и юридической отсталости стоматологов.
Дело в том, что на уровне законодательных актов признается: "платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями". К таким договорам, как следует из п. 2 ст. 779 ГК Российской Федерации, применяются правила главы 39 "Возмездное оказание услуг" Гражданского кодекса РФ.
Получается: одной рукой некоторые стоматологи заявляют, что они лечат, а не оказывают услуги, а другой рукой - хотят больше зарабатывать. Это проявление когнитивного диссонанса, т.е. несогласованности в мозге отдельных знаний и представлений. Когнитивный диссонанс надо преодолеть, а не сглаживать при помощи самообмана.
Рецепт для стоматологов:
в каждом пациенте (получателе стоматологической помощи) надо в то же время видеть потребителя услуг (клиента).
Вместо этого, многие стоматологи следуют традиционному стилю общения с получателями помощи. Это патерналистский стиль взаимодействий (от лат. paternus — отцовский, отеческий): «Я говорю, слушай, следуй моим указаниям, принимай мои решения без возражений». Такой стиль в некоторой мере пригоден для врача, которому пациенты доверяют безусловно.
Однако современный получатель стоматологических услуг вошел в роль клиента, он не приемлет патерналистский стиль общения, он хочет услышать от врача обоснование выводов о диагнозе, предлагаемых вариантов лечения, стоимости, гарантий. А такой пациент стоматологам не нравится, он раздражает, выводит из себя. Он - клиент, и ведет себя разумно, но, по мнению иного стоматолога, считается «неадекватным».
Почему взыскательный клиент сомневаться в стоимости услуг и профессионализме докторов.
Приходит клиент получить медицинские услуги и убеждается в том, что уровень его потребительской компетентности не учитывается:
Все свидетельствует о том, что в клинике не учитывают умонастроения взыскательного клиента. Чтобы преодолеть этот недостаток в работе персонала, нами разработан пакет документов, сопровождающих пациентов от «входа» до «выхода». (См. сайт //vboy.ru/13/).
Если имеет место отставание клиники от потребительской компетенции современного получателя услуг, он защищает свои интересы, демонстрируя несогласие с доктором-патерналистом, неприятие его логики и стиля общения.
Привожу пример из отзывов на мои публикации о менталитете стоматолога и пациента.
Елена Д. Пациент всегда прав. Но я вам скажу, все же врач должен знать себе цену и уважать себя. Была у меня пациентка, лет десять. Пришла с просьбой подпилить сломанный до десневой зоны зуб. Десять минут объясняла, что нужен снимок, что корни уже как трухлявый пень, что это надо удалять. Итог: «Ну, знаете, я еду завтра в Иорданию, там суперврачи, они наростят». А надо было сразу сказать тете до свидос, и не занимать своё время.
Комментарий.
Уважаемая Елена! Вы отметили, что минуло лет 10, а вы вспоминает пациентку, не согласившуюся с вашим профессиональным выводом. Можно представить, с каким раздражением вы общались с «тетей», занимавшей ваше время. Но позвольте спросить:
Прежде чем, сообщить свое решение об удалении зуба, вам удалось набрать «очки доверия» к себе как специалисту? Или вы работали по схеме «трехактного лечения»: 1)скажи, что тебя беспокоит, 2)лечись, как рекомендую, 3) плати деньги и уходи?
Вы обсудили с пациенткой состояние ее соматического здоровья, показывая заботу о ней и свой профессиональный уровень?
Вы провели осмотр всей полости рта и составили рекомендуемый план лечения, чтобы показать заботу о стоматологическом здоровье пациентки, возможно, преодолев ее сопротивление такому вашему намерению?
Вы пояснили пациентке, что понимаете ее желание сохранить зуб, который не болит?
Вы заявили свой профессиональный принцип: всегда делать все возможное для сохранения каждого зуба и решаетесь на удалении при наличии явных предпосылок?
Вы привели всю совокупность аргументов, доказывающих, что удаление зуба в данной ситуации – обоснованный вывод?
Вы обсудили с пациенткой иные возможные варианты восстановления зуба, кроме его удаления?
Вы понимали, что, не сделав снимок, вызываете у пациентки сомнение в обоснованности своего решения удалять зуб, который не болит?
Поняв, что пациентка сопротивляется вашему заключению, вы пригласили коллегу для подкрепления своего решения?
Вы говорили о прогнозе эффективности восстановления зуба и гарантиях в случае его сохранения по настоянию пациентки?
Вы пояснили, что предстоит дальше предпринять, если зуб будет удален?
Вы догадывались о том, что пациентка сопротивляется удалению зуба еще и потому, что видит сложности и затраты на устранение нового дефекта зубного ряда?
Вы пытались пояснить пациентке, что в Иордании врач либо уйдет от вопроса о гарантиях, либо наобещает с три короба, понимая, что она окажется далеко за пределами досягаемости его кабинета?
Общий вывод: вероятнее всего, вы, Елена, образцово реализовали патерналистский стиль общения: «Я – врач, делай то, что рекомендую. Не хочешь – до свидос, не хочу тратить на тебя время. Кто следующий?»
Почему иной доктор ограничивает свое мастерство мануальными навыками.
Елена, вы не одиноки в своих стойких патерналистских убеждениях. В поддержку вам цитирую еще один отзыв, в котором защищается «диагноз – приему не подлежит»:
Дина Ш. Я не ошибаюсь, во-первых (личный опыт), во-вторых угроза лишиться хорошего врача из-за своих вы...ов бывает действенной. Я просто жестко говорю такому пациенту, что мне психологией заниматься некогда, я зубы лечу, либо прекращаешь, либо расстаемся.
Комментарий.
К позиции «жесткого и хорошего» по самооценке упомянутого врача цитирую А.П. Чехова:
Ты думаешь, что как научился зубы драть, так уж и можешь приносить обществу пользу?
Ну, нет, брат, с такими узкими взглядами далеко не пойдешь… Ни-ни, ни в коем случае.
Далее отмечу: приказ пациенту «прекратите» (вариант так называемого в педагогической психологии сильного раздражителя) может использоваться в исключительных и обоснованных случаях. Однако он не должен применяться как основной прием воздействия на «неадекватного» пациента. Приказной тон способен как заставить пациента присмиреть, так и вызвать взрывную реакцию самозащиты.
Все, что работает как стереотип, не приемлемо в практике профессионала. Чем вариативнее, гибче поведение доктора, чем лучше он учитывает индивидуальные особенности пациентов, тем длиннее очередь к нему на прием.
Представим, однако, что Дина - реально хороший стоматолог и не переоценивает себя, умеет эксплицитно доказывать свое мастерство «здесь и сейчас». А что передают ее пациенты по «сарафанному радио»? Какие были бы отзывы по обратной связи с пациентами, завершившими лечение, если бы она корректно проводилась в клинике?
Варианты мнений пациентов могут быть разные:
«Дина Ш. хорошо лечит и прекрасный человек», «врач хороший, но жесткая, категоричная, лечусь у нее по привычке», «врач хороший, но стиль общения со мной не понравился, больше к ней не обращусь».
Подумайте, Диана, о вероятных отзывах о вашей работе. Отбросьте мнения манипуляторов, которые льстят вам, чтобы получить скидки или гарантировать хорошие результаты проводимого лечения.
Дина, по тону вашего возражения и суждений в адрес пациентов смею полагать: человек вы категоричный, не склонный рефлексировать свое поведение с целью его коррекции, репродуцируете негативную психическую энергию. Все это вместе взятое препятствует формированию терапевтического союза с пациентами и приводит вас к эмоциональному выгоранию. Меняйте режим своей психогигиены. Сделайте это во благо себе и отношениям с пациентами.
Почему сторонники диагноза «приему не подлежит проявляют обвинительные тенденции.
Многие стоматологи не усматривают своей вины и первопричины в напряженных отношениях с пациентами: это пациент «неадекват», это он «треплет вам нервы», он «будет выносить вам мозг»…
И в этом можно понять докторов: наше самосознание стоит на страже нашего Я: признаваться себе в недостатках знаний и умений неприятно, это разрушает личность, поэтому люди не хотят слышать критику в свой адрес, сопротивляются самокритике. Самосознание играет роль клоуна, который дурачит нас: «я хороший и правильный», «я это знаю», «я так и делаю».
Каждый носит маску и даже себе самому кажется тем, чем хочет быть, а не тем, что он есть в действительности.
Лион Фейхтвангер.
Однако спросите себя: на каком основании я поставил кому-либо «диагноз неадекватный пациент»? Этот пациент субъективно «трудный», в том смысле, что это я не нашел подход к нему, потому, что не знаю типологию пациентов, не владею приемами «контраста», «присоединения», «комплайенса», «диалога», «рационального преодоления конфликтов»? Может это у меня «заморочки»: я нетерпеливый, у меня снижена коммуникативная толерантность, есть признаки эмоционального выгорания, я сенсорно недоверчивый тип, у меня выражена неконгруэтность экспрессии, от меня исходит негативная психическая энергия?
Боюсь, дамы и господа, многие из вас не слышали об этих и прочих коммуникативных барьерах, не озабочены созданием собственного психогигиенического образа, а потому провоцируете защитные реакции своих пациентов, объявляя их «неадекватными».
Или перед вами объективно «трудный» человек, с которым любому доктору будет сложно установить контакты, поскольку имеют место некоторые отклонения от психической нормы? Вы знаете об этих отклонениях? Вы умеете их учитывать?
В октябре 2017 года в Москве проходила научно-практическая конференция «Современные методы диагностики, лечения и профилактики стоматологических заболеваний» (я был председателем). Один докладчик упомянул неадекватных пациентов, а из зала вопрос: «Как бы наладить обмен списками таких пациентов, чтобы не принимать их в клиниках?». (Такое же предложение прозвучало в Фейсбуке).
Вот до чего дошла «передовая» стоматология! – Доктора готовы к доносительству, вместо повышения своего психологического потенциала.
Пришлось категорически возразить тем, кто хочет обмениваться списками неугодных клиентов. Это противозаконно и безнравственно, если учесть субъективизм диагноза «приему не подлежит».
В качестве аргумента озвучил участникам конференции накопленные мною эпитеты, которыми доктора и администраторы отмечают «неадекватов» в медицинских картах. Самое мягкое – СБ, что означает сложный больной, СВБ – сука в ботах, МД – мама дура, прочие определения (их накопилось около 30) здесь опускаю – они неприличны. Можно представить, как быстро пополнятся списки «неадекватов», если стоматологи станут их составлять и рассылать по клиникам своих регионов.
Почему при упоминании «неадекватных» пациентов никто не спрашивает, как научиться работать с ними.
Как выходить из конфликтных ситуаций, как своевременно распознавать клиентов, с которыми могут возникнуть напряженные отношения, какие меры принимать на разных этапа взаимодействия, чтобы обезопасить врачей и клинику?
На данную тему я неоднократно высказывался в книгах «Пациент выбирает стоматолога?», «Врач, ребенок, родитель», «Физический дискомфорт на стоматологическом приеме» и др.
Почему бы стоматологам не поинтересоваться опытом коллег, которые находят способы сформировать терапевтический союз с большинством пациентов (не со всеми, конечно).
Цитирую еще один отзыв на мою публикацию в духе «возражений»: «Тот добрый доктор Айболит из Питерской клиники, который принимает всех без разбора, - либо вымышленный персонаж, либо никогда не попадавший под разбирательство, где главный критерий оценки качества лечения - постулат "клиент всегда прав". Так что пока законодательство не изменится, врачи вынуждены защищать и себя, и друг друга. И методы отказа пациентам в лечении будут только совершенствоваться».
Комментарий.
Как видим, обсуждается та же тема «приему – не подлежит». Но откуда оппонент взял утверждение будто «главный критерий оценки качества лечения - постулат "клиент всегда прав"? Почему талантливый коллега объявлен вымышленным персонажем, берущимся лечить всех подряд? Каких изменений ждет оппонент в законодательстве, которые якобы снимут с него ответственность за тактику общения с получателями услуг? И как будут совершенствоваться «методы отказа пациентам в лечении»?
Рецепты стоматологам:
Продвинутые стоматологи понимают, как важно помочь даже «трудному» пациенту. Вот мнение умного доктора из откликов на публикацию:
«Но если ты завоевал "неадеквата", то он навечно твой и довольно быстро становится полояльнее. Ему тоже трудно, никто его не берет».
Литература В. Бойко. Заказ: vv_boy@rumbler.ru (в адресе две буквы v, затем нижнее подчеркивание)
№ | руб. | |
1 | Психология и менеджмент в стоматологии. Том 1 «Клиника под ключ», 1008 стр. | 2000 |
2 | Том II «Персонал - команда», СПб, 2017, 450 с. Электронная версия. | 4000 |
3 | Том 6. «Врач, ребенок, родитель», 512 стр. | 1700 |
4 | Том 7. «Сервис – детям», 200 стр. | 1000 |
5 | Том 8.(соавтор В. Садовский) «Бизнес мышление и развивающаяся клиника», 400 стр. | 2000 |
6 | Том 9. «Отбор, обучение, контроль и оценка работы персонала». СПб, 2017, 500 с. Электронная версия | 4000 |
7 | Реклама в стоматологии: стратегия и методы, 99 стр. (электронная версия) | 500 |
8 | Субъектные отношения во взаимодействии стоматолога с пациентом, 25 стр. | 250 |
9 | Менталитет врача-стоматолога и пациента: аспекты психологии и этики, 40 стр. | 500 |
10 | Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении, 28 стр. | 500 |
11 | Психологические аспекты работы администраторов платных стоматологических учреждений. Часть 1. Отбор претендентов, 56 стр. | 600 |
12 | Психологические аспекты работы администраторов платных стоматологических учреждений. Часть 2. Обучение, аттестация, переаттестация, 100 стр. | 800 |
13 | Диада «Стоматолог – ассистент»: психология сработанности, 126 стр. | 700 |
14 | Пациент выбирает стоматолога, 87 стр. | 700 |
15 | Правила эмоционального поведения, 86 стр. | 400 |
16 | Оценка эмпатии личности, 32 стр. | 500 |
17 | Физический дискомфорт на стоматологическом приеме, 78 стр. | 800 |
18 | Трудные характеры подростков, 127 стр. | 400 |
19 | Энергия эмоций в общении, 470 стр. (электронная версия) | 600 |
20 | Психоэнергетика, 409 стр. (электронная версия) | 700 |
Просмотрено 4056 Нравится 10 Мне нравится