|
|||||
Стоматологическое
|
1988 год – своего рода предгрозовой год, который может характеризовать многие параметры нашей жизни перед распадом СССР, наступлением «эры рыночной экономики», распада советской системы стоматологии.
Как следует из таблицы 1, основным параметром нашей стоматологии в то время была остро централизованная и политизированная система построения всего общества, здравоохранения и стоматологии в частности. Именно отсюда идут недостатки системы финансирования, экономики, управления, организации и др.
Здесь начало наших ошибок и просмотров, когда целые главные разделы специальности не развивались, когда мы отставали по важнейшим параметрам специальности. Отсюда же шло своеобразное развитие стоматологической сети, многочисленные искренние попытки улучшить состояние специальности и ряд явных достижений (детская, школьная стоматология, система УЕТ и др.).
В то же время неплохое социальное развитие стоматологии страны позволяло осуществлять стоматологическую помощь всем слоям населения.
Таблица 1. Основные черты советской стоматологии
1. | Наличие только государственных стоматологических организаций |
2. | Хорошо развита детская стоматология |
3. | Хорошее состояние школьной стоматологии |
4. | Неплохое состояние санации полости рта, особенно у детей |
5. | Нет официальной платной соматологии (кроме хозрасчета) |
6. | Удовлетворительная система организации стоматологической помощи |
7. | Разработка новой эффективной системы планирования, учета, отчетности стоматологической помощи (по УЕТ, пр. №50) |
8. | Очень широкое развитие стоматологической сети (вплоть до ФАПов) |
9. | Удовлетворительное материальное положение медицинского персонала в стоматологических организациях |
10. | Понимание Минздравом СССР и РСФСР ситуации со стоматологией в стране, наличие в Минздравах связи со стоматологическими организациями |
11. | Отсутствует эстетическая стоматология |
12. | Неудовлетворительная результативность стоматологической помощи |
13. | Большое количество профилактических осмотров и посещений стоматолога (до 1, 7 в год) |
14. | Отсутствие ортодонтии для взрослых |
15. | Полное отсутствие имплантологии |
16. | Слабое развитие современной амбулаторной хирургии, эндодонтии, пародонтологии |
17. | Отсутствие государственной системы профилактики в стоматологии в стране |
18. | 20-30-летнее отставание СССР (России) по уровню современных технологий (особенно материаловедение, анестезиология, протезирование, эндодонтия, профилактика и др.) |
19. | Постоянно медленно улучшающаяся подготовка стоматологов в ВУЗах |
20. | Значительное число изготовленных зубных протезов (до 7 млн. в год) |
21. | Невыносимое положение с качеством ряда видов оборудования и инструментов (стоматологические установки, боры, эндодонтический инструмент, фарфор, стоматологические наконечники, оттискные массы) |
22. | В стране нет металлокерамики, хороших сплавов, литеек, печей для обжига и т.д., преобладает гипс (слепки) |
23. | Неудовлетворительное технологическое оборудование зуботехнических работ и слабая подготовка техников |
24. | Высокий статус и материальное положение научных работников и профессорско-преподавательского состава |
25. | Слабая роль общественных стоматологических организаций в стране |
26. | Наличие значительного числа зубных врачей |
27. | Постоянный дефицит зубных техников |
28. | Практическое отсутствие международных связей в стоматологии |
Из представленных данных видна вся противоречивость советской системы стоматологии. В ней было совмещено все:
а) политизированная и остро централизованная система специальности;
б) попытки сверху путем давления и приказов решить все вопросы;
в) многократные значительные попытки улучшить стоматологическую помощь в СССР;
г) резкое отставание лечебных технологий от Запада (на 20:30 лет);
д) отсутствие квалифицированной помощи и просто помощи по важным разделам специальности;
е) непреодолимое отставание в производстве материалов, оборудования, инструментов;
ж) прекрасные прорывы в школьной стоматологии, в разработке УЕТ и др.;
з) жуткая ситуация с обеспечением стоматологии, когда заказы на оборудование и материалы посылались в централизованную «Медтехнику» с вероятным исполнением заказа в течение 3-5 лет.
В публикуемой ниже работе я попытался дать свое краткое видение того, как и по каким правилам менялась наша стоматология в последние 30 лет (1988-2018 г.г.).
Таблица 2 показывает, что рыночная экономика в нашей специальности за 1992-2000 годы развивалась далеко не однозначно. Так, за это время был создан частный сектор стоматологии, но работа его сначала была налажена слабо.
Таблица 2. Основные изменения в стоматологии России в период перехода к рыночным отношениям (1989-2000)
Положительные | Отрицательные |
---|---|
1. Развитие многоукладных форм стоматологической помощи
2. Внедрение новых технологий 3. Улучшение качества стоматологической помощи 4. Расширение источников финансирования 5. Потребность в высококачественном лечении и специалистах 6. Улучшение имиджа стоматолога в здравоохранении и в обществе 7. Улучшение прав пациента 8. Улучшение индивидуальной профилактики 9. Увеличение ответственности стоматолога 10. Свободный и любой выбор изделий для стоматологии 11. Повышение роли общественных организаций и самоуправления 12. Резкое развитие информатики 13. Скачок в развитии имплантологии, ортодонтии, эндодонтии, анестезиологии, эстетики 14. Усиление ответственности стоматологов 15. Рыночное решение обеспечения стоматологии 16. Создание СтАР и системы выставок 17. Развитие региональной, наградной и др. программ работы СтАР 18. Установление широких зарубежных связей 19. Открытие новых предприятий 20. Широкое развитие торговой сети 21. Совершенствование структуры стоматологических поликлиник 22. Развитие школьной профилактической стоматологической программы |
1. Дефицит бюджетного финансирования
2. Ухудшение помощи детям, разрушение детской стоматологии 3. Снижение социальной защиты пациента 4. Уменьшение доступности бесплатной стоматологической помощи 5. Безответственность владельца за состояние своей собственности (государственной) 6. Разрушение материальной базы государственных стоматологических учреждений 7. Распад школьной стоматологии |
С 1992 г. началось широкое внедрение новых стоматологических технологий (с Запада). Этот процесс шел ускоренными темпами и огромную роль в нем играли СтАР и система организованных выставок. Оказалось, что стоматология СССР очень восприимчива к современным западным технологиям. К 2000 году практически все важнейшие стоматологические современные технологии появились в России, а расходные и другие материалы и оборудование для них закупалось на выставках и за рубежом. В первую очередь внимание было обращено на анестезиологию, новые пломбировочные материалы, металлокерамику, имплантологию.
В связи со всем этим резко возрос имидж стоматолога как в обществе, так и среди врачебного сообщества. Нам удалось по многим показателям организации и работы обогнать российскую медицину на 10:20 лет. Подробнее все новое показано в таблице 2.
Однако происходили не только положительные явления. Росту и возможностям государственной стоматологии препятствовал серьезный дефицит бюджетного финансирования. Особенно это отразилось на детской и школьной стоматологии, откуда наблюдалась массовая миграция врачей в другие сектора стоматологии. В связи со слабым финансированием уменьшилась доступность бесплатной стоматологической помощи, стали постепенно разрушаться стоматологические поликлиники из-за отсутствия средств на ремонт и их количество уменьшилось более чем на 500. При этом поражала безответственность владельца государственного сектора за его состояние и работоспособность. Все это можно объяснить только очень плохой экономикой страны и крайне слабым управлением. Одних Министров здравоохранения за этот срок сменилось более 10.
Руководство здравоохранением не смогло принять взвешенного решения о приватизации стоматологического сектора здравоохранения, что в то время было возможным.
Что не менее важно, нам удалось ликвидировать монопольное положение «Медтехники», создать обширную торговую сеть, привлечь инвесторов при сохранении (не менее 50-60%) собственного производства стоматологических изделий в тех предприятиях, которым в условиях конкуренции удалось выжить. Вновь было создано свыше 30 предприятий.
Серьезно изменилась картина с «рыночной стоматологией» России между 2000 и 2018 гг. (табл.3).
Таблица 3. Основные изменения в стоматологии России в период перехода к рыночным отношениям (2000-2018 гг.)
Положительные | Отрицательные |
---|---|
1. Повышение привлекательности работы стоматологов в государственной системе здравоохранения (разные причины)
2. Улучшение внешнего вида и материальной базы поликлиник, информатики, оповещения в значительном числе государственных стоматологических учреждений 3. Большая возможность получения более качественной и современной стоматологической помощи определенной частью населения 4. Улучшение возможности получить стоматологическую помощь от узкого специалиста- стоматолога 5. Повышение знаний населения о качественной стоматологической помощи и возможности ее получения 6. Становление частного сектора стоматологии 7. Возрастание роли симпозиумов, конференций, мастер-классов в обучении, особенно постдипломном 8. Улучшаются связи с МЗ РФ по подготовке приказов и решений |
1. Увеличивающийся дефицит бюджетного финансирования и увеличение платной стоматологической помощи
2. Нецелесообразное объединение государственных стоматологических организаций и ухудшение правового статуса 3. Уменьшение возможности создания новых форм государственных стоматологических учреждений 4. Увеличение зависимости государственных стоматологических учреждений от бюрократического аппарата здравоохранения 5. Повышенная зависимость частных стоматологических организаций от разрешительной и инспектирующих систем государства, в основном по бюрократическим признакам 6. Оторванность от практики, здравоохранения и слабая компетентность ряда служб Росздравнадзора от потребностей стоматологии 7. Снижение имиджа стоматолога в обществе 8. Падение уровня санации полости рта, профилактической работы, подготовки кадров в стране 9. Невосприимчивость стоматологии к предлагаемым новациям стоматологической помощи (организация, управление и др.) 10. Широкое развитие бюрократии и коррупции в стоматологии (п.2, 3, 4.5, 6) 11. Появление значительного числа частных и нелегальных стоматологических клиник с полной безответственностью 12. Слабая подготовка кадров, особенно в постдипломном образовании 13. Слабое участие СтАР и стоматологического сообщества в решении стратегических проблем стоматологии |
За указанное время произошли серьезные изменения в нашей специальности и, к сожалению, чаще не в лучшую сторону. Был создан и оформлен частный сектор стоматологии. Резко уменьшилась значимость государственного постдипломного образования и улучшение и формированию сети конференций, симпозиумов, мастер-классов и др. с подавляющим участием в их проведении СтАР и частных инициаторов такого обучения.
Значительно улучшился внешний вид стоматологических организаций всех форм собственности, их оборудование, оснащенность и технологии, стоматологическая помощь населению. Платежеспособной частью населения улучшилась возможность получения более качественной и современной стоматологической помощи и помощи узких специалистов. В значительной мере это произошло за счет уверенного формирования частного сектора.
Важнейшую роль сыграло повышение уровня знаний населения о качественной стоматологической помощи и возможностях ее получения.
В последние годы улучшилась связь с МЗ РФ стоматологической общественности и СтАР, в том числе в подготовке ряда приказов, мероприятий, совещаний.
Бурное развитие частного сектора привлекло к нему внимание коррумпированных структур в здравоохранении и криминального сектора. Если со второй проблемой стоматологическое сообщество справилось, то первая остается актуальной до сих пор. Речь идет о целой системе проверок, надуманных сложностей, замечаний, завышенных требований и т.д. при открытии новых клиник, «проверке» работы, состояния помещений и коммуникаций, инфраструктуры, особенно милицией, пожарными структурами и санитарно-гигиенической службой. Почти всегда они завершаются «мирным» исходом на уровне различных коррумпированных решений. Нельзя не сказать, что очень медленно, постепенно происходит «притирка» этих процессов и их значение снижается.
В связи с резким увеличением платной стоматологической помощи в государственных поликлиниках появилась конкуренция с частным сектором, редко доходящая до взаимной неприязни между ними. На одной стороне – административный ресурс, на другой – комфортность и качество помощи (не всегда!). Борьба есть и будет – это объективный фактор. Однако резкое повышение роли оплаты лечения, в первую очередь из-за введения системы гарантий и повышения предприимчивости врачебного сообщества произошло под влиянием крайне низких зарплат и других факторов. При этом происходит нередкие нарушения норм этики, поддержание определенного уровня учрежденческой (и не только!) коррупции, что приводит к возрастанию личного заработка персонала до приемлемых норм. Думаю, что при низких уровнях зарплат, отсутствии достойных и приемлемых схем организации труда и его оплаты, появление серых и черных форм экономики неизбежны! Важным стимулирующим фактором при этом является наличие 2-х форм распределения – сверху и снизу. Если одна из них определена неверно, автоматически вносятся поправки за счет второй.
К сожалению, рыночная экономика в последние годы, особенно в государственном секторе, приносит много сложностей и часто даже непродуманных решений. К таковым можно отнести объединение государственных стоматологических организаций и ухудшение их правового статуса (лишение формы юридического лица). В этом плане, помню с какой радостью в 1988-91 гг. встречали приказ МЗ СССР ( академика Е.И. Чазова) о предоставлении самостоятельного юридического статуса всем стоматологическим организациям, а сейчас мы наблюдаем ничем, кроме административного беспредела, не обусловленное решение. Неужели неясно, что любое лишение юридического статуса стоматологического учреждения делает его не только несамостоятельным, но и мало работоспособным, а главное малокомпетентным в проблеме управления, которое в этих случаях берет из себя объединяющая организация!
Плачевно, но за 2000-218 годы стоматология фактически лишилась всех интересных и доступных форм организации работы – автономных учреждений, предприятий, партнерств, кооперативов, товариществ и других. Стоматологические организации вновь втянуты в беспредельную административную форму «учреждений», что резко повысило их зависимость от вышестоящих бюрократических структур.
Все это привело к снижению имиджа стоматолога в обществе, падению этики. Сначала постепенно, а сейчас почти полностью утеряна основа стоматологической работы – санация полости рта, особенно важная у детей, профилактическая работа, ухудшилась подготовка стоматологических кадров в стране. Очень важно, что все это привело к постепенной невосприимчивости нашей специальности к предлагаемым новациям, особенно в области организации и управления.
Продолжает ухудшаться государственная постдипломная подготовка кадров. Причины хорошо известны – нет собственных клинических баз, оборудования, слабые кадры и оплата труда. Нельзя не отметить и явно недостаточную работу нашего профессионального сообщества (СтАР) по стратегическим проблемам нашей специальности. Если эта проблема не волнует МЗ РФ, кто же ей будет заниматься?
Отсюда следует, что за 2000-2018 годы наша специальность в вопросах рыночной экономики, профессионализма, самостоятельности, независимости в значительной мере сдала свои позиции по сравнению с 1992-2000 гг. и винить в этом надо самих себя – наши достижения постепенно подобрала бюрократия в здравоохранении, укрепила свои позиции и не думает уступать. У нее нет ни плана развития, ни предложений по социальным проблемам, ни по достойному материальному обеспечению – наше будущее неясно!
Таким образом, в новейшей истории развития нашей специальности (1988-2018 гг.) видны 3 этапа:
Хочу напомнить нашему сообществу одну аксиому стоматологии – ни в одной стране мира нет достойной современной стоматологической помощи за счет бюджета, средств государства. Необходимо несколько источников финансирования, в первую очередь – страхование с детского возраста. Пока такие достижения возможны только при создании благоприятных условий для приватизации бюджетного сектора нашей специальности.
Просмотрено 2847 Нравится 17 Мне нравится