Dental Community
О проекте Поиск по сайту  

Стоматологическое
сообщество

.
27.01.2020,     Раздел сайта: Актуальные статьи. Стоматология. Организация здравоохранения. Право.

О зубных пастах и другое

Академик В.К. Леонтьев

Академик В.К. ЛеонтьевНедавно во время авиаполета мне в руки попался микротюбик с зубной пастой Аэрофлота, выпущенный в компании R.O.C.S.. До этого я многократно наблюдал постепенное проникновение и завоевание нашего отечественного рынка продукцией завода R.O.C.S. Мне пришлось по роду своей научной работы встречаться с рядом коллег, которым довелось участвовать в клинической проверке и клинических испытаниях паст, выпускаемых этой фирмой. Это были обычные заурядные клинические проверки на небольшом количестве пациентов, доказавших безвредность таких паст. При этом выяснилось, что настоящую клиническую проверку, в том числе на кариеспрофилактическую активность, из всего многообразия зубных паст, продающихся в России, прошли только пасты фирмы Проктэр энд Гэмбл и Колгейт. Только пасты этих фирм имеют юридическое право называться противокариозными, тогда как все остальные являются гигиеническими и с ними не проводили такие испытания. Подавая такие пасты как противокариозные и профилактические, мы обманываем население и даем право на высокую цену таких изделий.

Особо хочется сказать о том, что в последние несколько лет в России активно стали звучать голоса в пользу выпуска зубных паст без фтора. Это, в основном, продукция фирм R.O.C.S. и Сплат. Выпускаются эти пасты под лозунгом «чистых», якобы они не содержат в своем составе страшный яд – соли фторида. Таким образом, игнорируются многолетние исследования Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), которые своими серьезнейшими исследованиями во многих странах мира убедительно доказали, что фториды и фторидсодержащие зубные пасты с дозированным содержанием солей фтора являются абсолютно безвредными и активным средством в борьбе с кариесом зубов у населения. Использование таких паст с целью снижения заболеваемости кариесом зубов и его профилактикой является единственной тщательно проверенной и рекомендованной для всех стран мира мерой активной и эффективной борьбы с кариесом зубов. На эту тему в конце прошлого века было выпущено специальное решение ВОЗ с рекомендацией использования фторидсодержащих зубных паст для указанных выше целей по всему миру.

Успех применения фторидсодержащих зубных паст был столь велик, что у руководителя стоматологического отдела ВОЗ профессора Г.Н. Пахомова (от СССР и России) созрела идея создания фторидсодержащих зубных паст с доступной для большинства населения стран мира ценой. Такая паста была создана и испытана в Индонезии, показала высокую противокариозную эффективность, особенно в коммунальных проектах, была доступной по цене (не выше 1 $ за тубу) и активно выпускается и сейчас во всем мире. Эта паста - большое достижение ВОЗ и достигнуто оно было с помощью России.

Для чего я об этом пишу? Выпуск в России бесфторных зубных паст, да еще с высокой ценой с надежно непроверенными противокариозными свойствами есть не что иное как совершенно непродуманные и глубоко ошибочные действия вышеприведенных фирм. Стоматологи нашей страны, СтАР не должны поддерживать такую «инициативу». В этом плане во всей нашей стране следует использовать только инициативу ВОЗ по данной проблеме и рекомендовать населению только фторидсодержащие пасты.

Не могу не высказаться еще по одной проблеме, связанной с профилактикой и гигиеной полости рта.

Сейчас в мире появилось немало компаний, клубов, представительств и т.п., в том числе по стоматологии, которые проводят тщательно отработанную политику поддержки некоторых фирм мира со стоматологической продукцией по очень высокой цене. Такие «клубы» создаются специально с целью придания продукции избранных фирм высокого имиджа и каких-то «исключительных» свойств, присущих якобы только их (или рекомендуемых ими) продукции. Это хороший безошибочный и надежный менеджерский ход в нашу эпоху брэндов, моды, специфических интересов. Типичным примером такого подхода являются конференции фирмы «Curaden» (недавно прошла VI), где активно пропагандируются и реализуются ее товары с огромной рекламой и по очень высоким ценам, например, зубные щетки идут по цене 700-5000 руб. и т.д.

Я видел там зубную пасту «Энзикал», содержащей набор протеолитических и других ферментов, которая выдавалась как последнее достижение стоматологии. В России такая зубная паста была запатентована в Новосибирске (О. Заря) в 1994 г. Главной социальной задачей профилактической стоматологии является массовое вовлечение населения в освоение и использование фторидсодержащих зубных паст, доступных по цене качественных зубных щеток и других средств гигиены и профилактики, а не извлечение максимальной прибыли.

Мне кажется, что поддерживать подобные подходы и товары, а тем более их пропагандировать не в интересах населения нашей страны. Хотел бы обратить Ваше внимание на необходимость более критичного и рационального подхода к «Знакам одобрения» ряда видов стоматологической продукции и делать это только в интересах наших пациентов.


Просмотрено 3229       Нравится 38       Мне нравится