|
|||||
Стоматологическое
|
Леонтьев Валерий Константинович
Академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат государственной премии РФ. Вице-президент Стоматологической Ассоциации России, доктор медицинских наук, профессор, начальник управления науки Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова
Еременко Ольга Сергеевна
Врач стоматолог - пародонтолог, хирург, ортопед. Лектор. Организатор проекта «is lifestyle c доктором Еременко», посвященному улучшению качества жизни
Цель данного интервью - ответить на вопросы пациентов и врачей, связанных с воздействием фтора на организм человека в целом. Раскрыть вопрос о его токсичности с позиции науки, необходимости использования в средствах гигиены для взрослых и детей.
Валерий Константинович Леонтьев на протяжении двадцати лет занимал должность главного стоматолога СССР и Российской Федерации. Большую часть профессиональной деятельности занимался именно профилактикой стоматологических заболеваний и профилактикой кариеса. Им создано более пятисот научных публикаций на эту тему, двадцать учебных пособий и более пятидесяти изобретений.
Нашу беседу я хочу начать цитаты из книги Валерия Константиновича «Профилактика стоматологических заболеваний»:
«Первое упоминание о фторе сделал Erhart в 1874 году в Германии. В течение длительного времени было известно, что железо полезно для крови, кальций и фосфор для костей. Настолько же фтор, в растворённой и абсорбируемой форме, для эмали зубов. Именно фтор усиливает твердость эмали и её прочность, и защищает её от кариеса».
– Валерий Константинович, мой первый вопрос связан Вашим отношением к массовому негативному восприятию содержания фтора в средствах домашней гигиены.
Я хочу однозначно сказать, что фтор и его использование в стоматологии, является большой победой человечества. Дело в том, что до того срока, о котором Вы упомянули, о роли фтора в жизни и болезнях человека, в его физиологии и биохимии, ничего не было известно. Постепенно это изучалось, и люди стали искать активное применение фтора для улучшения здоровья человека. И тут возник вопрос о потреблении фтора. Оказалось, что если человек с пищей и с водой получает мало фтора, то это приводит к серьёзным заболеваниям зубов и костей. Если много фтора – это приводит к болезням, связанным с его избытком. Тогда возник естественный вопрос: а сколько же должно быть фтора? И на сегодняшний день этот вопрос изучен очень хорошо - человеку нужно получать от 2, 5 до 4 мг фтора внутрь ежедневно.
– Как поступает фтор в организм человека, то есть, каковы его основные источники? Мы знаем, что фтор поступает с водой, об этом всем известно. Но достаточно ли того объема фтора, который присутствует в обычной воде?
Я бы хотел немножко остановиться на том, с чем связан многолетний шум вокруг фтора. Шум, который научно совершенно не обоснован и идёт от нескольких категорий лиц. Он связан с тем, что фтор, в принципе, является одним из сильнейших ядов. В природе он встречается только в виде солей, в чистом виде его не бывает. Его ядовитость носит, если так можно сказать, условный характер. Есть такая поговорка: если выпьешь ведро воды, ты умрёшь. И это на самом деле может бы так, хотя вода сама по себе абсолютно безвредна. Должна быть осмысленная и изученная доза любого лекарственного или пищевого вещества. Со фтором этот вопрос изучен очень хорошо.
– Действительно ли он так опасен?
Он опасен в том случае, если его употреблять в больших количествах. С водой и с пищей нельзя получить высокую дозу. Подчёркиваю: смертельная доза фтора составляет примерно 10 000 мг, а доза, которую дают врачи, в том числе в пастах - от 2-х до 4-х мг. Это в 4 000 раз меньше. Поэтому отравиться зубной пастой совершенно невозможно! Это возможно только при различных несчастных случаях, которые бывают, к счастью, чрезвычайно редко.
Кто же поднимает этот шум? На первое место я бы поставил производителей зубных паст, которые заинтересованы в производстве паст без содержания фтора. Такие фирмы есть и в нашей стране, и за рубежом. Они выбивают себе, если так можно сказать, место под солнцем. Во-вторых, это люди ангажированные - химики или связанные с химией люди, которые хорошо знают о ядовитых свойствах фторидов, и недоумевают, почему этот яд используется в лечении и профилактике. И наконец, одну из самых активных групп составляют люди, которые психически не здоровы. И вот такое «антифтористое» лобби есть во всех странах.
Но теперь я хочу выделить другую сторону проблемы. Использование фтора для гигиены и для профилактики является единственным средством, которое Всемирная организация здравоохранения рекомендует для широкого применения. Я хочу подчеркнуть: единственным средством! Сколько нужно было провести исследований с участием десятков и сотен тысяч людей, которые для профилактики применяли фтор, чтобы дать такое положительное заключение! Этому заключению уже более сорока лет. Приведу ещё один пример, который для меня является сверхдоказательным. Когда стали говорить о том, что фтор, якобы, вызывает саркому костей или заболевания мозга, было проведено интереснейшее исследование. В 478 городах изучили смертность людей. Это были люди, которые всю свою жизнь употребляли фтор для профилактики, а также те, которые не употребляли. Рассматривали более десяти заболеваний, наиболее в этом отношении опасных. И не нашли ни по одному заболеванию достоверных отличий! Можно было после такого исследования сказать совершенно однозначно, что фториды не влияют на здоровье и смертность населения в отрицательном плане.
Теперь вернёмся к вопросу о том, где же содержится фтор. Природа наша такова, что нормальное содержание фтора в воде должно быть примерно1 мг на литр. И таких источников в мире примерно 50 процентов. Много водоисточников, особенно в России, содержащих от 0, 1 до 0, 5 мг на литр. А есть и такие, которые содержат около 2, 5 мг, и люди тоже пьют эту воду. При этом мы наблюдаем видимые заболевания зубов - почернение, крапчатость и разрушение эмали. То есть избыток фтора вызывает такое заболевание, как флюороз. Поэтому такую воду применять нельзя.
Воду, которая содержит менее миллиграмма на литр, рекомендуется фторировать. Во время очистки воды на источниках, искусственно добавлять фториды в безопасной концентрации - 1-1, 5 мг на литр.
– Я хочу заметить, что мы с Валерием Константиновичем оба учились в Омской государственной медицинской Академии, хоть и в разное время. Так вот, в Омске профилактике кариеса уделялось большое значение. Там фторировалась вода, применялась система профилактики, которую разработал Валерий Константинович. И большинство моих однокурсников, которым уже за тридцать, не имеют ни одного кариеса. Так что, результаты очень хорошие. А как быть тем регионам, где избыточное содержание фтора в воде?
Это в основном города, где есть алюминиевое производство. Там фтор содержится в алюминиевых рудах, при переработке которых он частично выбрасывается в атмосферу, откуда и попадает в воду. Как там быть? Прежде всего, должна соблюдаться культура производства, тогда отрицательных моментов не наблюдается. В других случаях, нужно наладить забор воды из источников с нормальным содержанием фтора. Но таких регионов, к счастью, у нас в стране и за рубежом не много, так что можно было бы добиться прекращения вредных выбросов в атмосферу.
– Большинство людей, приобретающих зубные пасты, не являются большими профессионалами в профилактике стоматологических заболеваний. Я хочу, чтобы с Вашей стороны прозвучал совет: на что нужно ориентироваться при выборе зубной пасты? Конкретно для детей, для взрослых и для лиц, у которых эмаль повреждена таким заболеванием как флюороз.
На сегодняшний день в мире выпускается миллиарды зубных паст. Из них 80% содержат фториды. Насколько может снизиться кариес зубов при таком уходе? В два раза, а может и больше - всё зависит от того, с какого возраста человек начал использовать такие пасты и сколько лет продолжает. А в целом, такие пасты, по рекомендации Всемирной организации здравоохранения, содержат не более полутора граммов фторидов на килограмм. Детям мы рекомендуем меньше, их пасты содержат 0, 25 – 0, 5 г на килограмм. С чем это связано? Дети при чистке зубов обязательно заглатывают определенное количество пасты. И эта поправка сделана для того, чтобы ребёнок не получил излишней дозы фторидов.
Такие пасты рекомендуются стоматологами для домашнего ухода. Сами стоматологи применяют пасты с большим содержанием фторида, но это происходит во время приёма, под надзором и непосредственным участием доктора.
Что касается возможности использования пасты при флюорозе, конечно, лучше этого не делать. Но я имею в виду флюороз, который связан с большим количеством фторидов в воде. Дело в том, что даже при не высоком содержании, есть люди с повышенной чувствительностью ко фтору, и у них флюороз в незначительной, малозаметный степени может быть даже при таком потреблении фтора.
– Имея проблемы с желудком и с забросами кислоты в полость рта, необходимо восстанавливать недостаток фтора в эмали. При флюорозе лёгкой и средней степени можно ли использовать в таких ситуациях фтор? Или переизбытка фтора в воде достаточно для того, чтобы восстановить эмаль?
Конечно, нежелательно это делать. Но, я бы хотел остановиться, на том, а каков, собственно, механизм действия фтора? Почему он вызывает снижение заболеваемости зубов кариесом? Есть три основных фактора. Первый фактор: фторид соединяется с эмалью зубов, образуя более резистентную структуру, иными словами, устойчивую к кариесу. То есть, фторид внедряется в поверхность зубов. Второй момент: фторид воздействует на кислотность полости рта, снижая количество микробов, продуцирующих кислоту. Третий фактор, тоже очень важный: фториды воздействуют на некоторые ферменты, которые имеются в полости рта, снижая действие молочной кислоты.
– Сколько времени должен находиться гель или зубная паста в полости рта для того, чтобы произошла химическая реакция и фтор усвоился, встроился в структуру зуба?
Я уже говорил о химических свойствах фторида. Он необычайно активный. Мы проводили специальные эксперименты, где изучали скорость соединения. Вы знаете, это считанные секунды. Они достаточны для того, чтобы фтор проник в поверхностную структуру эмали. А дальше идёт процесс диффузии - он может проникать вплоть до глубоких слоев эмали. Но до дентина не проходит, в пульпу он не попадает. Он попадает из слюны в поверхность зубов. Впервые этот факт обнаружили и убедительно доказали 50 лет назад российские учёные: Евгений Власович Боровский, Анатолий Григорьевич Колесник, Пётр Андреевич Леус. Это побудило нашу страну шире использовать фторид для профилактики кариеса.
– Как обывателю можно узнать о содержании фтора в той воде, которую он употребляет? Вода из-под крана, обработанная в фильтрах и вода бутилированная.
В нашей стране очисткой и подготовкой воды к употреблению, занимается санитарно-эпидемиологическая служба. Они, в общем-то, извещают граждан, о том, каково содержание фтора в воде. В любом случае, узнать это не сложно, можно даже обратиться к санитарному врачу, который обслуживает ваш район. Что касается бутилированной воды, то производитель обязан указывать на этикетке содержание основных ингредиентов. И отнюдь не фтор является основным ингредиентом. Обычно в воде, которую фторируют и разливают в бутыли, несколько повышено содержание фтора, потому что такой воды мы пьем меньше, и мы её не употребляем для приготовления супов, компотов и т.д.
– Некоторые семьи, живущие в Подмосковье, где есть избыток фтора, отдают предпочтение бутилированной воде, используя ее и для питья, и для приготовления пищи.
Это правда. Но не нужно такое значение придавать этим районам, потому что их мало. Ими персонально занимается СЭС, и есть различные методы, как избежать вредного влияния. В том числе, путём разбавления.
Люди должны усвоить два момента, которые мы сегодня обсуждали. Первый: смертельная доза фтора – 10 000 мг, а мы даем 2 - 4 миллиграмма в сутки. Второй: 478 городов проверены на влияние фторированной воды.
– Хотелось бы, чтобы существовала карта Российской Федерации, где указано количество фтора в воде по регионам.
И есть ещё такой вопрос. Каким-то образом система общего водоснабжения влияет на повышение содержания фтора?
Много придумок было в своё время со стороны людей, которые не хотели фторировать воду. Они говорили, что трубы поглощают фториды, и так далее… Ерунда, просто не хотели этим заниматься. А чего это стоит добиться, я знаю по собственному опыту в Омске. Я тогда внедрил программу по фторированию воды, а когда уехал, эту программу закрыли через два года. Кстати говоря, в Москве, в 50-60-х годах на протяжении десяти лет фторировалась вода в Краснопресненском районе – у них был отдельный водозабор. И сейчас стоматологи наблюдают в этом районе заболеваемость кариесом в два раза ниже, чем по всей Москве.
– Я, как мама маленького ребёнка, понимаю, что любое заветное желание любой мамы - чтобы её ребёнок был здоров. С появлением анестезии, лечение зубов стало безболезненным, но по-прежнему, дорогостоящим. Поэтому, чтобы ни вы, ни ваши дети не болели, внимательно выбираете средства гигиены.
И не забывайте два раза в год водить ребёнка стоматологу.
Заключение.
В СССР не выпускали фторсодержащих паст. Не умели и не хотели. Зарубежных паст не покупали, так как это было очень дорого. И в 80-е годы стали писать, об этой проблеме. Тогда на одной фабрике наладили производство фторсодержащей пасты. Это был «Фтородент». А когда мы стали испытывать этот «Фтородент», оказалось, что от её использования нулевой эффект. Мы не можем понять – фтора достаточно, а эффекта нет. Стали серьёзно разбираться с этим и выяснили, что пасту сделали на мелу. Весь фтор, который добавлялся в пасту, соединялся с мелом, а мел не воздействует на зубы, потому что он не растворим в воде! Всё стало ясно!
– Какие соединения фтора максимально полезны для эмали зубов?
Вы задаете вопрос очень коварный. Этот вопрос является предметом спора между учёными и между фирмами, которые применяют различные соединения фтора. Но я могу ответить на него достаточно однозначно: больших различий нет. Ученые получают разный эффект от применения фтористого натрия, или какого-нибудь поверхностно активного соединения фтора – разницы нет. Так что, этот вопрос не актуален.
Просмотрено 7555 Нравится 64 Мне нравится