Dental Community
О проекте Поиск по сайту  

Стоматологическое
сообщество

.
19.04.2020,     Раздел сайта: Актуальные статьи. Стоматология. Организация здравоохранения. Право.

Стоматологическая помощь в Москве:
основные тенденции развития

Кузнецов Сергей Владимирович

Кузнецов Сергей ВладимировичВ настоящее время сфера стоматологических услуг останется одной из наиболее динамично развивающихся областей медицины – как в масштабах всей страны, так и в столице. Логично, что это влечет за собой существенную конкурентную трансформацию и перераспределение рынка между государственными и частными клиниками.

Эффективное функционирование системы стоматологической помощи, как и всей системы здравоохранения, способствует улучшению здоровья людей, росту производительности труда и продолжительности жизни. Следствием этого является, с одной стороны, рост экономических показателей города, с другой – удовлетворенности москвичей медицинской помощью. Эти успехи можно в значительной части считать успехом «руководства органов здравоохранения города».

В сложившейся ситуации особенно важно правильно оценить позитивные и негативные факторы, которые в ближайшем будущем будут влиять на рынок стоматологических услуг.

Ключевой задачей стоматологической отрасли является обеспечение конституционного права граждан на охрану стоматологического здоровья и гарантированной стоматологической помощи необходимого объема и качества.

Дальнейшее развитие стоматологической службы и организация помощи населению в новых экономических условиях невозможны без адекватной и поступательной реформы управленческих и финансовых механизмов в этой сфере. Экономический кризис 2020года станет отправной точкой перераспределения объемов и структуры стоматологических услуг.

Мы хорошо помним, какой сложной была ситуация в 90-е годы. Возможности государственного финансирования стоматологической отрасли были несопоставимы с темпами развития современных мировых технологий. Уровень оказания услуг населению и организация стоматологической помощи в стране заметно пробуксовывали.

2000-е годы запомнились чувством тревоги и назревшей необходимости усиления функций государственного управления, по сути – функций департамента здравоохранения Москвы. В целом стоматология и стоматологическая служба страны тех лет отмечены ощутимой стагнацией и отсутствием четких научно-практических векторов развития – как в государственной, так и в частной системе стоматологической помощи. Намечавшиеся пути реформирования стоматологической отрасли не получили должного развития. Более того, за указанное время в ней обнаружился и развился ряд негативных тенденций.

К счастью, ситуация изменилась. Сегодня в полном объёме восстановлена государственная бюджетная система здравоохранения, в том числе – стоматологическая служба. За счёт усиленного контроля со стороны муниципальных органов управления здравоохранением и ощутимой государственной поддержки качество услуг и профессионализм в структуре государственных клиник стремительно растёт. Количество посещений государственных поликлиниках год от года увеличивается. Доминирование государственных (в том числе, ведомственных) учреждений на рынке стоматологических услуг в Москве очевидно.

Говоря о государственных городской стоматологической поликлиниках, важнейшим источником финансирования является бюджет и поступления из территориального фонда ОМС (МГФОМС). Доходы от услуг, оказываемых по системе добровольного медицинского страхования (ДМС), обычно составляют около 5%. Доля финансовых поступлений за оказание стоматологической помощи на платной (коммерческой) основе физическим и юридическим лицам составляет в среднем до 15-30% доходов. Удельный вес доходов от платных услуг не однороден по подразделениям поликлиник. На сегодняшний день в составе государственных стоматологических учреждений появляются подразделения, оказывающие исключительно платные услуги, работают механизмы субаренды, развитие получили и частно-государственные партнерства в медицине. Для нормального функционирования государственной клиники сегодня крайне необходимо сочетание организации помощи за счет государственных средств (бюджет города, МГФОМС и т.д.) и оказание платных видов помощи на базе государственных стоматологических учреждений. Говоря об экономике, замечу, что без платных услуг государственная стоматологическая помощь не будет развиваться – это факт. Бюджет и региональные ФОМСы не могут обеспечить в полном объёме финансирование качественной, доступной и одновременно эффективной стоматологической помощи населению. А именно такую помощь ждут наши пациенты. Важнейшим конкурентным преимуществом государственных медицинских организаций перед частными структурами традиционно остается практически нулевая арендная ставка. Отсутствие арендной доминанты в управленческой деятельности является значительным стабилизирующим фактором. Однако, может давать значительнуые погрешности в расчете себестоимости оказываемых услуг.

Современная комплексная стоматологическая помощь должна оставаться доступной, учитывает растущие потребности пациентов.

Важным аспектом развития отрасли является коммерческий сектор стоматологии как неотъемлемая часть стоматологии Столицы. На долу частных стоматологических клиник приходится около 50% от общего количества не страховых стоматологических услуг, оказываемых в Москве и Московской области. Однако все больше частных стоматологических организаций подключается к системе ОМС и этот тренд будет усиливаться. В то же время, многие государственные стоматологические учреждения, сумели организовать стоматологическую помощь, обеспечить оплату труда персонала, внедрить современные технологии, добиться хороших клинических результатов и положительных отзывов пациентов.

Оглядываясь на опыт западных стран с развитой системой здравоохранения, можно констатировать, что государственные и частные стоматологические клиники должны на паритетных условиях принимать участие в страховых государственных программах в сфере медицины. Эффективность использования бюджетных средств на оплату стоматологических услуг через страховые компании еще предстоит переосмыслить, исходя из необходимости перерасчета реальной фактической стоимости каждой услуги без привязки к организации, оказывающей услуги фактически. Сравнительный анализ фактической объективной стоимости услуг может стать основой формирования госзаказов и тендеров в сфере стоматологии на юолее выгодных для Государства, как Заказщика условиях.

В современных условиях обеспечение эффективности работы и повышение конкурентоспособности, как бюджетной так и частной стоматологической организации зависит от комплекса факторов, главные из которых: внедрение новейшего оборудования, современных протоколов лечения и технологий, позволяющих качественно и в короткие сроки проводить диагностику и лечение различных заболеваний; наличие высококвалифицированных управленческих и медицинских кадров, которые, как известно, решают все.

На сегодняшний день протоколы лечения в стоматологии позволяют проводить сложнейшие манипуляции при любых патологиях зубов и органов полости рта. Инновационные технологии способны заменить отсутствующие зубы в кратчайшие сроки с максимальной точностью и эстетическим результатом.

Среди проблем, которые возникают при техническом переоснащении стоматологических поликлиник, важно упомянуть необходимость более точного планирования и прогнозирования объёмов стоматологической помощи населению. «Стратегический маркетинг» должен стать неотъемлемой частью ежедневной работы государственных клиник, соответствовать требованиям времени и тенденциям развития стоматологических организаций. Мы чувствуем необходимость более точного статистического анализа всей «Экосистемы стоматологии» на всех уровнях.

Одной из основных проблем стоматологии в России остается дефицит профессиональных кадров. Опытные и квалифицированные стоматологи стремятся выбирать для себя более выгодные условия. Это нормально. Для решения проблемы подбора персонала некоторые крупные стоматологические клиники самостоятельно проводят подготовку молодых специалистов, в результате которой выпускники стоматологических ВУЗов получают желанную возможность самостоятельно лечить пациентов. Известно, что выпускники ВУЗов имеют недостаточный мануальный навык в области практического применения современных технологий лечения зубов. После отмены интернатуры, с сентября 2017 года, проблему дефицита стоматологов будут решать следующим образом: выпускники стоматологических факультетов смогут сразу приступать к практической работе в амбулаторно-поликлинических учреждениях в качестве стоматологов общей практики. Фактически же они проходят обучение на рабочем месте. Стоит отметить, что в государственных стоматологических поликлиниках, по сравнению с частными структурами, наблюдается более равномерное распределение врачей с разным стажем работы. Это указывает на максимальную сохранность специалистов старших возрастов в государственных стоматологиях и меньший их переход в учреждения частного сектора. Частные стоматологические организации преимущественно укомплектованы более молодыми врачами, способными к значительному профессиональных компетенций.

Несмотря на то, что в последние десятилетия частный сектор стоматологических услуг активно развивается, по-прежнему частные медицинские учреждения крайне неоднородны по профилю деятельности, численности и качеству персонала, а также количеству обслуживаемых пациентов. Работают одиночные стоматологические клиники, сети стоматологических клиник, кабинеты, а также многопрофильные медицинские центры, предоставляющие, в том числе, стоматологические услуги. Среди врачей частных клиник, рядом с безусловными лидерами и «звездами» стоматологии, все часто встречаются откровенные непрофессионалы и вчерашние студенты, лечащие пациентов «под прикрытием» более опытных врачей. Количество судебных исков по поводу качества оказанных услуг, часто, в отсутствии всех необходимых медицинских лицензий и сопутствующих документов исчисляется тысячами. Хотя стоматологические услуги в России лицензируются, прецеденты отзыва лицензий в частном сегменте стоматологической помощи фактически отсутствуют. Нельзя отрицать, что сектор частной стоматологии играет важнейшую роль в создании конкурентной среды в отрасли, является двигателем современных технологий, менеджмента медицинских услуг, проводником высокого качества стоматологической помощи. Каждый третий пациент получает помощь в частном секторе стоматологии Столицы. Однако необходимо обратить внимание, что имеются в этом секторе и серьезные недостатки: самоизоляция, попытки ухода от государственного контроля, работа (аренда) без лицензий, недостаточная статистика и др. Со стороны государственных органов управления остается не рещенным вопрос о предоставлении медицинских лицензий частно-практикующим врачам-стоматолога без привязки к адресу организации – держателя лицензии. Решение этого вопроса может стать ключевым в реализации персональной ответственности врачей перед пациентами в случае персонализации лицензий Индивидуальных предпренимателей в стуктуре частной стоматологической помощи.

Еще одна нерешенная задача – это страхование профессиональной ответственности врачей-стоматологов. В нашей стране подобная практика пока не считается необходимой и актуальной. А должна быть! Страхование всех без исключения врачей-стоматологов актуально, более того – необходимо. Количество жалоб и исковых заявлений в судебные органы неуклонно растет и, по оценкам специалистов, ситуация с «экстремизмом пациентов» будет только ухудшаться.

Пришло время обновленной Концепции государственной помощи в области стоматологии в Российской Федерации и в Москве, как в субъекте Федерации. Эта Концепция должна быть подкреплена конкретными программами финансирования различных направлений стоматологии.

Конечно, необходимы и непременно произойдут значительные изменения и в частной системе стоматологической помощи. Мы все понимаем приоритетность данного направления! В последние годы получила развитие государственная программа для программы профилактики основных стоматологических заболеваний среди детей и других социально незащищенных групп населения. Она также должна активно развиваться.

Значимый рывок в улучшении стоматологической помощи населению и развитие специальности, возможен при повышение роли общественных объединений в решении проблем организации стоматологической службы г.Москвы и управления её деятельностью – это уже часть сегодняшней реальности.

Нам предстоит совершенствовать и углублять договорные условия взаимодействия с Министерством здравоохранения РФ и Департаментом здравоохранения г.Москвы с общественными профессиональными объединениями врачей. Именно общественные организации будут способны обеспечить принятие и внедрение прогрессивных и эффективных форм управления здравоохранением и стоматологическими организациями в практику. Предстоит усилить работу между органами государственной власти и профессиональными объединениями врачей и врачей-стоматологов, в том числе, в вопросах комплексной защиты интересов врачей.

Конечно, есть целый комплекс проблем, которые нам еще предстоит решить.

Главной целью является дальнейшее развитие стоматологической службы города Москвы путем улучшения качества и доступности оказываемой помощи.

Рецепт известен – неуклонное улучшение финансовой организации, системы управления, подготовки кадров, оснащения, технологий профилактики и лечения при единых стандартах стоматологического лечения, а значит, и единого качества оказания стоматологической помощи для всего населения России и Москвы.

 

Сергей Кузнецов
доктор медицинских наук
профессор
Президент РОО «Стоматологи Столицы» (РООСС-СтАР)


Просмотрено 424       Нравится 3       Мне нравится