Dental Community
О проекте Поиск по сайту

Стоматологическое
сообщество

.
06.03.2021,     Раздел сайта: Актуальные статьи. Стоматология. Организация здравоохранения. Право.

International Journal of Oral Science
(Международный стоматологический журнал)

Пути передачи и профилактика коронавирусной инфекции 2019-nCoV в стоматологической практике

Сян Пэн, Синь СуЙ, Юйцин Ли,
Лэй Чэн, Сюэдун Чжоу, Бяо Жэнь

Вспышка ранее неизвестной коронавирусной инфекции группы бета (2019-nCoV), вызывающей пневмонию в тяжелой форме, была зафиксирована в городе Ухане, китайской провинции Хубей на рынке морепродуктов и быстро распространилась в Китае и за его пределами. Коронавирус 2019-nCoV генетически отличается от SARS-CoV, однако оба имеют общую мишень - ангиотензин-превращающий фермент 2 (АПФ2). В результате исследования геномов 2019-nCoV и BatCoV RaTG13 выявлено их 96, 2 % совпадение. Это позволяет предположить, что изначальным носителем вируса 2019-nCoV являются летучие мыши из рода азиатских подковоносов (Rhinolophus affinis). Вирус 2019-nCoV может передаваться от человека к человеку воздушно-капельным путем при кашле или чихании, либо контактным путем через слизистые оболочки полости рта, носа и глаз. Вирус 2019-nCoV также передается через слюну и, предположительно, фекально-оральным путем. Специалисты в области стоматологии подвержены огромному риску заражения вирусом 2019-nCoV, ввиду профессиональной необходимости близкого контакта с пациентами и непосредственного контакта со слюной, кровью и острыми инструментами. Исходя из этого, роль стоматологов в профилактике распространения коронавирусной инфекции трудно переоценить. В данной статье мы предлагаем профилактические меры, которые помогут избежать передачи инфекции от человека к человеку во время стоматологической практики.

ВВЕДЕНИЕ

В декабре 2019 года в городе Ухань вспыхнула эпидемия пневмонии неизвестного происхождения1. Инфекция стремительно распространилась из Уханя на большинство провинций Китая и еще в 24 государства 2, 3. 30 января 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила о чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение в связи с глобальной вспышкой пневмонии.

Среди типичных признаков у пациентов с новым вирусом пневмонии отмечались высокая температура, кашель, боль в мышцах, утомляемость и патологические изменения на компьютерной томографии грудной клетки. Реже отмечались влажный кашель, головная боль, кровохарканье и диарея4-6. Наибольшее воздействие возбудитель инфекции оказывает на пожилых людей, вызывая острые респираторные заболевания 7, 8. Некоторые симптомы не характерны для тяжёлого острого респираторного синдрома (ТОРС), вызываемого вирусом SARS- CoV в 2002-2003. Это позволяет сделать вывод о том, что новая вспышка вирусной пневмонии была вызвана другим возбудителем инфекции при передаче от человека к человеку8, 9. Китайские ученые выделили новый вирус у зараженного пациента и секвенировали его геном (29 903 нуклеотида)10. Было установлено, что возбудитель инфекции пневмонии в Ухане является новым, седьмым по счету типом коронавируса (2019- nCOV), способным заражать человека11. 11 февраля 2020 года ВОЗ присвоила официальное название инфекции, вызванной новым коронавирусом - "Коронавирусное заболевание (COVID19)", в то время как Международный комитет по таксономии вирусов предложил название "SARS- CoV-2" в связи с филогенетическим и таксономическим анализом нового вируса12.

ХАРАКТЕРИСТИКИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ 2019 ГОДА

Коронавирусы - это представители семейства Coronaviridae из отряда Nidovirales, содержащие в своем геноме длинную одноцепочечную РНК позитивной полярности (+)13, 14. В настоящее время различают четыре подгруппы коронавирусов: a-CoV, P-CoV, y-CoV, и б-CoV15, 16. Большинство видов коронавируса способы вызывать инфекционные заболевания у человека и позвоночных животных. Вирусы группы a-CoV и p-CoV в основном инфицируют желудочно-кишечный тракт, респираторную и центральную нервную систему человека и млекопитающих животных, а вирусы группы y-CoV и б-CoV в основном инфицируют птиц 13, 17-19.

Как правило, коронавирусы вызывают в организме человека респираторные заболевания, протекающие в легкой форме, однако, SARS-CoV (2002-2003) и Коронавирус ближневосточного респираторного синдрома (MERS-CoV) (2012) стали причиной тяжелых респираторных заболеваний, приводящих к летальному исходу20-22. SARS-CoV и MERS-CoV являются представителями бета-коронавирусов (P-CoV)23, 24. Согласно филогенетическому анализу на основе вирусного генома, вирус 2019-nCoV, обнаруженный в Ухане, также принадлежит к группе бета- коронавирусов10, 11. Несмотря на сходство нуклеотидных последовательностей менее 80% (2019-nCoV и SARS-CoV - около 79%, 2019-nCoV и MERS-CoV - около 50%), вирус 2019-nCoV может вызывать внутриутробное инфицирование и распространяется быстрее, чем два других типа коронавируса7, 9, 11, 25-27. Сравнительный анализ нуклеотидных последовательностей геномов коронавирусов BatCoV RaTG13, обнаруженного у летучей мыши Rhinolophus affinis китайской провинции Юньнань, и 2019-nCoV показал 96, 2% сходства. Это позволяет предположить, что Rhinolophus affinis является естественным хозяином 2019-nCoV11. Однако, эти результаты также свидетельствуют о наличии одного или нескольких возможных промежуточных носителей между летучей мышью и человеком. Научно-исследовательская группа из ЮжноКитайского Аграрного Университета провела исследование более 1 000 метагеномных образцов, взятых у панголинов.

Исследование свою очередь указывает на то, что панголин является возможным промежуточным хозяином 2019-nCoV29.

показало наличие бета-коронавируса (P-CoV) у 70% панголинов28. Геном одного из коронавирусов, выделенных у панголинов, показал высокое сходство с геномом 2019-nCoV, а совпадение нуклеотидной последовательности геномов составило 99%, что в

Для 2019-nCoV характерна типичная для коронавируса структура с «шиповидным белком» в оболочке мембраны30, а также способность экспрессировать другие полипротеины, нуклеопротеины, такие как РНК-полимераза, S3-химотрипсин подобная протеаза, папаин-подобная протеаза, хеликаза, гликопротеин и вспомогательные белки101130. Шиповидный белок коронавируса способен соединяться с рецепторами хозяина, что способствует попаданию вируса в клетки-мишени3132. Так как у 2019-nCoV и SARS- CoV имеется общая последовательность из четырех аминокислот шиповидного белка, 2019-nCoV способен так же соединяться с ангиотензин-превращающим ферментом 2 (АПФ2) человека, тем же рецептором хозяина, что и в случае с SARS- CoV. 2019-nCoV может соединяться с рецептором АПФ2 в клетках человека, летучей мыши, африканской циветы и свиньи, однако без АПФ2 такое соединение невозможно1133-35. Поскольку рекомбинантное антитело иммуноглобулина АПФ2, моноклональные SARS- CoV-специфические антитела человека, и сыворотка крови, взятая у выздоравливающего пациента, инфицированного SARS-CoV, способны подавлять 2019-nCoV, это доказывает, что АПФ2 является рецептором хозяина для 2019- nCoV36-39.

Высокое сродство между АПФ2 и шиповидным белком 2019-nCoV также указывает на то, что популяция с более высоким уровнем экспрессии АПФ2 может быть более уязвимой к 2019-nCoV40, 41. Клеточная сериновая протеаза TMPRSS2 также необходима для прайминга шиповидного белка 2019-nCoV, из чего следует, что ингибирование TMPRSS2 может быть использовано, как один из способов лечения36.

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПЕРЕДАЧИ 2019-NCOV

Прямая передача инфекции с помощью аэрогенного механизма (воздушно-капельным путем, через кашель или чихание), а также контактным способом (через слизистые оболочки полости рта, носа и глаз) считаются основными путями передачи новой коронавирусной инфекции 42. Хотя глазные симптомы не относятся к характерным клиническим проявлениям заболевания новой коронавирусной инфекции, анализ конъюнктивы у пациентов с подтвержденными и вероятными случаями заражения 2019-nCoV дает основание полагать, что передача инфекции происходит не только через органы дыхания4, но также при контакте с глазами43.

Исследования также показали, что вирусные инфекции дыхательных путей могут передаваться от человека к человеку посредством прямого или опосредованного контакта, воздушнокапельным путем, при вдыхании крупных и мелких капель, либо через слюну44. Кроме того, согласно одному из отчетов о случае заражения 2019-nCoV в Германии, вирус может передаваться при контакте с человеком, не имеющим симптомы коронавируса45.

Исследования также показали, что 2019-nCoV может передаваться воздушно-капельным путем во время проведения медицинских процедур46. Важно отметить, что РНК 2019-nCoV можно обнаружить при тестировании с помощью ПЦР-теста в реальном времени (rRT-PCR) в образце кала, взятого у пациента на седьмой день заболевания47. Тем не менее, аэрогенный и фекально-оральный механизмы заражения, вызывающие обеспокоенность у населения, на сегодняшний день недостаточно изучены.

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПЕРЕДАЧИ 2019-NCOV В СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ КЛИНИКАХ

Хотя известно, что 2019-nCoV может передаваться напрямую от человека к человеку воздушно-капельным путем, обнаруженные факты доказывают также возможность инфицирования через непосредственный контакт с человеком или зараженными предметами 43, 48. Согласно статистике, бессимптомный инкубационный период у лиц инфицированных 2019-nCov составляет 1-14 дней. По подтвержденным данным, лица с бессимптомным проявлением заболевания могут распространять вирус в течение 24 дней4, 5, 49. То и соавт. сообщают, что с помощью вирусного культивирования удалось выявить наличие живых вирусов в слюне инфицированных лиц. Кроме того, подтверждено, что 2019-nCov проникает в клетки тем же способом, что и SARS-CoV, взаимодействуя с клеточным рецептором АПФ225. 2019-nCoV использует АПФ2 как рецептор для проникновения в клетки, что в свою очередь способствует передаче вируса от человека к человеку 11. Клетки АПФ2+ в большом количестве присутствуют в дыхательных путях, а также в клетках эпителия каналов слюнной железы ротовой полости человека, имеющих сходную морфологическую структуру. Эпителиальные клетки каналов слюнной железы, содержащие АПФ2+, относятся к классу ранних мишеней инфекции SARS- CoV50, что, вероятно, актуально и для 2019-nCoV. Однако, на сегодняшний день на эту тему нет опубликованных исследований.

Сотрудники и пациенты стоматологических клиник подвержены риску заражения патогенными микроорганизмами, в том числе вирусами и бактериями, инфицирующими ротовую полость и дыхательные пути. Особенности работы в стоматологических учреждениях определяют высокую вероятность заражения вирусом 2019-nCoV, ввиду профессиональной необходимости близкого контакта с пациентами, а также взаимодействия со слюной, кровью и инструментарием. Патогенные микроорганизмы, сохраняющиеся в воздухе в течение длительного времени, могут передаваться воздушно-капельным путем51, посредством прямого контакта с кровью и физиологическими жидкостями52, попадания на слизистые оболочки глаз, рта и носа частиц из выделений инфицированных лиц, содержащих микроорганизмы, распространяемые на близкое расстояние во время кашля или при общении без маски53, 54, а также с помощью опосредованного контакта с зараженными инструментами и/или поверхностями50. Инфекции могут передаваться при любом из этих условий, при участии инфицированного лица в стоматологической клинике, особенно во время вспышки 2019-nCoV (Рис. 1).

Рис. 1. Иллюстрация путей передачи 2019-nCoV в стоматологических учреждениях

Передача воздушно-капельным путем

Передача SARS-Cov воздушно-капельным путем (коронавирус тяжёлого острого респираторного синдрома) подробно освещена во многих публикациях. Согласно научным работам в области стоматологии, при стоматологических процедурах в воздухе образуется аэрозольная взвесь из частиц, которые могут быть заражены вирусом55. Таким образом, передача 2019-nCoV воздушно-капельным путем представляет серьезную проблему в стоматологических учреждениях, поскольку специалистам приходится иметь дело с большим количеством частиц, содержащих кровь и слюну во время стоматологических процедур53. Наряду с кашлем и дыханием инфицированного пациента, специалист имеет дело со стоматологическими приборами, такими как турбинные наконечники бормашин, в работе которых используется сжатый воздух и подача воды. При работе стоматологических приборов в полости рта пациента выделяется большое количество частиц, содержащихся в слюне или крови пациента. Эти частицы довольно мелкие и остаются в воздухе в течение продолжительного времени, после чего оседают на поверхностях или попадают в дыхательные пути. Таким образом, 2019-nCoV может передаваться воздушно-капельным путем от инфицированных пациентов в условиях стоматологического учреждения.

Передача контактным способом

Прямой или опосредованный контакт специалиста с выделениями человека, а также с зараженными стоматологическими инструментами или поверхностями способствуют распространению вируса53. Кроме того, сотрудники и другие пациенты подвержены риску попадания на слизистые оболочки глаз, рта и носа частиц, содержащих микроорганизмы, выделяемые инфицированными лицами на близкое расстояние во время кашля или при общении без маски. Необходимо применять соответствующие меры профилактики для предотвращения распространения 2019-nCoV контактным способом.

Передача путем контакта с зараженными поверхностями Такие типы коронавируса человека, как SARS-CoV, Коронавирус ближневосточного респираторного синдрома (MERS-CoV) или эндемические коронавирусы человека (HCoV) сохраняются на металлических, пластмассовых и стеклянных поверхностях до нескольких дней51, 56. Исходя из этого, зараженные поверхности в условиях медицинских учреждений являются потенциальным способом распространения коронавирусной инфекции.

Во время стоматологических процедур инфицированным пациентом выделяется аэрозольная взвесь из частиц, которая оседает на поверхностях стоматологического кабинета. Кроме того, было доказано, что HCoV во внешней среде способен выживать при комнатной температуре от 2 часов до 9 дней, и при 50% относительной влажности сохраняется дольше, чем при 30%. Таким образом, поддержание чистой и сухой среды в стоматологическом кабинете способствует снижению устойчивости 2019-nCoV.

ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИИ ВО ВРЕМЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР

Сотрудники стоматологического учреждения должны быть ознакомлены со способами распространения 2019-nCoV, методами выявления инфицированных пациентов и дополнительными мерами защиты во время стоматологических процедур с целью предотвращения распространения 2019-nCoV. Ниже приводятся профилактические меры, необходимые к соблюдению сотрудниками стоматологического учреждения, исходя из того, что основным путем передачи 2019-nCoV является воздушно-капельный способ. Следующие рекомендации основаны на Руководстве по Диагностике и Лечению новой коронавирусной инфекции (5-ое издание), Руководстве по Профилактике и контролю новой коронавирусной инфекции в Медицинских учреждениях (1-ое издание), и Руководстве по Использованию медицинских средств защиты для профилактики и контроля новой коронавирусной uнфекцuu, составленных Национальной комиссией здравоохранения КНР, а также на основе практического опыта в Западно-китайской стоматологической клинике в связи со вспышкой распространения 2019-nCoV.

Оценка состояния пациента

В первую очередь, стоматологи должны уметь выявлять пациентов, инфицированных COVID-19. На момент написания настоящей работы актуально 5-ое издание Руководства по Диагностике и Лечению новой коронавирусной инфекции Национальной комиссии здравоохранения КНР. Пациентам, инфицированным COVID-19, находящимся на острой лихорадочной стадии заболевания противопоказано посещение стоматологических учреждений. Сотрудники стоматологического учреждения должны уметь определять пациентов, с подозрением на инфекцию 2019-nCoV. При подтверждении случая заражения не следует принимать меры по лечению пациента. Необходимо незамедлительно изолировать пациента и сообщить в отдел по инфекционному контролю, в особенности в период эпидемии 2019-nCoV.

Сначала необходимо измерить температуру пациента. Для измерения температуры настоятельно рекомендуется использовать бесконтактный термометр. Также необходимо проводить анкетирование пациентов с подозрением на инфекцию 2019-nCoV до того, как они окажутся в стоматологическом кресле. Анкетирование должно включать следующие вопросы: (1) Была ли у вас повышенная температура в течение последних 14 дней? (2) Замечали ли вы у себя симптомы респираторного заболевания, такие как кашель или затрудненное дыхание в течение последних 14 дней? (3) Посещали ли вы Ухань и его окрестности, или другие места с задокументированными случаями 2019-nCoV в течение последних 14 дней? (4) Был ли у вас контакт с людьми, имеющими подтвержденный случай 2019- nCoV в течение последних 14 дней? (5) Был ли у вас контакт с людьми, приехавшими из Уханя или его окрестностей, или других мест с задокументированными случаями 2019-nCoV в течение последних 14 дней? (6) Был ли у вас близкий контакт с людьми, имеющими высокую температуру или респираторными проявления в течение последних 14 дней? (7) Посещали ли вы собрания, встречи или имели близкий контакт с большим числом незнакомых людей?

Если пациент ответил "да" хотя бы на один из этих вопросов, а его температура тела ниже 37, 3 °C, стоматолог может перенести прием на 14 дней с момента анкетирования. Следует проинформировать пациента о необходимости соблюдать режим самоизоляции и сообщать о любых симптомах гриппа в местный отдел здравоохранения. Если пациент ответил "да" хотя бы на один из этих вопросов, а его температура тела выше 37, 3 °C, следует немедленно изолировать пациента и сообщить в отдел по инфекционному контролю или местный отдел здравоохранения. Если пациент ответил "нет" на все вопросы, и его температура тела ниже 37, 3 °C, стоматолог может начинать лечение с использованием дополнительных защитных мер и избегая процедур с возможным распылением. Если пациент ответил "нет" на все вопросы, а его температура тела выше 37, 3 °C, следует направить пациента в больницу или специальное учреждения по контролю COVID-19 для получения соответствующей медицинской помощи.

Гигиена рук

Зарегистрированные случаи фекально-оральной передачи 2019- nCoV указывают на необходимость соблюдения правил гигиены рук в стоматологической практике. Надлежащая гигиена рук является правилом для стоматологических учреждений, однако, зачастую это правило не соблюдается, что представляет серьезную проблему для инфекционного контроля в период эпидемии 2019-nCoV. Необходимо уделять больше внимания соблюдению гигиены рук. Отдел инфекционного контроля Западно-Китайской стоматологической клиники, Сычуаньского университета рекомендует мыть руки два раза до и три раза после проведения стоматологических процедур. Сотрудникам стоматологических учреждений необходимо мыть руки перед осмотром пациента, перед проведением стоматологических процедур, после прикосновения к пациенту, к не продезинфицированным предметам или оборудованию и после контакта со слизистыми полости рта, участками поврежденной слизистой или операционного поля, кровью, биологическими жидкостями и выделениями. Сотрудникам стоматологических учреждений следует соблюдать особую осторожность и не прикасаться к своим глазам, рту и носу.

Средства индивидуальной защиты врача-стоматолога На сегодняшний день не существует специального руководства по защите сотрудников стоматологических учреждений от инфекции 2019-nCoV. Хотя на момент написания настоящей работы не зафиксировано ни одного случая заражения 2019-nCoV среди стоматологов, в ходе недавней эпидемии SARS было зафиксировано большое количество заразившихся медицинских работников в условиях лечебных учреждений57. В связи с тем, что инфекция передается в основном воздушно-капельным путем, особенно в условиях стоматологической клиники, всем медицинским сотрудникам настоятельно рекомендуется использование средств индивидуальной защиты, выполняющих барьерную функцию, таких как защитные очки, медицинские маски, перчатки, шапочки, экраны и защитные костюмы в период эпидемии 2019-nCoV.

В определенных ситуациях врачам-стоматологам рекомендуется использовать трехуровневую систему защиты, с целью предотвращения распространения инфекции 2019-nCoV. (1) Первый уровень (стандартные меры защиты персонала в условиях стоматологического учреждения). Одноразовая медицинская шапочка, одноразовая медицинская маска, рабочая одежда (белый халат), защитные очки или экран, а также одноразовые латексные или нитриловые перчатки, при необходимости. (2) Второй уровень (расширенные меры защиты врача-стоматолога). Одноразовая медицинская шапочка, одноразовая медицинская маска, защитные очки, экран, рабочая одежда (белый халат), одноразовая изолирующая или хирургическая одежда поверх халата и одноразовые латексные перчатки. (3) Третий уровень (усиленные меры защиты при контакте с пациентами с предполагаемой или подтвержденной инфекцией 2019-nCoV). Несмотря на запрет обслуживания пациентов, инфицированных 2019-nCoV в стоматологических учреждениях, сотрудники должны быть готовы к возможному контакту с зараженными пациентами и иметь специальные средства защиты. В случае отсутствия специальной защитной одежды необходимо использовать рабочую одежду (белый халат) и дополнительную одноразовую защитную одежду поверх халата. Необходимо также использовать одноразовую медицинскую шапочку, защитные очки, экран, одноразовую медицинскую маску, латексные перчатки и бахилы.

Средства для полоскания рта перед проведением стоматологических процедур

Считается, что использование противомикробных средств для полоскания ротовой полости до начала лечения пациента уменьшает количество микробов. Однако, по данным Руководства по Диагностике и Лечению новой коронавирусной инфекции (5-ое издание) Национальной комиссии здравоохранения КНР, хлоргексидин, используемый в стоматологической практике, не эффективен против 2019-nCoV. Поскольку вирус 2019-nCoV повреждается при окислении, рекомендуется использовать 1, 5% перекись водорода или 0, 2% раствор повидона, в качестве ополаскивателя для полости рта перед лечением пациента с целью уничтожения микробов в полости рта, в том числе вирус 2019-nCoV. Применение ополаскивателя для полости рта перед началом лечения особенно важно в условиях отсутствия резинового изолятора слюны.

Резиновый изолятор слюны

Использование резинового изолятора слюны позволяет значительно сократить образование брызг и аэрозолей, содержащих слюну или кровь, особенно при использовании ультразвуковых приборов и турбинных наконечников бормашины. Было установлено, что использование резинового изолятора слюны на 70% сокращает объем взвеси из частиц в радиусе

полуметра58. При применении резинового изолятора слюны, помимо стандартного слюноотсоса, необходимо использовать дополнительный слюноотсос большей производительности59. В таком случае процедура должна проводиться двумя специалистами. Если применение резинового изолятора слюны невозможно, при удалении кариеса и зубного камня рекомендуется использовать Carisolv и ручной скалер для сокращения объема аэрозолей.

Антиретракционные клапаны

Турбинный стоматологический наконечник без антиретракционных клапанов может всасывать твердые частицы и жидкости, образующиеся при проведении стоматологических процедур. Важно отметить, что микробы, в том числе бактерии и вирусы, могут попасть в трубки стоматологической установки, подающие воздух или воду, и таким образом стать причиной внутрибольничной инфекции. Наше исследование доказывает, что использование турбинного наконечника с антиретракционным клапаном позволяет значительно сократить попадание бактерий и вирусов из полости рта в трубки стоматологической установки60. Таким образом, применение стоматологических наконечников без антиретракции должно быть запрещено в период эпидемии COVID-19. Во избежание внутрибольничного инфицирования рекомендуется использовать антиретракционные стоматологические наконечники со специально разработанными антиретракционными клапанами или антирефлюксной системой59. Таким образом, применение стоматологических наконечников без антиретракции должно быть запрещено в период эпидемии COVID-19. Во избежание внутрибольничного инфицирования рекомендуется использовать антиретракционные стоматологические наконечники со специально разработанными антиретракционными клапанами или антирефлюксной системой.

Дезинфекция в стоматологическом учреждении Медицинские учреждения обязаны принимать эффективные и строгие меры по дезинфекции как в лечебных кабинетах, так и в местах пребывания пациентов. Необходимо проводить уборку и дезинфекцию лечебных кабинетов в соответствии с Протоколом по обработке и дезинфекции в медицинских учреждениях (WS/T 512- 2016) Национальной комиссии здравоохранения КНР. Необходимо проводить тщательную дезинфекцию в местах пребывания пациентов, включая технику, пол, ручки, кресла и столы. Необходимо проводить регулярную дезинфекцию лифта. Находясь в лифте, необходимо носить маску и избегать прямого контакта с кнопками и другими предметами.

Утилизация медицинских отходов

Необходимо своевременно выносить медицинские отходы (включая использованные одноразовые средства защиты) в соответствующую зону временного хранения в медицинском учреждении. Инструменты и предметы многоразового использования следует обрабатывать, промывать, стерилизовать и хранить в соответствии с Протоколом по Дезинфекции и стерилизации стоматологических инструментов (WS 506-2016) Национальной комиссии здравоохранения КНР. Медицинские и бытовые отходы, полученные в процессе лечения пациентов с предполагаемой или подтвержденной инфекцией 2019-nCoV, считаются инфицированными медицинскими отходами. Для утилизации таких отходов необходимо использовать двухслойные мусорные мешки желтого цвета с герметичными завязками. Мешки должны быть промаркированы и утилизированы в соответствии с требованиями к утилизации медицинских отходов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новый тип коронавирусной инфекции (2019-nCov), выявленный в декабре 2019 года, стал причиной вспышки пневмонии в Ухане и быстро распространился по всему Китаю. 2019-nCov действует аналогично SARS-CoV, проникая в клетки хозяина посредством клеточного рецептора АПФ2, однако, с более высокой связывающей способностью61. Стремительный рост случаев заражения и подтвержденная способность передаваться от человека к человеку указывают на большую контагиозность 2019-nCov по сравнению с SARS-CoV и MERS-CoV9, 25, 27, 61. К середине февраля 2020 года было зарегистрировано большое число случаев заражения среди медицинских работников62, что указывает на необходимость совершенствования защитных мер.

Несмотря на закрытие стоматологических учреждений в период эпидемии, множество неотложных пациентов обращается в медицинские клиники за помощью. Мы рассмотрели возможные способы передачи 2019-nCov в условиях стоматологических учреждений, такие как воздушно-капельный, контактный и через зараженные поверхности. Мы также рассмотрели некоторые практические методы профилактики передачи вирусной инфекции при проведении осмотра и лечения пациентов, включая оценку состояния пациентов, соблюдение гигиены рук, средства индивидуальной защиты для врачей-стоматологов, использование растворов для полоскания перед лечением пациентов, применение резинового изолятора слюны, антиретракционных стоматологических наконечников, дезинфекции и утилизации медицинских отходов.

БЛАГОДАРНОСТИ

Настоящее исследование поддержано экстренным проектом Сычуаньского университета (0082604151013, XZ).

АВТОРСКИЙ ВКЛАД

Сюэдун Чжоу - идея и планирование статьи; Сюэдун Чжоу, Синь Суй, Сян Пэн, Юйцин Ли и Бяо Жэнь - текст статьи; Сюэдун Чжоу - редакция.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Zhu, N. et al. A novel coronavirus from patients with pneumonia in China, 2019. N. Engl. J. Med. https://doi.org/10:1056/NEJMoa2001017 (2020).

2. Wang, C., Horby, P. W., Hayden, F. G. & Gao, G. F. A novel coronavirus outbreak of global health concern. Lancet 395, 470-473 (2020).

3. Liu, T. et al. Transmission dynamics of 2019 novel coronavirus (2019- nCoV). The Lancet. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3526307 (2020).

4. Huang, C. et al. Clinical features of patients infected with 2019 novel coronavirus in Wuhan, China. Lancet 395, 497-506 (2020).

5. Guan, W.-j. et al. Clinical characteristics of 2019 novel coronavirus infection in China. Preprint at https://www.medrxiv.org/content/10:1101/2020:02.06:20020974v1 (2020).

6. Wang, D. et al. Clinical characteristics of 138 hospitalized patients with 2019 novel coronavirus-infected pneumonia in Wuhan, China. JAMA https://doi.org/10:1001/ jama.2020:1585 (2020).

7. Chen, N. et al. Epidemiological and clinical characteristics of 99 cases of 2019 novel coronavirus pneumonia in Wuhan, China: a descriptive study. Lancet 395, 507-513 (2020).

8. Chan, J. F.-W. et al. A familial cluster of pneumonia associated with the 2019 novel coronavirus indicating person-to-person transmission: a study of a family cluster. Lancet 395, 514-523 (2020).

9. Li, Q. et al. Early transmission dynamics in Wuhan, China, of novel coronavirus-infected pneumonia. N. Engl. J. Med. https://doi.org/10:1056/NEJMoa2001316 (2020).

10. Wu, F. et al. A new coronavirus associated with human respiratory disease in China. Nature https://doi.org/10:1038/s41586-020-2008-3 (2020).

11. Zhou, P. et al. A pneumonia outbreak associated with a new coronavirus of probable bat origin. Nature https://doi.org/10:1038/s41586-020-2012-7 (2020).

12. Gorbalenya, A. E. et al. Severe acute respiratory syndrome-related coronavirus: The species and its viruses—a statement of the Coronavirus Study Group. Pre- print at https://www.biorxiv.org/content/10:1101/2020:02.07:937862v1 (2020).

13. Fehr, A. R. & Perlman, S. Coronaviruses: an overview of their replication and pathogenesis. Methods Mol. Biol. 1282, 1-23 (2015).

14. Gorbalenya, A., Enjuanes, L., Ziebuhr, J. & Snijder, E. Nidovirales: evolving the largest RNA virus genome. Virus Res. 117, 17:37 (2006).

15. Nakagawa, K., Lokugamage, K. G. & Makino, S. in Advances in Virus Research (ed John Ziebuhr) vol. 96, 165-192 (Academic Press, 2016).

16. Fan, Y., Zhao, K., Shi, Z.-L. & Zhou, P. Bat coronaviruses in China. Viruses 11, 210 (2019).

17. Perlman, S. & Netland, J. Coronaviruses post-SARS: update on replication and pathogenesis. Nat. Rev. Microbiol. 7, 439-450 (2009).

18. Weiss, S. & Leibowitz, J. Coronavirus pathogenesis. Adv. Virus Res. 81, 85164 (2011).

19. Yin, Y. & Wunderink, R. G. MERS, SARS and other coronaviruses as causes of pneumonia. Respirology 23, 130-137 (2018).

20. Holmes, K. V. SARS-associated coronavirus. N. Engl. J. Med. 348, 19481951 (2003).

21. Falsey, A. R. & Walsh, E. E. Novel coronavirus and severe acute respiratory syn- drome. Lancet 361, 1312-1313 (2003).

22. The Lancet. MERS-CoV: a global challenge. Lancet 381, 1960 (2013).

23. Al-Tawfiq, J. A., Zumla, A. & Memish, Z. A. Coronaviruses: severe acute respiratory syndrome coronavirus and Middle East respiratory syndrome coronavirus in travelers. Curr. Opin. Infect. Dis. 27, 411-417 (2014).

24. Song, Z. et al. From SARS to MERS, thrusting coronaviruses into the spotlight. Viruses https://doi.org/10:3390/v11010059 (2019).

25. de Wit, E., van Doremalen, N., Falzarano, D. & Munster, V. J. SARS and MERS: recent insights into emerging coronaviruses. Nat. Rev. Microbiol. 14, 523-534 (2016).

26. Al-Tawfiq, J. A., Zumla, A. & Memish, Z. A. Coronaviruses: severe acute respiratory syndrome coronavirus and Middle East respiratory syndrome coronavirus in travelers. Curr. Opin. Infect. Dis. 27, 411-417 (2014).

27. Bai, Y., Nie, X. & Wen, C. Epidemic prediction of 2019-nCoV in Hubei province and comparison with SARS in Guangdong province. The lancet. Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3531427 (2020).

28. Liu, P., Chen, W. & Chen, J.-P. Viral metagenomics revealed sendai virus and cor- onavirus infection of malayan pangolins (Manis javanica). Viruses 11, 979 (2019).

29. Wahba, L. et al. Identification of a pangolin niche for a 2019-nCoV-like cor- onavirus through an extensive meta-metagenomic search. Preprint at https:// www.biorxiv.org/content/10:1101/2020:02.08:939660v2 (2020).

30. Li, F. Structure, function, and evolution of coronavirus spike proteins. Annu. Rev. Virol. 3, 237-261 (2016).

31. Hantak, M. P., Qing, E., Earnest, J. T. & Gallagher, T. Tetraspanins: architects of viral entry and exit platforms. J. Virol. 93, e01429-e01417 (2019).

32. Belouzard, S., Millet, J. K., Licitra, B. N. & Whittaker, G. R. Mechanisms of cor- onavirus cell entry mediated by the viral spike protein. Viruses 4, 1011 - 1033 (2012).

33. Wan, Y., Shang, J., Graham, R., Baric, R. S. & Li, F. Receptor recognition by novel coronavirus from Wuhan: an analysis based on decade-long structural studies of SARS. J. Virol. https://doi.org/10:1128/jvi.00127-20 (2020).

34. Chai, X. et al. Specific ACE2 expression in cholangiocytes may cause liver damage after 2019-nCoV infection. Preprint at https://www.biorxiv.org/content/10:1101/ 2020:02.03:931766v1 (2020).

35. Fan, C., Li, K., Ding, Y., Lu, W. L. & Wang, J. ACE2 expression in kidney and testis may cause kidney and testis damage after 2019-nCoV infection. Preprint at https://www.medrxiv.org/content/10:1101/2020:02.12:20022418v1 (2020).

36. Hoffmann, M. et al. The novel coronavirus 2019 (2019-nCoV) uses the SARS- coronavirus receptor ACE2 and the cellular protease TMPRSS2 for entry into target cells. Preprint at https://www.biorxiv.org/content/10:1101/2020:01.31:929042v1. full (2020).

37. Huang, Q. & Herrmann, A. Fast assessment of human receptor-binding capability of 2019 novel coronavirus (2019-nCoV). Preprint at https://www.biorxiv.org/ content/10:1101/2020:02.01:930537v1 (2020).

38. Lei, C. et al. Potent neutralization of 2019 novel coronavirus by recombinant ACE2- Ig. Preprint at https://www.biorxiv.org/content/10:1101/2020:02.01:929976v2 (2020).

39. Tian, X. et al. Potent binding of 2019 novel coronavirus spike protein by a SARS coronavirus-specific human monoclonal antibody. Emerg. Microbes. Infect. 9, 382-385. https://doi.org/10:1080/22221751.2020.1729069 (2020).

40. Zhao, Y. et al. Single-cell RNA expression profiling of ACE2, the putative receptor of Wuhan 2019-nCov. Preprint at https://www.biorxiv.org/content/10:1101/ 2020:01.26:919985v1 (2020).

41. Guy, J. L., Lambert, D. W., Warner, F. J., Hooper, N. M. & Turner, A. J. Membrane- associated zinc peptidase families: comparing ACE and ACE2. Biochim. Biophysi. Acta 1751, 2-8 (2005).

42. Lu, C.-W., Liu, X.-F. & Jia, Z.-F. 2019-nCoV transmission through the ocular surface must not be ignored. The Lancet https://doi.org/10:1016/S0140- 6736(20)30313-5 (2020).

43. To, K. K.-W. et al. Consistent detection of 2019 novel coronavirus in saliva. Clin. Infect. Diseases https://doi.org/10:1093/cid/ciaa149 (2020).

44. Belser, J. A., Rota, P. A. & Tumpey, T. M. Ocular tropism of respiratory viruses. Microbiol. Mol. Biol. Rev. 77, 144-156 (2013).

45. Rothe, C. et al. Transmission of 2019-nCoV infection from an asymptomatic con- tact in germany. N. Engl. J. Med. https://doi.org/10:1056/NEJMc2001468 (2020).

46. Wax, R. S. & Christian, M. D. Practical recommendations for critical care and anesthesiology teams caring for novel coronavirus (2019-nCoV) patients. Cana- dian Journal of Anesthesia/Journal canadien d’anesthesie https://doi.org/10:1007/ s12630-020-01591-x (2020).

47. Holshue, M. L. et al. First Case of 2019 Novel coronavirus in the United States. N. Engl. J. Med. https://doi.org/10:1056/NEJMoa2001191 (2020).

48. Rodriguez-Morales, A. J., MacGregor, K., Kanagarajah, S., Patel, D. & Schlagenhauf, P. Going global - Travel and the 2019 novel coronavirus. Travel. Med. Infect. Dis. 101578, https://doi.org/10:10167j.tmaid.2020:101578 (2020).

49. Backer, J. A., Klinkenberg, D. & Wallinga, J. Incubation period of 2019 novel cor- onavirus (2019-nCoV) infections among travellers from Wuhan, China, 20:28 January 2020. Euro. Surveill. https://doi.org/10:2807/1560- 7917.Es.2020:25.5.2000062 (2020).

50. Liu, L. et al. Epithelial cells lining salivary gland ducts are early target cells of severe acute respiratory syndrome coronavirus infection in the upper respiratory tracts of rhesus macaques. J. Virol. 85, 4025-4030 (2011).

51. Kampf, G., Todt, D., Pfaender, S. & Steinmann, E. Persistence of coronaviruses on inanimate surfaces and its inactivation with biocidal agents. J. Hosp. Infect. https://doi.org/10:1016/jjhin.2020:01.022 (2020).

52. Chen, J. Pathogenicity and transmissibility of 2019-nCoV—a quick overview and comparison with other emerging viruses. Microb. Infect. https://doi.org/10:1016/j. micinf.2020:01.004 (2020).

53. Cleveland, J. L. et al. Transmission of blood-borne pathogens in US dental health care settings: 2016 update. J. Am. Dent. Assoc. (1939) 147, 729-738 (2016).

54. Harrel, S. K. & Molinari, J. Aerosols and splatter in dentistry: a brief review of the literature and infection control implications. J. Am. Dent. Assoc. (1939) 135, 429-437 (2004).

55. Wei, J. & Li, Y. Airborne spread of infectious agents in the indoor environment. Am. J. Infect. Control44, S102-S108 (2016).

56. Otter, J. A. et al. Transmission of SARS and MERS coronaviruses and influenza virus in healthcare settings: the possible role of dry surface contamination. J. Hosp. Infect. 92, 235-250 (2016).

57. Seto, W. H. et al. Effectiveness of precautions against droplets and contact in prevention of nosocomial transmission of severe acute respiratory syndrome (SARS). Lancet 361, 1519-1520 (2003).

58. Samaranayake, L. P., Reid, J. & Evans, D. The efficacy of rubber dam isolation in reducing atmospheric bacterial contamination. ASDC J. Dent. Child 56, 442-444 (1989).

59. Samaranayake, L. P. & Peiris, M. Severe acute respiratory syndrome and dentistry: a retrospective view. J. Am. Dent. Assoc. (1939) 135, 1292-1302 (2004).

60. Hu, T., Li, G., Zuo, Y. & Zhou, X. Risk of hepatitis B virus transmission via dental handpieces and evaluation of an anti-suction device for prevention of trans- mission. Infect. Control Hosp. Epidemiol. 28, 80:82 (2007).

61. Wrapp, D. et al. Cryo-EM structure of the 2019-nCoV spike in the prefusion conformation. Science eabb2507, https://doi.org/10:1126/science.abb2507 (2020).

62. The Novel Coronavirus Pneumonia Emergency Response Epidemiology Team. The epidemiological characteristics of an outbreak of 2019 novel coronavirus diseases (COVID-19) in China. Chinese Journal of Epidemiology 41, 145-151 (2020).

Просмотрено 1316       Нравится 1       Мне нравится