Dental Community
О проекте Поиск по сайту  

Стоматологическое
сообщество

.
12.03.2021,     Раздел сайта: Актуальные статьи. Стоматология. Организация здравоохранения. Право.

Проблема качества в стоматологии

Академик В.К. Леонтьев

Леонтьев В.К.Единой формулировки качества в нашей специальности нет. Мы понимаем качество (товара, услуги, изделия, лечения, профилактики) как совокупность всех их свойств, удовлетворяющих одновременно требованиям изготовителя, продавца, покупателя, врача, потребителя данного продукта, услуги, помощи.

Качество стоматологической помощи имеет:

а) уровни формирования и управления качеством;

б) основные направления формирования и управления качеством.

Уровни формирования и управления качеством стоматологической помощи

  1. Государственный уровень
  2. Профессиональный
  3. Учрежденческий
  4. Врачебный

Основные направления, обеспечивающие формирование качества стоматологической помощи на государственном уровне

  1. Государственное законодательство по здравоохранению и соответствие стоматологической службы страны этим документам;
  2. Соответствие стоматологических помещений и технологий государственным санитарно-гигиеническим технологиям СанПинам;
  3. Федеральные государственные стандарты лечения, профилактики и др.;
  4. Соответствие стоматологических кадров государственным образовательным стандартам и номенклатуры кадров – требованиям практики;
  5. Система постдипломной подготовки специалистов;
  6. Типы стоматологических организаций и табели их оснащения;
  7. Система государственной экспертизы качества стоматологической помощи.

Профессиональный уровень формирования и управления качеством стоматологической помощи.

  1. Рекомендации и внедрение принципов и технологий доказательной медицины в профилактику и лечение;
  2. Аттестация, сертификация и аккредитация стоматологических учреждений и кадров (оценка знаний специалистов, уровень организации и управления);
  3. Независимая стоматологическая экспертиза;
  4. Система государственного постдипломного образования (конференции, съезды, мастер-классы, конкурсы и др.);
  5. Стандарты стоматологической Ассоциации;
  6. Программы подготовки кадров всех уровней;
  7. Выработка корпоративной этики и профессиональной установки на качественное лечение и профилактику;
  8. Требование и контроль за принципиальным наличием плана лечения и его исполнения для каждого больного;
  9. Введение системы гарантий на лечение;
  10. Оценка, испытание и рекомендации любых видов стоматологического оборудования, инструментов, материалов;
  11. Написание учебников, руководств, монографий, рекомендаций, пособий;
  12. Определение качества стоматологической помощи для любых целей и др.

Учрежденческий уровень формирования и управления качеством стоматологической помощи

  1. Создание условий (медицинских, организационных, управленческих, психологических др.) для притока и приема пациентов;
  2. Технологическое обеспечение приема пациентов;
  3. Организационно-управленческое обеспечение приема пациентов;
  4. Кадровое обеспечение приема пациентов;
  5. Информационное обеспечение приема пациентов;
  6. Создание экономических и финансовых механизмов работы учреждений в соответствии с бюджетными, рыночными, страховыми и др. условиями работы;
  7. Создание системы поощрения за качественную работу специалистов, за освоение новых технологий, за увеличение потока и приема пациентов во всех подразделениях клиники;
  8. Требование плана лечения каждого больного и контроля за его выполнением;
  9. Наличие системы ответственности за каждого больного, в первую очередь – персональной;
  10. Оценке качества работы специалистов и принятия мер по его улучшению, по обучению персонала и др.

Врачебный уровень формирования и управления качеством стоматологической помощи

  1. Исполнение стандартов профилактики и лечения;
  2. Информационное обеспечение лечения и согласия больного на лечение;
  3. Профессиональная установка на качественное лечение и профилактику;
  4. Хорошая технологическая подготовка, готовность и способность к постоянному самообразованию и совершенствованию;
  5. Взаимосвязь оплаты труда и качества лечебно-профилактической работы, достойная оплата труда персонала;

Основные факторы, определяющие качество
стоматологической помощи в России

Качество стоматологической помощи

Рыночные механизмы Современные технологии лечения Административно-управленческие меры Использование субъективных факторов

Влияние рыночных отношений
на качество стоматологической помощи

Качество стоматологической помощи

Конкуренция на рынке услуг Свободный выбор пациентом врача, стоматологической клиники, системы оплаты; Создание системы гарантий, страхования, ценовая политика

Рыночные отношения

 

Влияние современных стоматологических технологий
на качество стоматологической помощи

Качество стоматологической помощи

Создание системы обучения специалистов Подготовка клиник, рабочих мест, пациентов Информационное обеспечение и сопровождение Финансовое, административное, инфраструктурное обеспечение

Административно-управленческие меры, влияющие
на качество стоматологической помощи

Качество стоматологической помощи

Стандарты лечения Экономические решения Контроль работы Организация обучения специалистов

Влияние субъективных факторов
на качество стоматологической помощи

Качество стоматологической помощи

Корпоративная ответственность и корпоративное мышление Наличие атмосферы дружелюбия, состязательности и конкуренции Профессиональная установка стоматологов на качественное лечение

Взаимосвязь основных элементов, формирующих
качество стоматологической помощи

Уровни формирования качества
стоматологической помощи
Основные направления формирования качества
стоматологической помощи

Качество стоматологической помощи

критерии качества → экспертиза качества

Результативность стоматологической помощи

 

Меры регуляции и стимулирования повышения качества стоматологической помощи:

  1. Законодательные и директивные;
  2. Организационно-управленческие;
  3. Кадровые;
  4. Административные;
  5. Технологические и технические;
  6. Экономические;
  7. Научно-аналитические;
  8. Объективизация качества работы;
  9. Личностные, имиджевые, поощрительные;
  10. Санитарно-просветительская работа с населением;

Способы достижения улучшения качества стоматологической помощи:

  1. Работа с законодательными и административными властями;
  2. Экономическое и имиджевое стимулирование и поощрение сотрудников;
  3. Планирование улучшения качества помощи;
  4. Обучение кадров всех звеньев;
  5. Привлечение дополнительных источников финансирования;
  6. Коллективная и индивидуальная работа с пациентами;
  7. Экспертиза качества стоматологической помощи;

Представленные материалы показывают, что качество стоматологической помощи населению зависит от множества факторов, среди которых законодательные, административные, кадровые, управленческие, технологические, финансово-экономические меры играют очень важную и первостепенную роль.

При этом личные умения и подготовка стоматолога, его умение работать с пациентом по санпросветработе, организационно-управленческим навыкам, технологическим методам также играют очень важную роль.

К сожалению, до сих пор первостепенное и важнейшее значение в организации качественной работы стоматолога придается различным контрольным и проверочным мерам.

Этот путь важен, но он малоэффективен, он прост, но односторонен, он никак и ни в чем не способен заменить реальное многообразие организационных, управленческих, технологических, педагогических, финансово- экономических, законодательных подходов к совершенствованию качества стоматологической помощи населению.

Поэтому любые однобокие и односторонние подходы к улучшению качества стоматологического лечения не способны дать хорошего результата без системного, комплексного, научного, организационного и управленческого подхода к решению столь важной и ответственной задачи нашей специальности.

Недавно подготовленные и изданные документы МЗ РФ по улучшению качества медицинской и стоматологической помощи также не являются системным и многосторонне решающие столь важную проблему. Упор в них вновь ставится на контроль, проверки, ошибки, но не выстраивается система комплексного подхода к формированию качественного лечения. Такие же подходы преобладают и во многих диссертационных исследованиях.


Просмотрено 345       Нравится 11       Мне нравится