Dental Community
О проекте Поиск по сайту  

Стоматологическое
сообщество

.
14.05.2021,     Раздел сайта: Актуальные статьи. Стоматология. Организация здравоохранения. Право.

Скованные одной цепью
(вопросы политики, экономики и стоматологии)

Академик В.К. Леонтьев

 

Стоматология и политика... Что, казалось бы, общего может быть между ними, какие связи и зависимости их связывают?

Попробуем разобраться с этой проблемой. Зависит ли система стоматологического образования, номенклатура профильных кадров, структура сети стоматологических учреждений, структура стоматологических учреждений, система финансирования и экономики стоматологии, оплата труда специалистов и ценообразование, стоимость лечения и его доступность, оснащенность учреждений и система профилактики от политики? На наш взгляд, несомненно. Особенно хорошо это видно при сравнении оказания стоматологической помощи при социалистической системе хозяйствования и при рыночной.

Политика государства при социалистической системе, основанной на равных правах и возможностях для каждого, подразумевает получение одинакового объема и качества стоматологической помощи каждому члену общества за счет государственного бюджета, который очень ограничен. Его лимит простирается на все стороны стоматологической деятельности путем строчного нормирования - числа должностей медицинского персонала, стоматологических учреждений, объема финансирования, нормативов затрат, числа преподавателей, номенклатуры специальностей, количества часов на преподавание, времени на 1 экзамен (зачет, семинар) и т.д. и т.п. Для снижения затрат максимально унифицируется оборудование, структура стоматологических учреждений, штатные расписания, системы дипломного и постдипломного образования, учебные программы, учебники, пособия, планы занятий, нормы приема пациентов и др.

Во всем перечисленном и многом другом четко прослеживается политика социалистического государства на создание социальной справедливости в получении стоматологической помощи каждым жителем страны и достижение максимального эффекта помощи при минимальных затратах. Это особенно проявляется в унификации различных подходов, показателей, оснащения и др.

Описанный политический подход, воплощенный в конкретную форму системы оказания стоматологической помощи в социалистическом обществе имеет несомненные преимущества и недостатки.

К первым относится соблюдение принципа социальной справедливости, социальной защиты и надежности получения помощи, ощущение равенства в возможностях и др.

Недостатков больше. Очереди на лечение, невозможность выбора врача и лечебного учреждения (участковый принцип), нормированность всех элементов услуги, невозможность получения и использования современных материалов, оборудования, технологий, технологическая отсталость, отрыв от мировых достижений, неэффективная система постдипломного образования, отсутствие профилактики и др.

Отдельно следует остановиться на соблюдении прав человека в лице стоматолога и пациента при советской системе стоматологического приема. Отсутствие законов о правах пациента, свободы выбора врача, механизма защиты от профессионального риска, отсутствие этического кодекса специалиста, страховой защиты пациента и других законоположений не позволяло построить взаимоотношения специалиста и пациента на правовой основе. Нельзя не упомянуть и о фактическом приоритете государства перед личностью в условиях советской системы. Это низводило любого пациента до роли просителя, должника государства и правящей системы, ставило его интересы второ-и третьесортными перед пресловутыми государственными интересами.

Таким образом, даже краткий анализ стоматологической службы и стоматологической помощи в условиях социалистического планирования хозяйства свидетельствует о тесной взаимосвязи между политикой государства и стоматологической помощью населению.

Переход к рыночным отношениям коренным образом изменяет политику страны в отношении здравоохранения и к стоматологии, в частности. Неизбежное материальное и социальное расслоение населения при рыночных отношениях, различные требования к качеству оказания стоматологической помощи, разные возможности ее оплаты, широчайший спектр стоматологических товаров и технологий, предлагаемый рынком, ведет к глубокой дифференциации спектра стоматологических учреждений, форм собственности, системы оплаты труда стоматологов, их квалификации, условий работы и др.

Рыночные отношения ставят проблему удовлетворения спроса на стоматологическую помощь в зависимость от материальных и финансовых возможностей разных слоев населения, которых не устраивают принятые при социалистическом подходе принципы социальной справедливости. Все слои населения хотят иметь лучшую стоматологическую помощь, независимо от ее стоимости и возможности личной оплаты. В этих условиях принцип «бесплатности» медицины не может быть реализован государством, провозгласившим его, так как оно имеет лишь ограниченный бюджет, предназначенный для этих целей. Следовательно, как принцип социальной справедливости, так и принцип «бесплатности» здравоохранения не может в условиях рыночной экономики иметь те же привлекательные политические черты, какие они имеют в условиях социалистического подхода. В него должны быть внесены серьезные коррективы в сторону ограничения «бесплатного» здравоохранения, но эти ограничения должны быть очень разумными, взвешенными, социально сориентированными, в значительной мере основанными на хорошо известном Западе принципе «богатый платит за бедного». Следовательно, и при рыночных отношениях политика также определяет проблемы стоматологии, и по иному быть не может. В условиях рыночных отношений, прежде всего, должна быть разумно, на уровне государственных законов решены проблемы стоматологической помощи социально незащищенным слоям населения, малоимущим, многодетным, лицам с онкологическими заболеваниями, детям, рожденным с дефектом лица и челюстей, нуждающимся в длительном наблюдении и лечении. Очень важной политической проблемой становится также необходимость массовой профилактики стоматологических заболеваний. Для обеспечения социального эффекта, экономии государственных затрат, массового оздоровления населения государство либо на федеральном, либо на региональном или муниципальном уровне должно взять на себя расходы по организации массовой профилактики стоматологических заболеваний. гарантированный успех которой для резкого снижения стоматологической заболеваемости доказан. Со стороны государства такой подход должен иметь политическую подоплеку, так как благодаря политическому шагу, политическому решению возможно достижение реального, очень благоприятного социального эффекта.

Подобный результат достигнут во многих развитых странах, что затем умело и достойно использовалось стоматологической общественностью этих стран в своих интересах, в том числе и в политических целях.

Таким образом, взаимосвязь между внутренней политикой, экономикой государства и создаваемой им системой стоматологической службы, сети стоматологического образования, экономикой стоматологии, социальным положением стоматологической общественности и ее имиджем несомненны. Именно политика страны определяет многие черты развития, недостатков и достижений стоматологии в государстве.

Между тем, никто кроме стоматологической общественности столь хорошо, глубоко и всесторонне не понимает проблемы стоматологии, пути их развития и решения в государстве. Без участия стоматологической общественности невозможны правильные решения о направлениях развития специальности, стоматологического образования, стоматологической сети, организации и управления стоматологической помощью, решение проблем экономики и ценообразования. Таким образом, для разумного развития любого общества не только политика должна влиять на развитие стоматологии, но и стоматология страны должна оказывать определенное влияние на политику страны. И для этого, кроме вышеуказанной социальной роли стоматологических заболеваний в жизни любого общества, важное значение имеет и стоматологическая общественность как значительная и очень весомая часть общества в любой стране. В России, например, в стоматологии занята значительная часть населения: 70 тысяч стоматологов и зубных врачей, 25 тысяч зубных техников, около 40 тысяч медицинских сестер, около 50 тысяч непрофильных работников стоматологических учреждений, около 10 тысяч рабочих, инженерно-технических работников и представителей стоматологического сектора торговли, около 10 тысяч студентов стоматологических факультетов и средних медицинских учреждений, более 1 тысячи преподавателей. Всего в подотрасли занято свыше 200 тысяч человек или 1, 3% населения страны. С учетом их широчайшего, регулярного и постоянного общения с населением в политическом и социальном смысле стоматологическая общественность представляет весьма крупную и значительную социальную группировку в государстве! В доказательство хотелось бы привести еще одну цифру. В 1997 году в среднем каждый житель России (включая младенцев) 1, 4 раза в год посетил стоматолога. Следовательно, к стоматологу в 1997 году обратилось 210 млн. человек. Какая из других социальных групп населения может говорить о столь высоком уровне контакта в населением! Естественно, такая уникальная группа профессионалов должна иметь свои интересы в политике, свое политическое лицо и имидж, своих политических деятелей в представительных общественных органах и органах власти.

Какие же должны быть политические интересы стоматологов в России, и каковы могут быть интересы политиков в профессиональном клане стоматологов?

Интересы политических партий, движений и отдельных политиков в стоматологическом корпоративном клане прослеживаются достаточно точно. Стоматологическая общественность составляет 1, 3 % населения страны, она достаточно влиятельна, хорошо объединена, имеет свою сильную общественную организацию - СтАР, большие и влиятельные контакты с различными слоями населения. Каждый житель страны ежегодно 1, 5 раза встречается с представителем стоматологической общественной корпорации. Использование этого клана в политических целях может оказать серьезное влияние на общественность и общественное мнение, что особенно целесообразно использовать в интересах политических партий, движений, выборов.

Очень большое значение имеет и использование стоматологической профессиональной корпорацией своего влияния, контактов, численности и единства для решения собственных профессиональных интересов. Они могут заключаться в признании общественностью профессиональных интересов стоматологической корпорации, выдвижение ее членов в представительные общественные и политические организации, в поддержке стоматологической корпорацией тех движений и партий, которые будут учитывать интересы стоматологической профессиональной корпорации и ее общественного имиджа.

Через политические движения следует поддерживать высокий имидж стоматологической корпорации в обществе и учитывать ее интересы. Основными методами для достижения этих целей должны стать политическая активизация Стоматологической Ассоциации России, лоббирование ее интересов во всех представительных органах, выдвижение стоматологических лидеров или лиц, поддерживающих и учитывающих интересы стоматологической корпорации, во властные структуры, поиски совместных компромиссов в различных политических вопросах и проблемах, использование влияния стоматологической профессиональной корпорации для достижения политических целей дружественных движений и партий.

Таким образом, интересы стоматологической профессиональной корпорации, очевидно, в ближайшее время приведут к отражению ее интересов и их защиты, к вовлечению ее на работу с политическими движениями и партиями во имя взаимных интересов и целей.


Просмотрено 461       Нравится 6       Мне нравится