|
|||||
Стоматологическое
|
Последние несколько лет в стоматологии активно используются цифровые технологии. Привычные методы диагностики: слепки и брекет-системы уступают место новым ортодонтическим устройствам, обеспечивающим более быстрое и комфортное лечение. Особое влияние цифровизация оказала на работу с пациентами, которым требуется помощь сразу нескольких специалистов.
О том, как изменилось междисциплинарное взаимодействие докторов в эпоху digital, а также о влиянии новых технологий на повседневную практику, рассказали врач-ортодонт Владимир Гущин и врач-ортопед Артём Крупа из клиники Smart в Санкт-Петербурге.
Как цифровые технологии влияют на Вашу ежедневную практику?
Артём Крупа: Пациенты приходят в кабинет врача с определенной клинической ситуацией. И первое, что делает врач, — моделирует виртуально будущие реставрации, ортопедические конструкции и улыбку в целом. С помощью цифровых технологий мы можем показать, какие изменения будут происходить в ротовой полости пациента, и какой результат он получит по итогу ортопедического и ортодонтического лечения. Одна из главных задач цифровых технологий — визуализировать процесс.
Сканирование и цифровая диагностика делают лечение понятным и для врача, и для пациента.
Владимир Гущин: Дополню, что для визуализации будущей улыбки наших пациентов мы используем Digital Smile Design и интраоральный сканер iTero. Кроме того, цифровые технологии — это сегодня еще и про помощь в коммуникации с пациентами. Многие из них приходят в нашу клинику, узнав о ней через платформу Instagram. С некоторыми мы обговариваем вопросы записи и лечения в WhatsApp. Эта платформа помогает поддерживать контакт с пациентами, живущими за границей и посещающими кабинет врача раз в четыре месяца или полгода.
Часто ли визуализированный прогноз будущей улыбки как финальный результат мотивирует пациента на лечение?
Владимир Гущин: Практически всегда. Ни одна презентация или картинка не способна произвести на человека такое впечатление, как изображение, демонстрирующее планируемый результат лечения на его же зубах. А в эпоху технологического прогресса сделать это довольно просто: камеры позволяют визуализировать процесс, делают его понятным для пациента, мотивируя продолжить лечение.
Многим пациентам важно понимать, как будет выглядеть их лицо после исправления прикуса, но такой уровень визуализации нам пока недоступен. Отмечу, что у тех из них, цель лечения которых — эстетическая составляющая, мы выявляем и функциональные проблемы: стираемость или чувствительность зубов, заболевание сустава или отсутствие зуба. Поэтому план лечения формируется не только исходя из запросов пациента, но и по ортодонтическим показаниям, которые выявляют цифровые технологии.
Каким образом визуализация и другие цифровые технологии дают возможность проведения дистанционного лечения?
Владимир Гущин: Не полностью дистанционного, конечно, но часть визитов действительно возможна онлайн. Так, создание 3D-моделей позволяет проводить дистанционные консультации, во время которых пациент видит на экране смартфона свою улыбку. И мы можем объяснить ему, какие этапы перемещения планируются в ротовой полости, обсудить, сколько элайнеров потребуется для лечения и как долго оно будет продолжаться. У врача также есть возможность отправить 3D-модель пациенту на электронную почту, чтобы он мог обсудить ее с родственниками, принять решение, нравится ли ему планируемый результат. После этого мы дистанционно согласовываем лечение и запускаем производство элайнеров, избавляя пациентов от необходимости частых визитов в клинику.
Артём Крупа: Врачи видят конечный результат после сканирования и диагностики, что дает им большое преимущество при междисциплинарном взаимодействии.
Что Вы подразумеваете под междисциплинарным взаимодействием?
Артём Крупа: При помощи цифровых технологий мы можем спрогнозировать и ортодонтическое, и ортопедическое лечение в совокупности с хирургическими вмешательствами, имплантацией и удалением зубов. Таким образом строится поэтапный четкий план лечения, и специалисты разных направлений могут работать комплексно.
Современная стоматология требует системного подхода, потому что каждый специалист разбирается именно в своей сфере и может спланировать лишь один из этапов лечения. Так, если в клинике работает несколько врачей разного профиля, им удается составить целостную картинку клинического случая, сократить сроки лечения и завершить его успешно и с функциональной, и с эстетической точки зрения.
Каким образом это обычно происходит — вы организовываете консилиумы в мессенджерах?
Владимир Гущин: Именно так. Цифровизация позволяет упростить процесс. В общем чате врачей в мессенджере мы делимся короткими видеороликами, аудиофайлами и файлами с 3D-моделями, чтобы специалисты разных сфер могли посовещаться и принять решение, каких действий требует та или иная клиническая ситуация. После этого мы определяем этапы лечения. Например, начинаем с терапевтической работы Артёма Николаевича — гигиены, лечения кариеса, затем переходим к ортодонтии и уже после к эстетике и винирам.
Возвращаясь к теме планирования результатов лечения, как давно врачи клиники Smart начали работать с элайнерами?
Владимир Гущин: У врачей нашей клиники достаточно большая практика работы с элайнерами. Мы успели поработать и с зарубежными продуктами, и с российскими аналогами. В 2017 году мы все же остановились на конкретных ортодонтических устройствах - элайнерах Invisalign, так как они справляются с большинством клинических случаев, и пациенты оставляют положительные отзывы об их комфортном ношении. Я и сам прохожу лечение на элайнерах Invisalign и убежден в их действенности.
Чем Вас как врача и пациента привлекают элайнеры Invisalign?
Владимир Гущин: Элайнеры Invisalign для меня как для врача — это возможность профессионального роста, вебинары и связь с клиническими специалистами разных областей. Также отмечу высокое качество материала и, конечно, точность перемещений зубов. Работая с элайнерами Invisalign, я практически не использую дополнительную аппаратуру, так как элайнеры справляются со стабилизацией зубов, что крайне важно при лечении глубокого прикуса.
Если более подробно говорить о материале элайнеров, полимере, он также помогает избежать распространенной проблемы — аллергии многих пациентов на металлы.
Какие технологии Вы используете для отслеживания результата лечения?
Владимир Гущин: Самым удобным приложением для планирования лечения и отслеживания результата я считаю Invisalign Photo Uploader. Безусловно, мы используем фотопротоколы и визуальный контроль — старый, но проверенный метод отслеживания клинической картины. Как врач я должен наблюдать за состоянием ткани десны, прогнозировать возможность образования кариеса и следить за чувствительностью зубов. Поэтому полностью дистанционное лечение невозможно даже с использованием цифровых технологий. Результат мы отслеживаем в том числе и на приемах в клинике.
Также почти два года мы работаем с интраоральным сканером iTero, используя его на этапе первичной консультации с пациентом. Сканер помогает не только выявить проблему, но и на большом экране увидеть общую картину ротовой полости. Так и пациенту, и врачу проще воспринимать информацию и видеть все нюансы: от скрытых кариозных полостей до дефектов пломб.
В каких направлениях Вы чаще всего применяете сканер iTero?
Владимир Гущин: Самые активные пользователи сканера в нашей клинике — это ортодонты, реже - ортопеды. Врачи смежных специальностей, например хирурги, работают с уже полученными данными и используют их для хирургических шаблонов. В последнее время мы начали еще активнее применять сканер в лечении пациентов и уже не представляем без него свою практику.
Цифровое оборудование позволяет сформировать цифровой протокол. Врач фиксирует всю исходную клиническую ситуацию и планируемый результат. И если у пациента возникают вопросы в процессе лечения, у доктора всегда есть возможность продемонстрировать, какие перемещения и почему происходят в ротовой полости.
Позволяет ли цифровой протокол сократить период лечения?
Владимир Гущин: Он упрощает работу с «ортодонтическими» пациентами, для которых мы планируем лечение с использованием элайнеров. Всего 5–10 минут сканирования, нажатие одной кнопки — и скан уже направлен в лабораторию. Никаких слепков, что значительно ускоряет процесс ортодонтической диагностики и затем – изготовления ортодонтических изделий. Лечение с помощью элайнеров Invisalign занимает около 12:18 месяцев, поэтому пациент не готов к долгой и многоэтапной диагностике. Цифровой протокол помогает нам удовлетворить его запрос и как можно быстрее предоставить элайнеры.
Как вы думаете, в каком направлении в дальнейшем будут развиваться цифровые технологии в стоматологической практике?
Артём Крупа: Стоматология сейчас требует решения составных проблем, с которыми отчасти справляются технологии, не слишком широко распространенные в индустрии. Их внедрение — сложный процесс, который займет много времени. Но, безусловно, «цифра» будет развиваться и в этом направлении.
Владимир Гущин: Главная цель пациента — не исключительно ровные зубы или только правильный прикус, а в их совокупности красивая улыбка. Поэтому цифровые технологии сегодня — это про наиболее точное планирование того результата, за которым приходит пациент. Это и является одним из векторов развития.
Просмотрено 1266 Нравится 3 Мне нравится