Dental Community
О проекте Поиск по сайту  

Стоматологическое
сообщество

.
23.03.2022,     Раздел сайта: Актуальные статьи. Стоматология. Организация здравоохранения. Право.

Фундаментальные и теоретические вопросы в преподавании стоматологии

Академик В.К. Леонтьев

 

Практически во всех разделах медицины есть теоретические и фундаментальные разделы специальности. В них при обучении и научной работе даются анатомические, физиологические, биохимические, общественные, патофизиологические, молекулярные, морфологические и другие аспекты, касающиеся конкретных разделов медицины и здравоохранения, биологии полости рта. Обычно эти материалы не затрагиваются в курсах преподавания фундаментальных разделов медицины либо эти разделы требуют для отдельных специальностей более широкое и специфическое изложение. В особой степени такой подход присущ такой специальности как стоматология, в которой проблемы физики, химии, материаловедения, техники, молекулярной биологии, физиологии, морфологии, имплантологии и др. занимают серьезное место. Без их знания трудно ориентироваться в вопросах этиологии, патогенеза, материаловедения, специфической аппаратуры, диагностики и др. Особенно такие знания важны в научной работе, при освоении новых технологий, в понимании проблем этиологии, патогенеза, освоении нового материала по специальности.

В данной статье даются материалы лекционного курса по стоматологии, прочитанные автором в различных стоматологических ВУЗах и конференциях в виде названий лекций, кратких резюме или плана лекций по некоторым фундаментальным проблемам стоматологии, наиболее необходимым, на взгляд автора, нашей специальности. При этом дается краткая расшифровка необходимого материала или его характеристика. Такие лекции могут быть выбраны преподавателями по различным стоматологическим специальностям, если они их сочтут необходимым для слушателей. Поэтому представляется определенный выбор тематики лекций без каких-либо обязательных планов их чтения. Темы лекций даны в соответствии с их актуальностью (по мнению автора) и потребностью специалистов. Они не затрагивают весь объем проблемы нашей специальности.

План лекций

  1. Понятие об учении о профилактике;
  2. Биология полости рта, Механизм резистентности стоматологических органов к заболеваниям. Молекулярная биология тканей полости рта;
  3. Биология полости рта. Причины и механизм нарушения нормы и резистентности;
  4. Приобретенные структуры полости рта;
  5. Процессы минерализации, деминерализации и реминерализации в полости рта, слюна и ее роль;
  6. Гомеостаз полости рта, этиология кариеса зубов;
  7. Стоматологическая заболеваемость. Эпидемиологические методы обследования;
  8. Коммунальные методы профилактики в стоматологии. роль фтора;
  9. Санпросветработа в стоматологии. Методология, методы и методики;
  10. Групповые и индивидуальные методы профилактики в стоматологии;
  11. Стоматологические профилактические программы. Методы планирования, реализации, мониторинга и оценки результатов.
  12. Стоматологическая профилактика и профилактические программы в работе стоматолога, деятельности стоматологической службы, здравоохранения, общества и государства.
  13. Начальный и фиссурный кариес, диагностика, профилактика и лечение

 

ЛЕКЦИЯ № 1 (2 часа)

Понятие об учении о профилактике

Введение в профилактику (схемы взаимоотношения общества и врача).

  1. Понятие о профилактике
  2. Учение о профилактике:

а) здоровый образ жизни;

б) факторы риска;

в) донозологическая диагностика.

  1. Учение о здоровье. Понятие «норма» и «практически здоровый человек».
  2. Первичная, вторичная и третичная профилактика.
  3. Этиологическая, этиотропная, патогенетическая профилактика.
  4. Государственные, социальные, медицинские и личные мероприятия в профилактике.

 

ЛЕКЦИЯ № 2 (4 часа)

Биология полости рта. Механизм резистентности стоматологических органов к заболеваниям. Молекулярная биология тканей полости рта

  1. Особенности полости рта:

а) сообщение с внешней средой;

б) наличие микрофлоры;

в) наличие постоянно меняющейся биологической жидкости и тока слюны;

г) наличие остатков пищи и механизм самоочищения;

д) наличие минерализованных органов в контакте с внешней средой;

е) разнообразие видов нагрузки – механическая, физическая, химическая, tо-ная, атмосферное давление и др.;

ж) наличие приобретенных структур;

з) пищеварительная функция;

и) эстетическая функция.

  1. Понятие о резистентности к заболеваниям:

а) ткани зуба;

б) слюна и слюнные железы;

в) строение зубочелюстной системы;

г) особенности строения пародонта;

д) слизистая полости рта;

е) здоровое питание и его роль.

  1. Норма и варианты нормы.
  2. Влияние различных факторов на резистентность и ее регуляцию.
  3. Связь уровня резистентности с уровнем здоровья человека.

 

ЛЕКЦИЯ № 3 (2 часа)

Биология полости рта. Причины и механизм нарушения нормы и резистентности.

  1. Действие кариесогенных и пародонтитогенных факторов.
  2. Вредные привычки, их формирование и преодоление.
  3. Нарушения здорового питания.
  4. Негативное влияние приобретенных структур.
  5. Неблагоприятное влияние внешней среды.
  6. Неблагоприятное влияние имеющихся заболеваний.
  7. Роль нарушений нормы и резистентности в этиологии и патогенезе стоматологических заболеваний.

 

ЛЕКЦИЯ № 8 (2 часа)

Коммунальные методы профилактики в стоматологии. Роль фтора.

  1. Характеристика коммунальных методов профилактики в стоматологии:

а) фторирование и дефторирование воды;

б) фторирование соли;

в) фторирование молока.

  1. Особенности и значение использования коммунальных методов в стоматологии, достоинства и недостатки.
  2. Организация коммунальных методов профилактики в стоматологии. Роль государства, общества и стоматолога. Мониторинг в коммунальных методах.
  3. Роль стоматологов в проведении коммунальных методов профилактики.

 

ЛЕКЦИЯ № 9 (2 часа)

Санпросветработа в стоматологии. Методология, методы и методики.

  1. Уровень знаний населения о стоматологической профилактике заболеваний, пути их формирования и их выявления.
  2. Понятие о санитарно-просветительной работе:

а) цели и задачи, принципы санпросветработы;

б) особенности усвоения и отношения к информации в зависимости от возраста и других факторов;

в) значение санпросветработы в профилактике.

  1. Методы санпросветработы по стоматологии:

а) средства массовой информации;

б) групповые методы;

в) индивидуальные методы.

  1. Эффективность и значение санпросветработы для профилактики и лечения стоматологических заболеваний.
  2. Обучение санитарно-просветительной работе с различными группами населения.

 

ЛЕКЦИЯ № 4 (2 часа)

Приобретенные структуры полости рта

  1. Понятие о приобретенных структурах.
  2. Зубной налет, механизм его образования, роль в норме и патологии.
  3. Зубной камень, роль в норме и патологии.
  4. Пелликула зубов и ее роль.
  5. Осадок слюны и его роль.
  6. Индексы, характеризующие параметры приобретенных структур.
  7. Методы регуляции приобретенных структур.

 

ЛЕКЦИЯ № 5 (2 часа)

Процессы минерализации, деминерализации и реминерализации в полости рта

  1. Эмаль зубов как единственная минерализованная структура организма, непосредственно соприкасающаяся с внешней средой. Свойства и особенности.
  2. Процессы минерализации в полости рта.
  3. Процессы растворения и деминерализации в полости рта. Механизм и значение.
  4. Процессы реминерализации в полости рта. Механизм, роль и средства

 

ЛЕКЦИЯ № 6 (2часа)

Гомеостаз полости рта, этиология кариеса зубов

  1. Понятие о гомеостазе.
  2. Факторы, влияющие на гомеостаз полости рта:

а) гигиена полости рта;

б) прием пищи и ее остатка во рту;

в) ток и состав слюны;

г) приобретенные структуры;

д) влияние внешней и внутренней среды;

е) процессы пищеварения;

ж) процессы кислотопродукции.

  1. рН-главный регулятор гомеостаза в полости рта.
  2. Пути регуляции гомеостаза во рту.
  3. Этиология кариеса зубов, история, современный подход

 

ЛЕКЦИЯ № 7 (2 часа)

Стоматологическая заболеваемость.

Эпидемиологические методы обследования.

  1. Понятие о заболеваемости. Методы определения, выражения и мониторинг заболеваемости в стоматологии.
  2. Показатели стоматологической заболеваемости в России и в мире. Методы регуляции стоматологической заболеваемости.
  3. Эпидемиология в стоматологии. История и методы. Роль и значение.
  4. Эпидемиологические методы обследования в стоматологии. Система индексов и их значение. Мониторинг.
  5. Связь данных эпидемиологических обследований с профилактикой, лечением, управлением и организацией стоматологической помощи населению.

 

ЛЕКЦИЯ 10 (2 часа)

Групповые и индивидуальные методы профилактики в стоматологии

  1. Понятие о групповых методах профилактики. Достоинства и недостатки.
  2. Характеристика групповых методов:

а) обучение гигиене полости рта;

б) применение гелей, полосканий, витаминов и других средств. Контроль за проведением мероприятий. Безопасность.

  1. Индивидуальные методы профилактики:

а) выявление и диагностика факторов риска стоматологических заболеваний;

б) выявление и диагностика состояния предболезни в стоматологии.

  1. Характеристика средств индивидуальной профилактики стоматологических заболеваний:

а) зубные пасты и щетки;

б) зубные флоссы;

в) фторлак;

г) фторсодержащие таблетки;

д) силанты;

е) серебрение и др.

  1. Показания к применению отдельных средств профилактики.

 

ЛЕКЦИЯ № 11 (2 часа)

Стоматологические профилактические программы. Методы планирования, реализации, мониторинга и оценки результатов.

  1. Профилактические стоматологические программы – основа долговременной стратегии снижения заболеваемости в стоматологии.
  2. Виды стоматологических профилактических программ: комплексные, государственные, региональные, образовательные, профессиональные, групповые, индивидуальные.
  3. Методы планирования, реализации и оценки стоматологических профилактических программ: цели, задачи, последовательность и набор действий, мониторинг, оценка.

 

ЛЕКЦИЯ № 12 (2 часа)

Стоматологическая профилактика и профилактические программы в работе стоматолога, деятельности стоматологической службы, здравоохранения, общества и государства

  1. Место и роль специалистов стоматологического профиля в планировании, реализации и оценке в профилактике стоматологических заболеваний.
  2. Роль стоматологической службы в планировании, реализации и оценке результатов профилактической работы.
  3. Роль системы здравоохранения в стоматологической профилактике.
  4. Роль общества и государства в планировании и реализации стоматологических профилактических программ.

 

ЛЕКЦИЯ № 13 (2 часа)

Начальный и фиссурный кариес – проблема профилактики и лечения

  1. Две наиболее часто встречающиеся и трудно диагностируемые и вылечиваемые формы кариеса.
  2. Диагностика, лечение и профилактика начального кариеса. Фтор и реминерализация в его профилактике.
  3. Диагностика фиссурного кариеса. Процесс созревания зубов и фиссур. Профилактические и лечебные воздействия на фиссуры.
  4. Патогенетически обоснованные подходы к диагностике, профилактике и контролю за факторами риска и заболеваемости начальным и фиссурным кариесом.

Представленные темы (лекции 1-13) могут быть использованы в различных разделах стоматологии для углубленного изучения курса.


Просмотрено 895       Нравится 9       Мне нравится