Добавляю свои 3 копейки»
Выпуск 35
Бойко Виктор Васильевич
Академик, профессор, зав. кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПбИНСТОМ, председатель секции СтАР «Психология в стоматологии», орден за заслуги перед стоматологией, бизнес-тренер и консультант по вопросам управления стоматологическими клиниками, автор около 550 публикаций. Внесен в биографическую энциклопедию «Золотые имена России».
Владелец бизнеса – активный участник деловой коммуникации. Встречи с партнерами по ведению бизнеса, переговоры с поставщиками материалов и оборудования, разрешение конфликтов с клиентами, приватные беседы с сотрудниками, участие в коллективных обсуждениях проблем – не полный перечень видов коммуникативной деятельности хозяина клиники. Везде желательно добиться своих целей, убедить собеседников и вызвать их доверие. Для повышающих уровень своей управленческой компетенции привожу параграф из тома VIII «Бизнес мышление и развивающаяся клиника» (соавтор В. Садовский).
Правила поведения руководителя
в совместной интеллектуальной деятельности
Эзопа спросили, что в человеке сильнее всего. «Разум» – ответил раб, имя которого осталось в веках.
Правило 1. Демонстрируй позитивное мышление, не проявляй негативное.
Любые формы негативного мышления в совместной интеллектуальной деятельности затрудняют поиск истины, препятствуют свободному обмену мнениями, вносят разлад между участниками дискуссии или выработки решений. Позитивное мышление, напротив, объединяет людей и усиливает интеллектуальный потенциал группы.
Осознайте разницу в содержании позитивного и негативного мышления:
- Позитивное мышление содержит аргументированное изложение своей точки; негативное содержит скепсис, неаргументированное возражение, сомнение.
- Позитивное мышление содержит готовность обсуждать новое, инициативу партнеров; негативное содержит сопротивление новому, инициативе партнеров.
- Позитивное мышление содержит предложение проверить исходные положения аргументы, расчеты партнера; негативное мышление содержит исходное недоверие источникам информации, расчетам партнера
- Позитивное мышление содержит исходное принятие идей, опыта, аргументов партнера с тем, чтобы затем их обсуждать; негативное мышление содержит исходное неприятие идей, опыта, аргументов партнера и нежелание их обсуждать в дальнейшем.
- Позитивное мышление содержит попытки понять причины расхождения своего личного опыта с мнением, позицией, опытом партнера; негативное мышление содержит неаргументированное противопоставление личного опыта мнениям, позициям, опыту партнера.
- Позитивное мышление содержит предположение о том, что, возможно, Вы ошибаетесь, не все поняли, не владеете нужной информацией и потому думаете, оцениваете иначе; негативное мышление содержит категоричность суждений, безапелляционность оценок.
Правило 2. Выражай свои мысли «в чистом» виде, т.е. не окрашивая их плохими чертами своего характера, отрицательными эмоциями, негативным опытом общения.
Достаточно, чтобы слова выражали смысл
Конфуций (551-479 г. г. до н. э.)
Выражаемые вслух мысли нередко оказываются «нечистыми», некоммуникабельными, потому что в них просматривается то, что мешает деловому общению:
- отталкивающие черты характера: конфликтность, театральность, бестактность, ехидство, зависть, злость, грубость и т. д.;
- неприятие окружающих: оппозиционность, чувство превосходства, самоуверенность, стремление унижать, читать мораль, утрировать недостатки и слабости людей и т. д.;
- стремление манипулировать окружающими: поучать, извлекать из отношений пользу лишь для себя, задабривать, лгать, притворяться послушным, лояльным и т. д.;
- отрицательные эмоции: склонность к эмоциональным разрядкам, агрессии, стремление вызвать на себя эмоциональные разрядки партнеров;
- негативные впечатления от прошлых контактов с партнером.
Научитесь преобразовывать «нечистые мысли» – в «чистые», то есть передающие только суть просьб, требований, мнений, устраняя при этом ненужные наслоения.
Примеры преобразование «нечистой» мысли в «чистую»:
- Нечистая мысль: «Почему вы так уверены, что именно ваша точка зрения правильная?». Просматривается желание поддеть партнера. Чистая мысль: «Вы не могли бы привести доводы в пользу своей точки зрения?».
- Нечистая мысль: «Мы почти всегда слышим от вас одни возражения. Для вас стало привычно: чуть что – возражать». Имеет место морализаторство, упреки, обобщение плохих качеств партнера. Чистая мысль: «Вы привели свои возражения. Какие конструктивные предложения вы можете внести?».
- Нечистая мысль: «Меня просто поражает скептическая позиция молодых сотрудниц. Если мы будем так упорствовать, вряд ли сможем о чем-либо договориться». Имеет место обвинительный подтекст, неприятие мнений других, угроза. Чистая мысль: «Я прошу молодых сотрудниц обосновать свою позицию, чтобы можно было договориться по рассматриваемому вопросу».
- Нечистая мысль: «Анна Петровна, я выслушал вас еще раз внимательно и еще раз готов повторить: наши точки зрения диаметрально противоположны, и вы меня не убедили, я остаюсь на своих позициях». Проявлена подчеркнутая конфронтация, выпячивание своего Я. Чистая мысль: «Анна Петровна, давайте согласимся с тем, что наши позиции не совпадают. Есть смысл послушать мнение независимой третьей стороны».
- Нечистая мысль: «Что тут не говорили бы, у меня своя точка зрения. Но, пожалуй, не все уместно высказывать, поэтому я пока воздержусь». Имеет место противопоставление себя другим, намек на неблагополучную ситуацию обсуждения вопроса. Чистая мысль: «Я воздержусь высказывать свою точку зрения».
- Нечистая мысль: «У меня вопрос к Ивановой: "Скажите, когда вы говорили правду – на прошлом совещании, доказывая нам, что в случившемся виновата администрация клиники, или сейчас, когда вы утверждаете, что все произошло по вине медицинского персонала? Вам не кажется, что вы непоследовательны?"». Прослеживается морализаторство, упрек в непоследовательности поведения, желание поддеть человека. Чистая мысль: «У меня вопрос к Ивановой: "Что побудило Вас изменить свою точку зрения?"»
- Нечистая мысль: «В том, что доложила Ирина Васильевна, для меня лично нового нет. Об этом уже говорили и сестры, и врачи. Но что поразило меня, так это оценка наших усилий: оказывается, мы все здесь чуть ли не бездельники». Имеет место выпячивание своего Я, упреки в адрес сотрудницы, утрирование ситуации, негативные эмоции. Чистая мысль: «Спасибо, Ирина Васильевна! Вы еще раз подчеркнули известные, но важные обстоятельства. Пожалуй, вы правы, что все мы в чем-то не дорабатываем»
Правило 3. Не используй деструктивные формы интеллектуального поведения в совместной деятельности:
- бездоказательное отрицание полезности деятельности (подхода, идеи, методов), сомнение в успехе;
- неинформативные, несодержательные предложения;
- уклончивые ответы, расплывчатый комментарий, неясные позиции;
- переадресовка инициативы (пусть скажет, сделает другой);
- ссылка на невозможность (нежелание) сформулировать проблему, позицию;
- придумывание обстоятельств, оправдывающих пассивность;
- стремление сбить участников с пути, серьезного настроя (подбрасывание «посторонних» проблем, сравнений, шуточек);
- манипулирование участниками или организатором (угроза, шантаж, демонстрация неприязни, обещание усложнить ситуацию);
- навязывание своей проблемы;
- утрирование возможных трудностей и сложностей;
- утрирование недостатков партнеров;
- «засыпка» и критика партнера, вместо размышления и развития его мыслей.
Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости.
Пифагор (576-496 г. г. до н. э), древнегреческий мыслитель.
Правило 4. Думай в тот момент, когда говорят и думают партнеры.
Чаще всего, когда думают и говорят другие, мы отдыхаем, надеясь на успешную импровизацию. Подходит наша очередь, и мы проигрываем, потому что не подготовили аргументы, не упорядочили их по степени важности, доказательности и т. п.
Правило 5. Подмечай интеллектуальные достижения партнеров.
Похвали за хорошую высказанную мысль, ясную позицию, краткость выступления и т. п.
Правило 6. Делай про себя выводы об особенностях интеллекта партнера(ов) и выбирай наиболее подходящую стратегию интеллектуального взаимодействия:
а) самому подняться до уровня партнера, если он проявляет хорошие интеллектуальные качества. Например, мыслит аргументированно, приводит факты, использует приемы обратной связи «здесь и сейчас» (повторяет сказанное вами, уточняет услышанное и т. п.);
б) поднять партнера до своего уровня – попытаться побудить действовать, как ты: вдумчиво, спокойно, рационально.
в) ограничить интеллектуальное взаимодействие с партнером, который не способен действовать на уровне твоего более высокого интеллекта или интеллект которого резко отличается от твоего по своим характеристикам. Не пытайтесь:
«Рассказывать басню глухому ослу»
Гораций (65-8 г. г. до н. э.), древнеримский поэт
Правило 7. Учитывай в своем интеллектуальном поведении причины и мотивы интеллектуального поведения партнера:
- размышляй о заявленных и незаявленных (подтекстных) причинах, мотивах высказанных им идей, оценок, требований, претензий;
- выражай свою мысль с учетом явных и вероятных причин и мотивов поведения партнера.
Чаще взвешивай, что и кому говоришь
Гораций (65-8 г. г. до н. э.), древнеримский поэт.
Правило 8. Обрабатывай как свою мысль, так и мысль партнера в процессе их воспроизведения.
Для этого надо:
- обнажать – уточнять, дополнять мысль, пока она не станет ясной тебе и другим;
- редактировать – очищать высказываемую мысль от лишних оттенков, ассоциаций, терминов, слов паразитов;
- упорядочивать – излагать информацию в форме логической структуры используя там, где это возможно, те или иные приемы:
- введение пунктов – «во-первых», «во-вторых» или «а», «б», «в»,
- введение разбивок – «укажем в начале главное, затем второстепенное», «отвечаю на вопросы по порядку их значимости для рассматриваемой проблемы» и т. д.;
- перестраивать информацию для удобного запоминания и понимания ее партнером;
- переформулируй вопросы, адресованные партнеру, – повторяй в другой форме, делай более прозрачными, понятными для партнера.
Правило 9. Формулируя мысль, старайся выразить ее лапидарно.
Лапидарность (лат. lapidarium — «высеченный в камне») — краткость, сжатость, лаконичность, ясность и выразительность слога или стиля.
Эти качества были присущи надписям, высеченным на древнеримских каменных памятниках. Лапидарный стиль изложение мыслей не содержит сложных речевых конструкций, повторов, тавтологий, слов паразитов, неоправданных пауз, в то же время оперирует ясными образами, что импонирует восприятию адресата.
Сознание любит ясные образы.
Правило 10. Используй краткие предложения, исключай сложные причастные и деепричастные конструкции.
Сложные обороты речи не рассчитаны на нашу оперативную память, которая участвует в процессе интеллектуальной деятельности «здесь и сейчас». Одномоментно мы помним 5 -7 каких- либо мнемических единиц – слов, символов, знаков, предметов. Все, что за пределами этого так называемого магического числа, не удерживается в памяти обычного человека. Правило касается и слушающего, и говорящего. Иные любители витиевато излагать мысли препятствуют эффективному общению с партнерами и сами запутываются в мыслях. Иного говоруна несет куда-то, мысли комкаются, не имеют четкого начала и конца, как говорится, начал за здравие, а кончил за упокой.
Правило 11. Обогащай интеллектуальную деятельность партнера, развивая, дополняя, поднимая его идеи на более высокую ступень осмысления и практического применения.
Это означает:
- заметить и совместно с говорящим преодолеть несоответствие его посылок тем выводам, которые он делает, помочь ему правильно анализировать или обобщать аргументы, факты, детали проблемы;
- дополнить идею партнера существенными соображениями, аргументами, оценками;
- придать его идее более завершенный вид, комплексный характер;
- проследить самому или вместе с партнером практические стороны обсуждаемого вопроса;
- отметить вероятные следствия, трудности, ошибки в решении проблемы;
- предложить: что, как, в какой последовательности надо делать, чтобы достигнуть желаемых целей;
- посоветовать партнеру самостоятельно сформулировать пути решения проблемы, принципы построения плана, оценивания идей;
- направить внимание партнера на поиск алгоритмов решения проблемы;
- поднять идею партнера на новую высоту осмысления.
Правило 12. Корректируй интеллектуальные недостатки и ошибки партнера:
- косвенно – предлагая свой более правильный интеллектуальный ход;
- прямо – указывая на слабые стороны интеллектуального процесса партнера, анализируя вслух его мысли (делать это надо так, чтобы не принизить человека).
Правило 13. Стимулируй интеллектуальную отдачу других.
Для этого надо:
- демонстрировать интеллектуальное соучастие, т. е. желание обсуждать и принимать чужие мысли;
- поощрять новые, добротные мысли и даже намеки на них;
- побуждать высказываться по существу, кратко, точно;
- призывать партнеров пересматривать свои представления о сущности проблем, понятий, а также согласовывать их с личным опытом и знаниями других;
- благодарить партнеров за оценку твоих мыслей и замечания в твой адрес.
Правило 14. Помогай партнерам формулировать вопросы ясно, кратко, по существу.
Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно
Платон (428-347 гг. до н.э.)
Правило 15. Сохраняй принцип субъектного равенства:
- не подчеркивай свое интеллектуальное превосходство;
- снимай эмоции, препятствующие интеллектуальной деятельности – твоей и партнеров;
- демонстрируй коммуникативность, т.е. желание общаться: сокращай физическую и психологическую дистанцию, активно слушай и отвечай на вопросы;
- демонстрируй коммуникабельность, т. е. качества, располагающие к тебе партнеров: хороший характер, положительную психическую энергию, доброжелательность, уважение к партнеру, терпимость к тем, кто мыслит не так, как ты.
Заказ тома VIII «Бизнес мышление и развивающаяся клиника»
vv_boy@rambler.ru
Просмотрено 813 Нравится 4 Мне нравится