|
|||||
Стоматологическое
|
В последнее время в публичном информационном пространстве на официальных сайтах различных образовательных площадок, учебных центров, медицинских юристов и их страницах в социальных сетях имеет место распространение недостоверной информации о, якобы, «отмене баллов НМО» в связи со вступлением в силу с 1 января 2023 г. нового Приказа Министерства здравоохранения РФ от 28 октября 2022 г. № 709н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». Такая информация не соответствует действительности, намеренно искажает смысл нормативного документа и дискредитирует сложившуюся в настоящее время систему постдипломного образования, реализуемого посредством включения в портфолио для прохождения периодической аккредитации сведений об образовании, подтвержденных на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно телекоммуникационной сети «Интернет». В данной статье мы попытаемся подробнее разобраться в данном вопросе.
Для начала необходимо определится с используемыми терминами. Так многие «НМО-диссиденты», ссылаясь на отсутствие легального закрепления в нормативно правовых актах такого разговорного понятия как «баллы НМО», отвергают саму концепцию получения непрерывного медицинского образования путем, в том числе, обучения на мероприятиях, одобренных для НМО, тем самым обесценивая труд коллектива научных и технических организаторов, опытных практикующих специалистов, задействованных в подготовке и проведении таких мероприятий. Действительно, ни в одном из нормативных документов, регламентирующих порядок прохождения периодической аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов, понятия «баллы НМО» не предусмотрено. Как правило, в нормативных документах для определения трудоемкости в непрерывном образовании применяется система зачетных единиц (ЗЕТ), где один ЗЕТ равен одному академическому часу. В соответствии со ст. 16 Приказа Минобрнауки РФ от 6 апреля 2021 г. № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» величина зачетной единицы устанавливается образовательной организацией самостоятельно в астрономических или академических часах (при величине академического часа 40 или 45 минут). Соответственно в нормативно-правовых актах используются такие понятия как зачетные единицы (ЗЕТ), часы (академические или астрономические). При этом, несмотря на отсутствие легального закрепления термина, «баллы НМО» – это не выдумка жадных до денег маркетологов, желающих продать никому не нужные курсы, а традиционно используемый в медицинской среде общеразговорный термин, применяемый для обозначения срока освоения в часах программ повышения квалификации и сведений об образовании, в том числе подтверждаемых на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Первое упоминание об аккредитации в нормативных документах появилось с вступлением в силу Федерального закона РФ от 29.12.2015 № 389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вносящим изменения в положения Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Так, согласно ч. 3 ст. 69 Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» аккредитация специалиста - процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона. Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе, форма свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе и технические требования к нему, порядок выдачи выписки о наличии в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения данных, подтверждающих факт прохождения указанным лицом аккредитации специалиста (далее - выписка о прохождении аккредитации), утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В целях обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну, Правительством Российской Федерации устанавливаются особенности проведения аккредитации специалиста и признания его прошедшим аккредитацию в отношении отдельных категорий лиц.
Основные принципы действующей системы непрерывного медицинского образования заложены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 21 ноября 2017 г. № 926, утвердившим Концепцию развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 г. (далее – Концепция). Концепция представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные приоритеты государственной политики, направленной на обеспечение совершенствования медицинскими и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянного повышения ими своего профессионального уровня и расширения квалификации. Согласно Концепции, непрерывное медицинское и фармацевтическое образование осуществляется через: освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»), освоение в рамках деятельности профессиональных некоммерческих организаций («неформальное образование»), индивидуальную познавательную деятельность («самообразование»). Несмотря на то, что данная Концепция рассчитана на период до 2021 года, последующие нормативно-правовые акты: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 г. № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов», Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 ноября 2021 г. № 1081н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов», а также действующий Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 октября 2022 г. № 709н, - сохраняют заложенные Концепцией принципы.
Впервые процедура периодической аккредитации была подробно регламентирована Приказом Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 г. № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». Этим же приказом впервые вводится понятие «портфолио». Так в соответствии со ст. 33 Положения периодическая аккредитация включает в себя этапы оценки портфолио и тестирования. Согласно ст. 27 Положения для прохождения первичной специализированной аккредитации или периодической аккредитации представляется отчет за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающий сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширения квалификации (для прохождения периодической аккредитации) (далее – портфолио). Согласно ст. 44 Положения портфолио формируется лицом самостоятельно. В случае указания в портфолио сведений об освоении образовательных программ указываемые сведения подтверждаются соответствующими документами об образовании и (или) о квалификации. В соответствии со ст. 45 Положения по результатам оценки портфолио аккредитационная комиссия принимает решение о прохождении аккредитуемым данного этапа аккредитации «сдано» или «не сдано» на основе соответствия уровня квалификации и дополнительного профессионального образования требованиям к осуществлению профессиональной деятельности по специальности. При этом документ не вводил ни строгих требований к содержанию портфолио, ни каких-либо определенных требований к осуществлению профессиональной деятельности по специальности, в связи с чем критерии оценки портфолио не были надлежаще определены. Единственным документом, определяющим рекомендуемую методику оценки компонентов портфолио аккредитуемого, стало Письмо Министерства Здравоохранения РФ от 5 июня 2020 г. № 16-7/И/2-7881 О предложениях по формированию и проведению оценки портфолио, однако данное письмо лишь рекомендовало критерии оценки портфолио и не носило обязательного характера. Согласно данному письму (Приложение № 5 Методика оценки компонентов портфолио) рекомендовалось оценивать портфолио, исходя из следующих критериев:
год | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 |
---|---|---|---|---|---|
суммарное количество ЗЕТ за отчетный период | 150 | 160 | 200 | 250 | 250 |
Суммарная трудоемкость освоенных ДПП ПК за отчетный период (ЗЕТ) |
144 | 144 | 160 | 180 | 180 |
Суммарный объем ЗЕТ участия в мероприятиях НКО и освоения онлайн-курсов |
6 | 16 | 40 | 70 | 70 |
Исходя из вышеизложенного при прохождении аккредитации в 2024, 2025 годах в портфолио рекомендуется отразить: суммарное количество ЗЕТ за отчетный период – 250, из которых 180 ЗЕТ – суммарная трудоемкость освоенных ДПП ПК и 70 ЗЕТ – суммарный объем ЗЕТ участия в мероприятиях НКО и освоения онлайн-курсов. Именно на положениях данного письма и базируются рекомендации по набору 250 ЗЕТ за пятилетний цикл.
Впервые минимальные требования к портфолио были нормативно закреплены в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 22 ноября 2021 г. № 1081н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». Данный нормативный документ носит временный характер, ограничиваясь периодом с 1 марта 2022 по 1 марта 2023 (по 01 января 2023 в связи со вступлением в силу с 01 января 2023 г. нового Приказа Министерства здравоохранения РФ от 28 октября 2022 г. № 709н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»). Согласно ст. 83 Положения портфолио включает сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 74 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации. Таким образом регулятор впервые предусмотрел возможность выбора одной из двух образовательных траекторий, для сравнения с рекомендациями, изложенными ранее в Письме Министерства Здравоохранения РФ от 05 июня 2020 г. № 16-7/И/2-7881 приведем их в формах аналогичной таблицы:
год | 2022 | год | 2022 | |
---|---|---|---|---|
суммарное количество ЗЕТ за отчетный период | 144 | суммарное количество ЗЕТ за отчетный период | 144 | |
Суммарная трудоемкость освоенных ДПП ПК за отчетный период (ЗЕТ) (сведения об освоении программ повышения квалификации) | 144 | или | Суммарная трудоемкость освоенных ДПП ПК за отчетный период (ЗЕТ) (сведения об освоении программ повышения квалификации) | 74 и более |
Суммарный объем ЗЕТ участия в мероприятиях НКО и освоения онлайн-курсов (сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") | 0 | Суммарный объем ЗЕТ участия в мероприятиях НКО и освоения онлайн-курсов (сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") | не более 70 |
В соответствии с вышеизложенным для прохождения периодической аккредитации в период с 01 марта 2022 по 31.12.2022 при заполнении портфолио можно пойти по одному из двух возможных путей:
1) отразить сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов;
2) отразить сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 74 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации.
Таким образом, если первая образовательная траектория предусматривала исключительно освоение программ повышения квалификации в объеме не менее 144 часов, то во второй образовательной траектории имелась возможность зачесть в необходимые за отчетный период 144 часа не более чем 70 часов сведений об образовании, подтвержденных на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Из сравнения требований Положения с рекомендациями Письма МЗ РФ от 5 июня 2020 г. № 16-7/И/2-7881 видно, что новое Положение снизило необходимое суммарное количество ЗЕТ за отчетный период в 2022 г. со 160 до 144 часов. При этом количество часов, подтвержденных на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при применении второй образовательной траектории) в 2022 г. увеличено с 16 до 70 часов.
С 1 января 2023 вступил в силу новый Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 октября 2022 г. № 709н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов». В данном Положении, как и в ранее действовавшем Положении (утвержденном Приказом Министерства здравоохранения РФ от 22 ноября 2021 г. № 1081н) предусматривается две возможные образовательные траектории. Так согласно ст. 103 нового Положения портфолио включает сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов - сведения об освоении программ повышения квалификации. Для сравнения новых требований к портфолио с требованиями, закрепленными в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 22 ноября 2021 г. № 1081н, приведем их в формах аналогичной таблицы
год | 2023-2029 | год | 2023-2029 | |
---|---|---|---|---|
суммарное количество ЗЕТ за отчетный период | 144 | суммарное количество ЗЕТ за отчетный период | 144 | |
Суммарная трудоемкость освоенных ДПП ПК за отчетный период (ЗЕТ) (сведения об освоении программ повышения квалификации) | 144 | или | Суммарная трудоемкость освоенных ДПП ПК за отчетный период (ЗЕТ) (сведения об освоении программ повышения квалификации) | 72 и более |
Суммарный объем ЗЕТ участия в мероприятиях НКО и освоения онлайн-курсов (сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") | 0 | Суммарный объем ЗЕТ участия в мероприятиях НКО и освоения онлайн-курсов (сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") | не более 72 |
Таким образом первая образовательная траектория осталась без изменений и предусматривает освоение программ повышения квалификации в объеме не менее 144 часов, во второй образовательной траектории все также имеется возможность зачесть в необходимые за отчетный период 144 часа не более чем 72 часа сведений об образовании, подтвержденных на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Из сравнения требований нового Положения с требованиями предыдущего Положения видно, что новое Положение оставило неизменным необходимое суммарное количество ЗЕТ за отчетный период в 2023 - 2029 г.г. в количестве 144 часов. При этом количество часов, подтвержденных на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при применении второй образовательной траектории) в 2023 – 2029 г.г. увеличено с 70 до 72 часов.
На основании вышеизложенного можем сделать следующие выводы:
Исполнительная дирекция Ассоциации общественных
объединений «Стоматологическая ассоциация России» (СтАР)
Просмотрено 1610 Нравится 9 Мне нравится