Dental Community
О проекте Поиск по сайту  

Стоматологическое
сообщество

.
19.04.2023,     Раздел сайта: Актуальные статьи. Стоматология. Организация здравоохранения. Право.

Работа с анкетой о здоровье пациента: преодоление ошибок и формирование доверия к стоматологу

Бойко В.В – доктор психологических наук, профессор,
Кураскуа А.А. – кандидат медицинских наук, врач высшей категории

 

Бойко В.В.Профессионально маслящий и эффективно действующий стоматолог контролирует и совершенствует четыре аспекта своей деятельности:

Наша исходная позиция: обсуждение с пациентом возможных двусторонних связей общего здоровья с нарушениями в полости рта – один из способов доказательства стоматологом своего мастерства в очевидной, материализованной, осязаемой форме «здесь и сейчас», то есть в процессе консультации и лечения.

Реализация замысла предполагает организационные, обучающие мероприятия и алгоритмы поведения контактного персонала – администраторов, стоматологов, ассистентов, гигиенистов и менеджеров сопровождения пациентов от «входа» до «выхода». Эти мероприятия позволят клиникам выйти на новый уровень оказания услуг и получить конкурентное преимущество, которое трудно повторить другим участникам рынка. Разумеется, главную роль в освещении связей «соматика-полость рта» играет стоматолог, но весь контактный персонал руководствуется тремя принципами:

1. Работа по «принципу контраста с конкурентами».

Суть. Руководствуясь «принципом контраста», сотрудники стараются не напоминать пациентам обычную поликлинику, практику типичных коммерческих клиник, недостатки ближайших конкурентов.

Контактный персонал руководствуется такими установками:

2. Работа по «принципу вектора» - персонал работает в связке.

Суть. Персонал передней линии оказывает постепенно усиливающееся информационное и психологическое влияние на пациентов по мере прохождения ими в клинике пути от «входа» до «выхода».

Влияние на пациента строится по восходящему эффекту, по вектору. Каждый участник вектора вносит свой предписанный информационный и психологический вклад на каждом этапе оказания услуг, в частности в работе с анкетой о соматическом здоровье:

Администраторпри записи на консультацию (среди прочих пунктов ее содержания) сообщает пациенту о том, что доктор будет пояснять возможные вязи общего здоровья с состоянием полости рта; перед консультацией информирует пациента о назначении анкеты о здоровье и правилах ее заполнения, контролирует корректность выполнения этих правил; при следующих посещениях клиники отслеживает необходимость обновления данных анкеты, обеспечивая тем самым профессиональную защиту стоматологу.

Стоматолог на консультациив рамках клинического аспекта анализирует данные анкеты о здоровье; в рамках коммуникативного и коммерческого аспектов проверяет корректность заполнения анкеты, показывает пациенту связи между нарушениями общего здоровья и нарушениями в полости рта (на одном-двух примерах), поясняет, как соматические нарушения могут повлиять на процесс, выбор варианта лечения и гарантии.

Ассистент перед лечебным приемомвносит в кабинет медицинскую карту пациента (если такой порядок в клинике) и проверяет дату ее заполнения, тем самым контролируя администратора, и в случае необходимости обновления данных анкеты, особым знаком предупреждает об этом врача. По сигналу стоматолога «поддержи меня» ассистент, сопровождая пациента к пункту расчета, может напомнить пациенту о рекомендациях доктора посетить стоматолога иного профиля или о необходимости посещения специалиста не стоматологического профиля для поддержания общего здоровья.

Стоматолог – перед каждым приемом просматривает анкету о здоровье, чтобы уточнить состояние пациента на день проведения лечения; завершив план лечения, определяет гарантии с учетом данных анкеты о здоровье и прочих выявленных обстоятельств.

Гигиенист – в начале лечения знакомится с данными об общем здоровья пациента, чтобы сделать выводы об их вероятном влиянии на гигиеническое состояние полостью рта, частоту посещения гигиениста, подбор средств по уходу за зубам и деснами после конкретного лечения – постановка имплантов, брекетов, элайнеров, съемных и несъемных протезов и т.д.

Таким образом, действуя с анкетой о здоровье пациента, персонал проявляет командный подход к данному этапу вектора, что получает позитивную оценку наблюдательного и взыскательного получателя услуг.

Результат командного поведения – синергический эффект, сила которого больше суммы отдельно действующих сотрудников.

3. Работа по «принципу рефлексии» - персонал принимает во внимание ожидания взыскательного клиента.

Суть. Учитывается потребительская компетенция современного получателя услуг, то есть его повышенные требования к коммерческой стоматологии, юридическая просвещенность, готовность отстаивать свои интересы, наличие стоматологического опыта (положительного или негативного).

Рефлексия предполагает установку персонала «быть в голове взыскательного клиента». Прежде всего это касается докторов и требует от них преодоления сложившихся стереотипов взаимодействия с получателями услуг:

Что показывают наблюдения за поведением пациентов и персонала клиник в работе с анкетой о здоровье.

Как пациенты относятся к просьбе ответить на вопросы анкеты.

  1. В некоторых случаях пациент не желает подробно отвечать на вопросы, поскольку считает, что пришел к стоматологу лечить кариес, сделать протез и т.п., а не информировать его о своих общих заболеваниях.
  2. Бывает, пациент скрывает свои заболевания или симптомы болезней, потому что был в других стоматологических клиниках, где сообщил о своих заболеваниях, а из-за них ему отказали в лечении, которое он хотел получить. Например, при наличии заболевания эндокринной системы ему отказали установить зубные импланты и предложили восстановить отсутствующие зубы съемным протезом. Пациент решил, что в другой клинике не станет распространяться об имеющихся заболеваниях, не понимая, что вредит себе, а в случае негативного результата лечения обвинит клинику в том, что, что у него о заболеваниях не спросили.
  3. Пациент подробно ответил на вопросы анкеты, полагая, что стоматолог расскажет о данных опроса, с их учетом предложит эффективный вариант лечения, определит гарантии, все сделает так, чтобы не навредить его здоровью. Однако врач не выполнил свои обязанности, и пациент думает: «Зачем я старался отвечать на вопросы, зря потратил время».

Таким образом, видим, что отношение пациентов к анкете о здоровье – следствие недоработок администраторов и врачей, которые не поясняют смысл данных об общем здоровье, не рассказывают о том, как сведения о здоровье определяют качество диагностики и лечения.

Как поступают многие администраторы:

Как видим, администраторы работают по старинке: 1)выключены из вектора информационного и психологического влияния на пациентов, 2) не показывают пациентам заботу об их благополучии, 3) не стараются набрать очки доверия к себе за счет отличного исполнения своих обязанностей, 4)не обеспечивают стоматологам профессиональную защиту, 5) не способны обеспечит конкурентное преимущество клинике в данном аспекте вектора.

Как ведут себя стоматологи, которые не придают должного значения здоровью пациентов:

Как видим, имея дело с данными об общем здоровье, некоторые стоматологи принижают свой профессионализм:

1) упрощают клинический аспект деятельности, не придавая должного внимания соматическим факторам, опосредующим процесс и результаты лечения,

2) практически игнорируют коммуникативный аспект деятельности, то есть обсуждение с пациентом двусторонней связи общего здоровья с нарушениями в полости рта,

3) не могут обеспечить конкурентное преимущество в плане обоснования гарантий с учетом соматических показателей,

4) упускают возможность показать пациентам свое мастерство «здесь и сейчас» в доказательной, материализованной, очевидной и понятной форме.

Когда в клинике предлагается анкета о состоянии общего здоровья, когда пациент настроился узнать нужную информацию о своей ситуации, увидеть профессионализм врача, услуги которого предстоит оплатить, а в ответ – вакуум, неизвестность, стоматологи не поясняют полученные данные, не учитывают их значение в подборе вариантов лечения, определении гарантий, то у пациента возникает ситуация незакрытого гештальта. Это тяжелое переживание незаконченного действия, невозможность принять то или иное решение.

Как ведут себя ответственные стоматологи работая с анкетой о здоровье пациента.

Они оценивают анкету как важный информационный документ, который позволяет:

Таким образом, приходится признать, что есть существенные различия в поведении стоматологов, которые не придают особого значение данным анкеты о здоровье пациентов, и стоматологов, которые видят в этом документе важную профессионально значимую информацию и возможность с ее помощью показать заботу о получателях стоматологической помощи.

Не исключено, также, что некоторые стоматологи понимают наличие двусторонней связи соматики и полости рта - это внутреннее, имплицитное, представление о своем мастерстве. Но многие знания забыты со времени окончания вуза, что-то в голове не упорядоченно, находится за пределами повседневной деятельности, трудно вербализируется на языке, понятном пациентам В реальном общении с пациентами возникают сложности преобразования внутренних представлений о своем мастерстве во внешнее, доказательное мастерство, проявляемое «здесь и сейчас» в общении с конкретным пациентом. Профессионализм врача проявляется в том, что он умеет продемонстрировать свое мастерство эксплицитно в расчете на конкретного получателя услуг.

Приходится признать: большинство стоматологов не владеет технологией перевода имплицитного мастерства в эксплицитное его проявление, и это со всей очевидностью выявляется в работе с данными анкеты о здоровье и разъяснении их связи с нарушениями в полости рта.

Анкета о здоровье пациента: содержание, признаки качества

Проявить профессиональное мастерство стоматолог может только при использовании правильно составленной анкеты. Какая анкета в вашей клинике? Имеет ли она главный признак качества этого документа? Сколько в ней пунктов? Обеспечивает ли она вам профессиональную и юридическую защиту?

Признак качества анкеты – наличие в ней основных соматических заболеваний, которые двусторонне связаны с состоянием полости рта.

Таких заболеваний около 50, плюс должны быть названы нарушения стоматологического профиля, которые на момент прихода в клинику для пациента не актуальны, например, бруксизм, периодическое появление герпеса, изменение положения губы. Эти и другие жалобы могут быть включены в рекомендуемый план лечения и послужить обоснованием посоветовать обратиться к врачам нестоматологического профиля и учитываться при определении гарантий.

Анкета включает разделы, сопровождающиеся сведениями об особенностях заболеваний и принимаемых лекарствах:

1. Состояние сердечно-сосудистой системы.

2. Заболевания эндокринных органов.

3. Заболевания желудочно-кишечной системы.

4. Заболевания легких.

5. Заболевание печени, почек.

6. Аллергологический статус пациента.

7. Геморрагическое состояние организма

8. Вопросы для женщин.

В анкету о здоровье включены заболевания:

Если стоматолог учитывает такое содержание анкеты, то обеспечивает себе профессиональную защиту: может избежать многих ошибок, принять решение о проведении данного лечения при наличии противопоказаний (абсолютных и относительных), о назначении дополнительных обследований стоматологического и нестоматологического профиля, предусмотреть риск неотложных состояний, обосновать гарантии с учетом состояния здоровья.

Однако, даже при наличии качественно составленной анкеты, надо профессионально общаться с пациентом «здесь и сейчас», в процессе консультации и на последующих этапах лечения. И здесь выявляется, что большинство стоматологов затрудняется осуществлять этот важнейший аспект своей деятельности. Им в помощь необходимо компьютерное пособие, которое помогало бы грамотно общаться с пациентом по поводу отмеченных им заболеваний. Представьте, стоматолог на консультации беседует с пациентом, открывает на компьютере отмеченное заболевание и комментирует его при помощи соответствующей таблицы, в которой указаны патофизиологическая показатели данного заболевания, а под этим даны три колонки: Как данное соматическое заболевание проявляется в полости рта, Как соматическое заболевание влияет на стоматологический статус и лечение, Как стоматологическое заболевание отягощает соматические заболевания. На каждое соматическое заболевание открывается отдельная нужная таблица.

В чем полезность таких таблиц для стоматолога при наборе очков доверия:

Предварительные заявки на компьютерное пособие для стоматологов «Соматика и полость рта: двусторонние связи»:
vv_boy@rambler.ru (в адресе две буквы v, нижнее подчеркивание)


Просмотрено 780       Нравится 4       Мне нравится