|
|||||
Стоматологическое
|
Стоматологические изделия попали в список товаров военного и двойного назначения. Теперь их нельзя экспортировать из США в Россию без специальной лицензии. Кого коснутся запреты и при чем тут Китай?
Расширение санкций
В конце мая 2023 года Бюро индустрии и безопасности (BIS) США обновило список товаров, подпадающих под экспортные ограничения. Экспорт или реэкспорт таких товаров в Россию возможен только после получения специального индивидуального разрешения от BIS. При этом выдача лицензии на товары «необходимые для здоровья и безопасности», а также — для «исключительно медицинских нужд», возможны. Однако BIS собирается оценить, «может ли российское правительство и ВПК извлечь выгоду из этих товаров».
Ограничения действуют не только на товары, произведенные в Штатах. Санкции налагаются и на товары, при создании которых использовались американские технологии и софт. Исключение сделали только для стран, присоединившихся к санкциям против России: экспорт и реэкспорт подсанкционных товаров из этих государств регулируется их собственным законодательством.
Есть ли исключения для медицины?
В январе 2023 года другое ведомство – OFAC – выпустило бессрочную Общую лицензию. Она разрешает экспорт медицинских товаров и лекарств в Россию. Однако документ касается только ранее введенных санкций по линии Министерства финансов, то есть разрешает платежи и расчеты. Движение товаров к компетенции OFAC не относится. Грубо говоря, американская компания может поставлять в Россию китайские медицинские изделия: это не нарушает ограничение BIS (нет экспорта из США), а расчеты разрешены OFAC согласно Общей лицензии. Напротив, поставка американских товаров китайской компанией, если расчеты не проходят через США, не регулируется OFAC, но запрещено BIS.
Какие товары попали в список?
В обновленный список попали:
Помимо стоматологических, в списке немало других медицинских товаров, например, аппараты компьютерной томографии (902212) и ИВЛ (901920).
Как это отразится на российском стоматологическом рынке?
Почти все американские бренды официально ушли с российского рынка еще в марте 2022 года. Однако некоторые товары поставляли в Россию негласно, через посредников в третьих странах. Новые санкции объявляют такую практику вне закона, требуя от производителей обращаться в BIS за получением лицензии.
Распространение на стоматологию «военных» санкций требует от производителей более глубокой проверки покупателей: попадание нового стоматологического оборудования из США на российский рынок теперь напрямую свидетельствует о нарушении санкций. Речь идет о «презумпции вины» производителя: он должен доказать, что принял все необходимые меры, чтобы его товары не попали на российский рынок.
Более серьезная проблема — запрет на поставку в Россию товаров, произведенных с использованием американских технологий в третьих странах, в первую очередь — в Китае и Турции. Практически любое производство, так или иначе, использует американское ПО, а многие высокотехнологичные производства используют американские патенты и комплектующие. Часть брендов столкнется с непростым выбором: потерять российский рынок сбыта или рискнуть полной остановкой производства из-за потери американских технологий. И чем более современную и сложную продукцию они производят, тем выше вероятность ее ухода с российского рынка. Так, после распространения аналогичных санкций на широкий перечень электроники в 2022 году, российский рынок негласно покинул китайский технологический гигант Huawei.
К счастью, новые санкции не оставят Россию без стоматологических товаров. Часть товаров из списка уже производится в России, существенно выросла доля товаров из Кореи и Японии, которые, хотя и присоединились к санкциям, но не ограничили поставки медицинских изделий. Не оставят российский рынок и некрупные производители из третьих стран — они не боятся попасть под вторичные санкции США. Не исключены и поставки собственно американских товаров через оставшиеся лазейки: в конце концов, одно дело – ввести санкции, и совсем другое – обеспечить их исполнение.
Лучший способ узнать, какие производители товаров для стоматологии присутствуют на российском рынке сейчас – прийти на выставку "Дентал-Экспо 2023", которая пройдёт с 25 по 28 сентября в МВЦ "Крокус Экспо" в залах 5, 7 и 8. Заявки на участие уже подали более 350 компаний, на стендах которых будет представлена продукция свыше 600 брендов из 30 стран. Ознакомиться со списком участников и производителей можно в онлайн-каталоге выставки (обновляется по мере поступления информации от экспонентов). Вход на выставку бесплатный по электронному билету.
Просмотрено 1363 Нравится 7 Мне нравится