|
|||||
Стоматологическое
|
Академик Петровской Академии наук и искусств, академик Международной Балтийской педагогической академии, д-р психол. наук, профессор, председатель секции СтАР Психология в стоматологии, орден за заслуги перед стоматологией, внесен в биографическую энциклопедию «Золотые имена Россиии».
Традиционная философия сестринского дела исключает какое-либо участие ассистента в общении врача с пациентом по поводу его соматического здоровья. Потому ассистент молча находится в стороне, не вникает в суть происходящего. Но если следовать современным взглядам на активную позицию ассистента в разных аспектах лечения, возникают вопросы: надо ли ломать традицию, как и в каких формах допустимо участие ассистента в обсуждении здоровья пациента?
Сомнений быть не может – традицию нужно корректировать. Ведь речь идет о здоровье человека и факторах, определяющих эффективность его лечения. Ассистент - непосредственный соучастник всех аспектов оказания помощи, он не должен оставаться безразличным к тому, что сообщено в анкете о здоровье, он должен сделать выводы относительно исполнения своих функций в предстоящем лечении, учитывая данные о здоровье пациента, – на что обращать внимание, как облегчать его состояние при выполнении процедур, которые могут оказаться труднопереносимыми в процессе лечения (это аспект медицинского сервиса). Кроме того, ассистент может поддерживать врача в попытках мотивировать пациента внимательнее относится к своему здоровью или обратиться за помощью к специалистам не стоматологического профиля в обоснованных случаях. Степень, активность и поводы участия ассистента в обсуждении состояния здоровья пациентов заранее должны быть определены врачом, который ориентирован на сотрудничество с ассистентом, учитывая его вербальные способности и наличие соответствующих навыков.
Ассистента может включаться в работу с анкетными данными пациента при его сопровождении из холла в кабинет, если в клинике действует такой порядок: ассистент получает заполненную анкету от администратора и приносит её доктору.
Когда ассистент приводит в кабинет пациента, который прежде лечился в клинике, то обращает внимание на дату заполнения анкеты и, в случае если прошло более полугода, сообщает врачу об этом, давая условный знак - «анкетные данные устарели». Такое может произойти потому, что администратор не увидел отклонения от должного и не обратился к пациенту с просьбой обновить данные о своем здоровье. Ассистент должен предупредить доктора о необходимости обновления данных анкеты и тем самым подстраховать его.
Когда врач обсуждает данные анкеты с пациентом, ассистент активно включен в ситуацию:
невербально:
вербально:
Во время беседы о здоровье ассистент подмечает проявления физического дискомфорта у пациента и реагирует должным образом, заметив:
Адекватно реагирует в случае выявления у пациента психоэмоциональных реакций и состояний:
Предварительно врач и ассистент договариваются о сигналах участия в диалоге с пациентом.
Врач подаёт ассистенту условные знаки:
«Поддержи меня» – добавь аргументы, относительно бережного отношения к здоровью, о целесообразности посетить специалиста не стоматологического профиля.
«Приведи известный факт» – сигнал, инициирующий ассистента «вставить» в разговор о здоровье пример из стоматологической практики, опыта лечения какого-либо пациента.
«Подготовь иллюстрации в компьютере» – невербальное указание найти в досье врача типичный случай, показывающий связь между здоровьем и состоянием полости рта, или рентгеновский снимок, подходящий для просмотра.
«Повтори пациенту важное» – это может быть совет или предупреждение врача, касающееся здоровья, которые уместно напомнить пациенту, сопровождая его к расчетному пункту после очередного приема или прощаясь после завершения лечения.
Ассистент также может использовать невербальные различные знаки при обсуждении анкеты о здоровье пациента:
«Доктор, обратите внимание» – такой знак уместно подать на очередном приеме, если врач не заметил, что в медицинской карте пациента стоит отметка «гепатит», «туберкулез» и т.д. Протягивая врачу медкарту вне поля зрения пациента, ассистент прижал указательный палец в нужном пункте на ее лицевой странице. Или в анкете имеются отметки о заболеваниях, которые не выносятся на титульный лист, но должны учитываться в процессе каждого приема. Если врач почему-либо не акцентировал на них внимание, ассистент приходит на помощь. Например, в анкете указаны травмы головного мозга – это надо иметь ввиду, чтобы упреждать физический дискомфорт: пациент может испытывать головную боль, быстро утомляться в положении лежа, его может раздражать яркий свет. Ассистент вне поля зрения пациента пальцем руки указывает врачу на подобные заболевания, раскрыв анкету. Тоже касается отметок о выездах за границу, резкой потери веса и т.п., что требует уточнений о состоянии здоровья пациента на данный момент.
«Анкетные данные устарели» – знак подается врачу в случае, когда ассистентка заметила, что анкета была заполнена более полугода тому назад и должна быть обновлена. Ассистент передает врачу чистый бланк анкеты, и врач понимает его без слов.
По итогам изучения врачом анкеты о здоровье пациента ассистент оформляет направление к специалисту(ам) общего профиля и сообщает информацию о том, где и когда следует получить нужную помощь.
Это можно сделать непосредственно в кабинете или сопровождая пациента к пункту расчета, но так, чтобы посторонние лица об этом не слышали (помним о медицинской тайне).
Фиксация в сервисной карте пациента особенностей его поведения при обсуждении анкеты о здоровье.
Медицинскому персоналу важно доказывать пациенту подлинную заботу о его благополучии. На последующих этапах лечения врачу и ассистенту необходимо вспомнить, как пациент реагировал на обсуждение данных о его общем здоровье и комментариях специалистов. Возможно, он сделал нужные выводы, а может быть следует продолжить влияние на его установки и намерения относительно здоровья. Вот почему целесообразно фиксировать особенности реагирования пациента на обсуждение его соматического здоровья. Соответствующие данные следует отмечать в его личной Сервисной Карте, это корпоративная память об особенностях поведения получателя услуг. Например, здесь можно отметить общее отношение к здоровью, советам доктора, конкретную психоэмоциональную реакцию. Информация позволит осуществить персонифицированный подход к пациенту, что может вызвать у него позитивное впечатление о поведении персонала, мотивировать благоприятный отклик о работе клиники.
Контроль эффективности обсуждения здоровья пациента в обратной связи с ним.
Спустя одну-две недели после завершения конкретного этапа или всего лечения пациента опрашивают по телефону о его состоянии, наличии дискомфорта и впечатлениях о визите в клинику. В том числе есть вопросы, касающиеся анкеты о здоровье:
«Перед приемом (консультацией) Вы заполняли анкету о здоровье. Скажите, Вы указали (отметили) какие-либо заболевания?». Если пациент отвечает «да»: «Позвольте уточнить: врач объяснил Вам, как Ваше здоровье связано с состоянием полости рта?». Тут же предлагаются варианты ответа: подробно объяснил, ничего не объяснил, затрудняюсь ответить (не помню). Информация, полученная по обратной связи, позволяет делать выводы об эффективности работы медицинского персонала с анкетой о здоровье пациента. Персонал должен действовать по «принципу вектора» - каждый член команды вносит свой вклад в информационное и психологическое воздействие на получателя услуг с целью достижения синергического эффекта.
Для усовершенствования работы ассистентов в тандеме с врачами предлагаю:
Том V «Врач и ассистент». Из серии «Психология и менеджмент в стоматологии». Рассматриваются: профессиональные установки участников диады «врач-ассистент» и триады «врач-ассистент-пациент»; обязанности в процессе лечения, предоставления культурного и медицинского сервиса и осуществления продажи услуг; показатели профессиональной сработанность врача и ассистента; условия психофизиологической и психологической совместимости партнеров.
Разработка «Организация работы ассистента стоматолога». Профессиональный отбор претендентов на должность; должностные обязанности и стандарты сервиса; подходы к оплате работы; способы оценки работы ассистентов; аттестация и переаттестация с присвоением внутренней категории и установлением оплаты за смену.
Обращаться: vv_boy@rambler.ru (в адресе две буквы v и нижнее подчеркивание).
Просмотрено 723 Нравится 3 Мне нравится