Dental Community
О проекте Поиск по сайту  

Стоматологическое
сообщество

.
03.04.2024,     Раздел сайта: Актуальные статьи. Стоматология. Организация здравоохранения. Право.

Управление ростом зубочелюстного аппарата при двухэтапном ортодонтическом лечении дистальной окклюзии у подростков

В феврале 2024 года завершилось исследование, целью которого стало выявление наиболее эффективного метода лечения дистальной окклюзии у подростков, имеющих выраженный дисбаланс между морфологией и функцией. В течение 5 лет специалисты[1] в области ортодонтии из СПб ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника №9» и СПб ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника №16» анализировали ход и результаты лечения 2 фокус-групп, состоящих из 20 пациентов в возрасте 11 – 14 лет.

Дистальная окклюзия зубных рядов является одной из наиболее сложных зубочелюстных аномалий. Уже на ранних этапах данная патология сопровождается морфологическими, функциональными и эстетическими нарушениями, которые при отсутствии квалифицированной ортодонтической помощи с возрастом перерастают в еще более сложную, нередко комбинированную, зубочелюстную аномалию, что отрицательно сказывается как на физическом, так и на психоэмоциональном состоянии подростков и может привести к характерологическим изменениям личности.

«Сложность устранения дистальной окклюзии заключается в разнообразии ее клинических форм (как зубоальвеолярных, так и гнатических), что требует различных подходов к лечению – одноэтапного и двухэтапного. Последний, в свою очередь, в ходе нашего исследования доказал свою эффективность и большую предсказуемость результата за счет управляемого роста зубочелюстного аппарата на этапах пубертатного скачка роста, позволяющий создавать гармоничное равновесие между морфологией и функцией», – прокомментировал д.м.н. Попов Сергей Александрович, профессор, врач-ортодонт СПб ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника №9».

В рамках исследования пациенты с дистальной окклюзией зубных рядов и сагиттальным несоответствием в 6-12 мм были разделены на 2 равные группы: основная состояла из 10 пациентов, которым проводилось современное двухэтапное ортодонтическое лечение с применением аппарата Carriere Motion 3D и системы пассивного самолигирования Carriere SLX 3D, и группа сравнения – из 10 пациентов с одноэтапным ортодонтическим лечением системой пассивного самолигирования и межчелюстными эластиками II класса.

Ортодонтическое лечение в обеих группах проводилось без удаления отдельных зубов. В исследование включались пациенты с нейтральным и горизонтальным типом роста зубочелюстного аппарата, у которых имелись телерентгенограммы головы (ТРГ), а также проводилось изучение функционального состояния мышц челюстно-лицевой области (m. masseter и m. temporalis) методом оценки стандартизированных показателей - электромиографии (ЭМГ) до и после ортодонтического лечения.

У всех пациентов при двухэтапном подходе применяли аппарат Carriere Motion 3D для формирования нового миотатического рефлекса и гармонизации тонуса жевательной и мимической мускулатуры, которая достигалась отсутствием опоры в области передней группы зубов верхней челюсти, устранением окклюзионной интерференции антагонирующих зубов и контролем положения резцов на нижней челюсти при 22 часовом ношении межчелюстного эластика.

Общая продолжительность первого этапа была 6 месяцев, далее производили фиксацию системы пассивного самолигирования Carriere SLX 3D на верхнюю челюсть, оставляя еще на 2 месяца каппу на нижней челюсти для снижения активности периодонтальных рефлексов.

При необходимости продолжали назначать межчелюстной эластик по II классу слабой силы. Затем производилась фиксация брекетов на нижнюю челюсть в нейтральном соотношении зубных рядов и гармоничным равновесием между морфологией и функцией.

У пациентов группы сравнения при одноэтапном подходе применяли последовательную фиксацию брекетов системы пассивного самолигирования Carriere SLX 3D с верхней челюсти к нижней с интервалом в 2 месяца. По завершении этапа нивелирования и достижении полноразмерных стальных дуг назначались межчелюстные эластики по II классу.

Результаты исследования показали хорошие скелетные эффекты коррекции дистального прикуса у подростков при использовании современного двухэтапного подхода с применением аппарата Carriere Motion 3D и системы пассивного самолигирования Carriere SLX 3D по сравнению с одноэтапным ортодонтическим лечением системой пассивного самолигирования.

Анализ данных, полученных при расчете ТРГ в боковой проекции, показал, что в пределах лицевого отдела черепа имеются следующие особенности, характеризующие современное двухэтапное ортодонтическое лечение дистальной окклюзии у подростков после проведенного ортодонтического лечения – позитивные изменения: ÐSNВ – переход н/ч из ретроположения в нормоположение; ÐАNВ - переход из дистального соотношения апикальных базисов к нейтральному соотношению, S-Go/N-Me - свидетельствующее о гармоничном развитии лица; ÐI-МL – изменение наклона нижних резцов из ретрузии в нормотрузию.

При ортодонтическом лечении подростков в одноэтапном подходе позитивные изменения проявлялись лишь в параметрах, характеризующих рост челюстей; негативные изменения проявлялись: ÐSNA – переход в/ч из нейтрального положения в ретроположение; S-Go/N-Me - свидетельствующем о нарастании дисгармонии лица - «короткое лицо» ÐI-МL – изменение наклона нижних резцов в протрузию.

Изучение функционального состояния мышц челюстно-лицевой области (m. masseter и m. temporalis) методом оценки стандартизированных показателей - электромиографии (ЭМГ), до и после ортодонтического лечения показали позитивные изменения индекса симметрии распределения мышечной активности (POC) при двухэтапном ортодонтическом лечении (88, 13±0, 52%) и тенденцию к снижению активации жевательных мышц (83, 43±3, 42%) при одноэтапном ортодонтическом лечении подростков с дистальной окклюзией.

Таким образом, современный двухэтапный подход при лечении дистальной окклюзии у подростков является более эффективным и предсказуемым за счет управляемого роста зубочелюстного аппарата на этапах пубертатного скачка роста, позволяющий создавать гармоничное равновесие между морфологией и функцией.















 

[1] В исследовании приняли участие:


Просмотрено 318       Нравится 5       Мне нравится