|
|||||
Стоматологическое
|
Академик Петровской Академии наук и искусств, академик Международной Балтийской педагогической академии, д-р психол. наук, профессор, председатель секции СтАР Психология в стоматологии, орден за заслуги перед стоматологией, внесен в биографическую энциклопедию «Золотые имена Россиии».
Начну с позитива: в Интернете стали появляться публикации стоматологов о наблюдаемых типах посетителей клиник – признак делового подхода к практике. Например, одна статья рассказала о «женщине-контролёре», которая, находясь в кабинете, беспокоилась о сохранности своей сумочки, не сводила с неё глаз. Хорошо, что врач подметил особенности поведения пациентки. А теперь о том, что плохо: во-первых, пациентка вызывала раздражение стоматолога, во-вторых, его вывод свелся к банальному умозаключению – пришла лечиться, а отвлекается на пустяки. Это пример симплификации (от лат. simplex – простой и facere – делать), упрощения, которое недопустимо при изучении проблем. Симплификация - неадекватный стереотип осмысления действительности, который не позволяет понять сущность явлений, «распредметить» их, научиться управлять ими. К сожалению, симплификация – весьма распространенное явление в разных аспектах нашей действительности, включая стоматологию, когда она касается маркетинга, психологии, командой работы, обучения кадров.
Подойдем к экспресс-диагностике пациентов серьёзно. Врачи, ассистенты, администраторы должны:
Основная цель экспресс-диагностики - осуществлять с конкретным пациентом стиль взаимодействия, адекватный его психологическим особенностям, что отвечает субъектно-ориентированному, персонифицированному общению.
Рассмотрим проблему применительно к работе ассистента и стоматолога: что нужно заметить в поведении пациента и как реагировать. (Параграф из тома V «Врач и ассистент: совместный профессиональный рост, алгоритмы проведения консультаций, консилиумов и лечения».
1. Ассистент осуществляет экспресс-диагностику пациента на этапе встречи и сопровождения в кабинет
Признаки поведения пациента | Тактика поведения ассистента |
«Открытый к общению»
· открытость поз, · смотрит в глаза, · приветлив, · заметно желание войти в контакт: вопросы на какие-либо темы, речевая активность на пути в кабинет. |
Подчеркнутая готовность к общению: обратиться по И.О., поздороваться с учетом времени суток, открытая улыбка, контакт глазами, ответы на вопросы;
· поинтересоваться самочувствием; · сказать, что помните пациента по предыдущим визитам в клинику (если есть информация о совместном общении). · держаться в личной зоне (60-80 см.) |
«Закрытый к общению»
· нежелание общаться: формально отвечает или не отвечает на приветствие, ни о чем не спрашивает; · стремление сохранять дистанцию; · слабые невыразительные эмоциональные реакции; · «лицо-маска», отстраненное выражение лица |
«Стандарт приветствия»:
· легкая улыбка, приветливый тон, обратиться по И.О., поздороваться с учетом времени суток; · не всматриваться в выражение лица (это может расцениваться как нарушение личностного пространства); · минимум инициативы в общении; · публичная дистанция (150-200 см.). (Тактика сохраняется до момента, пока дальнейшая диагностика не покажет, открытость пациента к общению). |
«Уравновешенный»
· размеренные движения, малый и средний круг жестов; · мягкая мимика лица; · спокойный голос; · неспешно собирает вещи, откладывает в сторону журнал, который просматривал.
|
«Стандарт приветствия»:
обратиться по И.О., поздороваться с учетом времени суток, легкая улыбка, приветливый тон; · не разглядывать пациента (это может не нравится ему: «что меня разглядывать?»); · не показывать недовольство медлительностью пациента; · сопровождать в кабинет в спокойном темпе (спешка может вызывать его недовольство). |
«Неуравновешенный, возбужденный»
· суетливость, спешка при собирании своих вещей; · повышенная двигательная активность (глаза, руки, движения головы); · оправдание за то, что долго собирается. |
«Стандарт приветствия»:
обратиться по И.О., поздороваться с учетом времени суток, легкая улыбка, приветливый тон; · обязательно принести извинение в случае задержки с приемом даже на несколько минут; · сначала проявить эмоциональное участие: приветливый, успокаивающий тон общения, просьба не спешить; · сказать, что помните пациента по предыдущим визитам в клинику (если есть соответствующая информация). · при сопровождении в кабинет можно постепенно ускорять темп движения (важно внушать пациенту действовать так, как нужно медперсоналу); · внимательно сопровождать в кабинет: идти на полшага впереди, не забегать вперед, отслеживать взглядом движения пациента - успевает, не отстает ли; · рукой показывать направление движения – прямо, куда повернуть. |
«Уверенный в себе»
· правильная осанка: прямая спина, поднятая голова, развёрнутая грудная клетка, плечи на одном уровне, втянутый живот; · твердая походка; · живая речь, четкость произнесения слов; · открытый взгляд. |
«Стандарт приветствия»:
обратиться по И.О., поздороваться с учетом времени суток, легкая улыбка, приветливый тон; · обязательно принести извинение в случае задержки с приемом даже на несколько минут; · показывать деловитость в общении, эмоциональную сдержанность; · четко произнести приглашение в кабинет, показывать направление движения. |
«Неуверенный в себе»
· робость, нерешительность, застенчивость; · неуверенный взгляд, избегание контактов взглядов, · закрытость (полу закрытость) поз; · бесцветный, монотонный, тихий голос. |
Подчеркнутое радушие:
обратиться по И.О., поздороваться с учетом времени суток, демонстрировать готовность к общению: открытая улыбка, приветливый тон, доброжелательные интонации; · вопрос о самочувствии; · сказать о том, что помните пациента по предыдущим визитам в клинику (если есть соответствующая информация). · неспешное сопровождение в кабинет; · отслеживание действий пациента, требующих от него напряжения и подсказывать направление движения; · слова поддержки: «Вас будет принимать очень внимательный, отзывчивый доктор» (комлиментарные оценки в адрес доктора произносить только в оправданных случаях). |
«Естественный»
· непринужденность поведения; · умение не замечать досадные мелочи; · уважительное отношение к персоналу; · доверительность в общении; · вопросы на разные темы. |
«Стандарт приветствия»:
обратиться по И.О., поздороваться с учетом времени суток, легкая улыбка, приветливый тон; · радушие, отзывчивость; · ответная естественность поведения - без каких-либо признаков слащавой любезности, общения «на короткой ноге»; · ответы на вопросы. |
Демонстративный, истероидный».
· признаки психологической неадекватности: у женщин - яркая одежда (обычно красных тонов) и макияж; стиль одежды и поведения не соответствует возрасту, аксессуары, бросающиеся в глаза; у мужчин – «петушиный» вид (при этом обычно маленький рост), грудь «колесом», заниженный, либо завышенный регистр голоса, пёстрый галстук, смотрит свысока; у мужчин и женщин – игра на зрителя, желание перехватить взгляд, вычурность поз; преувеличенная жестикуляция мимика с оттенком брезгливости. |
Подчёркнутая любезность:
обратиться по И.О., приветливый тон, поздороваться с учетом времени суток, лёгкий поклон головы, искренне улыбаясь; · проявлять внимание, заботу, уважение на этапах лечения (действия по формуле AСR). · искренне извиниться в случае задержки с приемом даже на несколько минут, при этом смотреть в глаза, отметить, что вы и врач переживаете ситуацию; · упреждение психотравмирующих обстоятельств: отклонений от стандартов культурного и медицинского сервиса, эпидемиологического режима.
|
«Скромный, непритязательный»
· стремление не обращать на себя внимание, быть незаметным, не докучать вопросами; · отсутствие вычурных деталей в одежде и поведении; · «угловатость» в поведении, экономичные движения рук, ограниченность поворотов головы. |
«Стандарт приветствия»:
обратиться по И.О., поздороваться с учетом времени суток, легкая улыбка, приветливый тон; · радушие, внимание, отзывчивость; · ответная естественность поведения: без каких-либо признаков слащавой любезности, общения «на короткой ноге»; · ответы на вопросы. |
«Важная персона».
· стремится подчеркнуть свою значимость - социальный, материальный статус; · требует почтения, особого отношения к себе; · особенности поведения: важная походка, размеренная речь (растягивание слов), высокая посадка головы, поднятый подбородок; · отношение к окружающим: высокомерие, безразличие, взгляд с боку или «поверх голов», «косая» улыбка; · склонность читать мораль, отчитывать за допущенные ошибки, придирчивость к мелочам; · способен унизить персонал.
|
Основной стиль общения - подчёркнутая любезность, терпение, спокойствие.
Пациент платит деньги, на многое в его поведении не нужно обращать внимание, если выходки «персоны» не оскорбляют вас лично. · обратиться по И.О., приветливый тон, поздороваться с учетом времени суток, слегка поклониться, открыто улыбаясь; · искренне извиниться в случае задержки с приемом даже на несколько минут, при этом смотреть в глаза, отметить, что вы и врач переживаете ситуацию; · особое внимание, почтительность, сдержанное восхищение; · публичная дистанция (метр и более); · изысканность манер; · подчеркнутая предупредительность - устранение психотравмирующих обстоятельств; · в ожидании приема показывать высокий класс обслуживания; · ответственно работать с Договором, Информированными Добровольными Согласиями, анкетой о соматическом здоровье. |
2. Ассистент и врач проводят экспресс - диагностику пациента на этапе освоения обстановки в кабинете и подготовки к лечению.
Признаки поведения пациента | Тактика взаимодействия ассистента и врача |
«Внимательный»
· острый, наблюдающий взгляд; · адекватные вербальные и невербальные реакции на просьбы, указания персонала; · понимание с полуслова; · точные, адекватные вопросы; · отсутствие признаков суетливости, волнения, излишнего напряжения. |
Краткое обязательное общение в процессе выполнения манипуляций – просьбы, команды персонала.
· деловой, но мягкий тон общения; · врач и ассистент проявляют невербальную рефлексию - отслеживают правильность понимания и выполнения пациентом указаний. |
«Невнимательный»
· рассеянный, неспособный концентрироваться; · не координированные движения; · нечетко следует указаниям и подсказкам медперсонала; · растерянный взгляд; · переспрашивает, что и как делать; · повторяет указания врача и ассистента; возможно, пациент плохо слышит. |
Необходима активизация внимания пациента:
спокойное повторение просьб, команд, четкое произнесение слов · не допустимо показывать недовольство, раздражение поведением пациента, спешку; · говорить с пациентом громче, если замечено, что он плохо слышит. · · уточняющие вопросы;ий; · четка, громкая речь;
|
«Активный»
· действует быстро, динамично двигается; · ускоренная, беглая речь; · хорошая логика, последовательное изложение мысли; · активно реагирует на ситуации; · задает уместные уточняющие вопросы. |
Приблизиться к ритму действий пациента – его движениям, речи:
· быстро реагировать: - на вопросы - на перемены в состояниях · демонстрировать собранность, деловитость; · чётко формулировать мысли, просьбы, ответы на вопросы. |
«Пассивный»
· замедленные реакции; · долго усаживается в кресле; · медленно поворачивает голову по просьбе врача, ассистента; · перед тем как выполнить просьбу, «блуждает» глазами, размышляет. |
Подстроится к темпу реагирования пациента:
- спокойная, размеренная речь, - плавные движения, - терпение, выдержка; · ожидание пока пациент примет удобную позу; · выслушивать высказывания пациента до конца, не перебивая; · давать обратную связь - словесную и невербальную (кивок головы, прикосновение рукой, если пациент кинестезически доверчив). |
«Мнительный»
· настороженный: ко всему присматривается, контролирует обстановку; · напряженный, изучающий взгляд на персонал; · держит под контролем свои вещи - всё ли на месте; · несколько брезгливое или откровенно вопросительное выражение лица; · насупленные брови; · паузы перед исполнением рекомендованных действий; · отслеживает взглядом действий персонала; · «ловящий» взгляд и «прислушивающееся» ухо; · нервозные движения головы, пальцев рук; · улавливает все сигналы отклонения от должного (падение инструмента, отставание ассистента от темпа работы врача, нарушения эпидрежима). |
Исключить отклонения от должного – всё пояснять, соблюдать правила эпидрежима;
· посредством комментария упреждать обстоятельства, которые могут ассоциироваться с угрозой для благополучия; · в случае явной настороженности, спросить о том, что беспокоит, дать четкое логичное пояснение: «Все идет нормально»; · размещать личные вещи пациента в зоне его видения (портфель, сумочку). |
«Аудиальный»
· повторяет слова и как бы тянет ухо к говорящему; реагирует глазами, лицом, кивками головы на логику, ударные слова, пояснения и просьбы персонала; · показ моделей, рисунков воспринимает без особого внимания - старается больше понять, чем увидеть; · говорит комплименты приятному голосу врача, ассистента. |
Врач и ассистент должны подстроиться к аудиальному типу отражения действительности,
тем самым облегчая пациенту восприятие информации. Уместны: - логичность повествования, - четкость речи, - аргументы (почему это так, зачем делается так, что будет в результате), - мягкое звучание голоса, - передача состояний и отношений при помощи интонаций, - предложение: «давайте рассуждать». |
«Визуальный»
· пытается взглядом контролировать действия персонала; · внимательно смотрит в глаза говорящему, на губы, словно читает по губам; · внимательно рассматривает рисунки, снимки, модели; · следит за пальцем руки врача, когда он что-либо показывает на моделях и снимках. |
Врач и ассистент должны подстроиться к ведущей визуальной системе пациента при восприятия информации, в результате он легче схватывает и понимает пояснения, испытывает чувство удовлетворенности от общения с персоналом. Уместны:
- демонстрация наглядных пособий, - показы на экране компьютера - рисунки от руки по ходу объяснений чего-либо, - изящность движений, · образность, детальность повествований в расчете на воображение; - приглашения: «представьте себе». · следует общаться при контакте взглядов.
|
3. Ассистент и врач проводят экспресс - диагностику пациента на этапе лечения
Признаки поведения пациента | Тактика поведения ассистента и врача |
«Кинестезически (сенсорно) доверчивый»
· спокойно переносит прикосновения персонала и как бы получает удовольствие от этого; · тщательно расправляет, теребит салфетку перед, тем как вытереть губы; · ворочает головой, двигает руками и ногами в поисках удобных положений; · разговаривая с персоналом, обращаясь за вопросами, берет за руку врача или ассистента; · отмечает, что у врача или ассистента мягкие руки; · засыпает на приеме. |
Основной принцип взаимодействия – осторожное вхождение в сенсорное пространство пациента, это он может оценить как лично-ориентированное общение:
· прикосновения к руке пациента в целях: - подчеркнуть значимые элементы информации; - поощрить в случае правильного выполнения просьб персонала; - успокоения в случае дискофорта. |
«Кинестезически (сенсорно) недоверчивый»
· старается избегать прикосновений, а когда прикасаются к нему, быстро убирает руку; · автоматически отодвигается, когда врач или ассистент приближает к нему лицо, корпус; · держится в публичной зоне; · отстраненность во взгляде; · впечатление будто плохо слушает, мало чем интересуется. |
Основной принцип общения – по возможности не вторгаться в сенсорное пространство пациента:
· выдерживать дистанцию в общении; · не прикасаться к рукам, не поглаживать; · минимально контактировать глазами; · предупреждать о пальпации полости рта; · пояснять суть использования коффердама, · дышать в сторону. |
Тип личности: Невротический, склонен к быстрой смене настроений
· Повышенная утомляемость: - быстро устает держать рот открытым; - не может долго находиться в одной позе; - проявляет нетерпение; · Неустойчивость настроений: - периоды покоя сменяются бурными эмоциями; · Повышенная чувствительность, раздражительность, впечатлительность: - мешают свет, звуки, запахи; - раздражают заминки в процессе лечения, хождения кого-либо по кабинету, посторонние лица; - беспокоят неловкие манипуляции персонала; · Готовность показывать обиды, раздражение: - капризы, упрямство; гипертрофированная мимика, слезы. |
· Предупредить о возможном дискомфорте (всякий раз об одном и том же):
- о горьком, соленом, терпком привкусе препарата, - о том, что во время процедуры могут сохнуть губы или рот, - о том, что во рту должна присутствовать влага (пациент может считать, что влага оставлена из-за невнимательность персонала), - о постановке ватных тампонов и связанных с этим ощущениях, - о том, что руки врача или ассистента будут упираться на лицо пациента, - о специфическом шуме или давлении инструментов, вращающихся с той или иной скоростью, - об изменении положения кресла. · Устранять обстоятельства, вызывающие физический дискомфорт: - убирать свет лампы, чтобы не бил в глаза; - не допускать во время лечения хождений по кабинету, отвлечения персонала на поиски инструментов; - не нарушать требования дезинфекции. · При любой возможности делать паузы для релаксации; · Эмоциональная включенность в ситуацию: - Попечительский интерес к состояниям пациента (вербально и невербально); Сочувствие, сопереживание. |
«Апатическая депрессия»
· Пассивность: - сниженное внимание; - безразличие к информации и действиям персонала; · Эмоциональная подавленность: - маска печали; - однообразие, бесцветность эмоций; - тихая замедленная речь. · Запаздывающие реакции на информацию во время лечения: - о содержании проблемы, плана лечения; - о прогнозе гарантий, - о возможных дискомфортах после лечения.
«Тревожная депрессия» · Тягостное, мучительное ожидание процедур (как бы чего не случились): - пациент опасается чего-то непоправимого; - обращается к персоналу с вопросами: что будет дальше, будет больно, сколько времени до конца лечения; · Находясь в кресле, нередко мечется, охает и стонет; · Может враждебно относится к персоналу; · Настораживается и переживает несогласованные действия персонала.
|
Основной принцип общения персонала - мягкая настойчивость, чтобы в максимальной степени устранить апатию, ибо пациент должен активно воспринимать информацию:
· Врач и ассистент чётко доносят до сознания пациента советы, содержание процедур, суть гарантии и прочее: - ясная речь, короткие фразы, - повторы важного; · Рефлексивное слушание пациента – врач и ассистент проверяют, правильно ли они понимают сказанное пациентом; · Рефлексия персоналом своего поведения - что, как, зачем, с каким эффектом мы говорим и делаем.
Основной принцип общения с пациентом - подчеркнутая опека, забота о его физическом благополучии. · Особое внимание к моментам, требующим от пациента концентрации усилий, внимания, терпения: - пояснения, что предстоит делать, какие ощущения возможны, сколь длительны отдельные манипуляции; Эмоциональная включенность персонала в ситуацию: пациент должен убеждаться в том, что врач и ассистент всё держат под контролем, активно реагируют на его состояния, незамедлительно успокаивают, останавливают мануальные действия, если пациент испытывает дискомфорт. |
Вы познакомились с отрывком из тома V «Врач и ассистент». Совместный профессиональный рост. Алгоритмы проведения консультаций, консилиумов и лечения.
Бойко В.В. Серия Психология и менеджмент в стоматологии.
Подробности: vv_boy@rambler.ru (в адресе две буквы V и нижнее подчеркивание)
Просмотрено 634 Нравится 1 Мне нравится