|
|||||
Стоматологическое
|
Концепция Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) была утверждена в 2011 году, с тех пор тема информатизации отросли - одно из ключевых в повестке дня. Но многое ли сделано и каковы перспективы информатизации без финансовых вливаний из федерального бюджета? Об этом редактор "МВ" Сергей Литвиненко беседует с главным внештатным специалистом Минздрава России по внедрению современных информационных систем в здравоохранении Татьяной ЗАРУБИНОЙ.
- В последнее время часто можно услышать словосочетание "единое информационное пространство" применительно к российскому здравоохранению, как оно должно выглядеть в идеале, по вашему мнению?
- Термин "единое информационное пространство" очень старый. У меня полное ощущение, что впервые его услышала, еще учась в институте. Тогда им обозначит то, к чему нужно стремиться, - некий идеал. В общем, идея была понятна: система, в которой все со всем связано, информация, находящаяся на разных уровнях системы оказания медицинской помощи - от ЛПУ до региональных управлений здравоохранением и общегосударственного уровня, надежно хранится и может свободно перемещаться между этими уровнями в случае необходимости. Это была своего рода голубая мечта. А дальше сложилось так, что термин стал чуть ли не ругательным, был период, когда стало неприлично его употреблять в профессиональной среде. Когда-то будет и единое пространство, а пока будем решать более приземленные задачи. Сегодня же это понятие реабилитировано. Оно вернулось в употребление на новом уровне несколько лет назад. Вернулось, прежде всего, в связи с тем, что сегодня пришло понимание, как это самое единое информационное пространство построить. И эта реинкарнация понятия и его содержания, конечно, напрямую связана с идеей ЕГИСЗ.
- То есть ЕГИСЗ идее единого информационного пространства вполне соответствует?
- Полностью соответствует. Построив эту систему, мы как раз и создадим то самое единое информационное пространство, о котором когда-то мечтали. Напомню, что концепция ЕГИСЗ рамочная и, несмотря на то, что с ее утверждения прошло уже 4 года, - срок для процессов информатизации здравоохранения немалый - ключевые ее положения актуальны и сегодня.
- Что представляет собой ЕГИСЗ сейчас, есть ли составляющие системы, реально работающие в масштабах страны?
- В концепции написано, что источником первичных данных для системы являются медицинские организации или медицинские информационные системы медицинских организаций (МИС МО). Такие системы, конечно, уже работают во многих медицинских организациях регионов. Можно спорить об их качестве в том или ином учреждении, но факт остается фактом: процесс их использования в субъектах Федерации запущен и идет достаточно активно.
Есть регионы, которые позиционируют у себя ситуацию как уже далеко зашедшую тотальную информатизацию системы госмедучреждений, и по личному опыту могу сказать, что такие регионы действительно есть. Причем это небольшие регионы, ведь чем компактней территория и меньше население, тем проще построить систему.
При этом в целом, конечно, в различных субъектах Федерации региональный сегмент ЕГИСЗ, а также развитие МИС МО находятся на разных уровнях. Это и есть главная проблема, ведь именно на уровне МИС МО и создается первичная медицинская информация для всей ЕГИСЗ.
При этом такой элемент, как электронная регистратура (ЭР), можно сказать, в целом уже построен. В большинстве регионов сегодня ЭР работает на уровне медорганизации и региона, и при необходимости с этих уровней информация транслируется в федеральный сегмент ЕГИСЗ.
Функционирует в определенной мере и ИАС (информационно аналитическая система). По крайней мере, отдельные ее программные средства. Например, элемент ИАС, обрабатывающий информацию по оказанию ВМП, работал уже несколько лет назад. При этом предстоит еще много сделать в части создания и развития регистров.
- А что происходит с интегрированной электронной медкартой?
- Интегрированная электронная медицинская карта (ИЭМК) - ключевой элемент системы. Я всегда говорила, что если мы сможем разработать и запустить этот элемент, то и вся система заработает. Специалисты жестко спорили, должна ли ИЭМК объединять все медицинские данные о пациенте или выборку лишь определенных необходимых и достаточных данных. Остановились на втором подходе. Это значит, что ИЭМК подразумевает под собой набор структурированных электронных медицинских документов с определенным набором параметров, которые должны транслироваться от МИС МО дальше по системе - на региональный и федеральный уровни. Пример такого документа - выписной эпикриз. Кроме СЭМД, ИЭМК должна включать интегрированный анамнез пациента от рождения до смерти, со всеми неизменными и витальными данными о человеке (динамика диагнозов, реакции на лекарства, аллергический анамнез и прочее). Переоценить важность разработки ИЭМК невозможно, по обратной связи интегрированная электронная карта "потянет" за собой развитие и наполнение всех других составляющих ЕГИСЗ. Я скажу даже больше, в области разработки ИЭМК и всей единой информационной системы для здравоохранения у нас есть шанс догнать и перегнать многие зарубежные страны. Это связано с тем, что в нашей системе здравоохранения сохранился элемент централизации управления отраслью, чего нет, например, в США.
- Когда может появиться ИЭМК в масштабах страны?
- Разработать базовую ИЭМК вполне возможно в течение 2,5-3 лет. Эти сроки рассчитаны из текущих темпов работы по информатизации отрасли. Но речь идет именно о базовой интегрированной электронной медицинской карте, потом ее нужно постепенно дополнять СЭМД по разным медицинским профилям.
- На чем еще сегодня следует концентрировать усилия в работе над ЕГИСЗ?
- На нормативно-справочной информации (НСИ). Начинать новейшую историю информатизации здравоохранения нужно было с этого, но сейчас мы имеем, что имеем. Мы находимся в точке невозврата: самолет взлетел и либо он полетит, либо упадет. Если мы сейчас вдруг бросим все силы на НСИ, то потеряем несколько начатых важнейших разработок. Логику разработки справочников теперь необходимо увязывать со всеми процессами развития ЕГИСЗ. Разработка электронных медицинских справочников - очень важная активность, ведь речь идет фактически о правилах кодирования информации. Без единой федеральной НСИ никакой ЕГИСЗ не будет.
- А здесь каковы сроки?
- За те три года, которые я отвела на базовую ИЭМК, можно создать справочники под базовую ИЭМК. Плюс разработать самые востребованные: по лабораторным и инструментальным исследованиям, набор справочников, связанных с лекарственными средствами. Это будет серьезный задел. И то, что при ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения создана служба, нацеленная на разработку и ведение справочников, обнадеживает. За четыре месяца ее специалистами уже сделано немало.
- И немного про деньги, Татьяна Васильевна. Справятся ли регионы без федеральной финансовой поддержки с информатизацией?
- Конечно, деньги пригодились бы. Но опять-таки, поличным наблюдениям, там, где удалось достичь договоренности и слаженной работы регионального департамента или Министерства здравоохранения, МИАЦ (это очень важное звено) и ТФОМС, дела идут хорошо и средства находятся. Причем даже в дотационных вроде бы регионах.
- Получается, что региональные власти понимают необходимость внедрения IT, это не просто навязанная сверху инициатива?
- У меня полное ощущение, что перелом в сознании произошел. Стараюсь смотреть в поездках не только те медицинские организации, которые показывают специально, и могу сказать, что меня удивляют последние полгода-год: люди, вроде бы никем специально не подготовленные, говорят, что информатизация важна и нужна. Причем перелом наступил именно там, где во внедрении информационных систем на уровне медорганизации дошли до базового уровня, включающего ЭМК. Даже если речь идет просто об облегчении ведения документооборота врачом. Как только врачи видят, что становится легче, их отношение к информатизации меняется.
- Значит, информатизация сверху работает?
- Это не совсем так. Дело в том, что информатизация в нашей стране идет с 60-х годов прошлого века и начиналась она как раз снизу, с систем обработки сигналов, систем слежения за витальными параметрами организма в интенсивной терапии и систем поддержки принятий врачебных решений. И это опять - таки решения для облегчения врачебной деятельности. Собственно, и первые МИС на уровне отделений клиник появились по инициативе снизу.
А инициативы сверху появились всего несколько лет назад, когда уже вовсю внедрялись дорогостоящие МИС на уровне медицинских организаций. Можно сказать, что в нашей ситуации движение сверху и снизу дополнили друг друга.
Просмотрено 2650 Нравится 6 Мне нравится