Dental Community
О проекте Поиск по сайту  

Стоматологическое
сообщество

.
14.06.2016,     Раздел сайта: Актуальные статьи. Стоматология. Организация здравоохранения. Право.
Теги: #Статья

Медицинское право, 2016, №1

Врач и пациент: этические и правовые аспекты взаимоотношений

Ю.Д. Сергеев, А.Ф. Сокол, Р.В. Шурупова

Сергеев Юрий Дмитриевич, член-корреспондент РАН, заслуженный юрист РФ, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой медицинского права Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова.

Сокол Адольф Фроимович, профессор, доктор медицинских наук, доктор социологических наук (Израиль).

Шурупова Раиса Викторовна, доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры теории и технологии обучения в высшей школе Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.

Работа посвящена особенностям взаимоотношений между врачом и пациентом. Проведен многофакторный анализ результатов социологического анкетирования. Выявлено мнение пациентов о причинах падения престижа врачебной профессии. Эксплицированы взгляды о трудностях будущих врачей на первичной беседе с пациентом.

Ключевые слова: социальное взаимодействие врача и пациента, снижение престижа профессии врача, социологические наблюдения.

Взаимоотношение между врачом и пациентом является центральной проблемой социальной медицины. Действительно, врача и пациента можно рассматривать как особого рода ячейку социального взаимодействия в социальной сфере [6]. В этом случае индивидуальное течение болезни неизменно сопровождается формированием социального аспекта роли больного.

Оценка пациентом профессиональных и общечеловеческих качеств врача в значительной степени определяет течение болезни, веру или неверие больного в благополучный исход, его отношение к проводимому лечению.

Взаимоотношение врача и пациента существенным образом определяется некоторыми общими особенностями больных современной эпохи. Коротко остановимся на описанном нами образе болезни и больного в современной медицине [9].

Для современных больных терапевтического профиля характерны: хронизация болезней; полиморбидность; длительное сохранение бытовой и профессиональной трудоспособности; невротизация личности; частые аллергические и ятрогенные заболевания; употребление большого количества лекарств и фармакологическая зависимость; увеличение числа больных старших возрастных групп; возросшая образованность, интерес к ненаучным методам диагностики и лечения, переоценка врачебных рекомендаций, тенденция к самолечению.

Взаимоотношения врача и больного не всегда бывают, мягко говоря, безоблачными. По данным социологического опроса [7], почти у трети респондентов были конфликты с медицинскими работниками.

Для определения возможных причин снижения престижа профессии врача было проведено социологическое анкетирование среди пациентов [13].

С помощью теоремы умножения вероятностей [1] нами проведен многофакторный анализ данных упомянутого анкетирования [10]. Было вычислено математическое ожидание ответов респондентов на комплекс вопросов определенной группы.

В первую группу включены причины материального порядка. Вторая группа отражает преимущественно недостаточную организацию работы медицинских учреждений в сочетании с недостаточным уровнем профессиональной подготовки врачей. В третьей группе объединены причины, связанные с квалификацией врача и его отрицательными человеческими качествами.

Среди причин падения значимости врачебной профессии пациентов меньше всего волнуют проблемы материального порядка. В большей мере они обращают внимание на плохую оснащенность больниц и недостаточную организацию работы в лечебных учреждениях. Ведущими причинами падения престижа врачебной профессии пациенты считают низкий уровень квалификации врачей, их отставание от современных методов диагностики и лечения и отрицательные человеческие качества.

Взаимоотношения врача и больного имеют двусторонний характер. Поэтому наши усилия должны быть направлены не только на оптимизацию качеств врача, но и на повышение культуры пациента, понимание им сложностей и пределов возможностей медицины. Недаром известный американский клиницист Б. Лаун в своей книге [3] одну из глав назвал "Искусство быть пациентом". Как утверждает Б. Лаун, "пациент должен обладать искусством общения с врачом. Если он хочет, чтобы его вылечили, ему необходимо уметь заставить врача не только лечить, но и исцелять".

Знаменитый американский кардиолог П.Д. Уайт [11] писал, что "врач, который не может собрать хороший анамнез, и пациент, который не может его рассказать, находятся в опасности, первый - от назначения, а второй - от применения неудачного лечения".

Оценка врача пациентом в значительной степени зависит от самого врача. Кратко суммируя данные, приведенные в книге Н.А. Магазаника [4], можем утверждать, что хороший врач - это прежде всего заботливый врач. Исключительное значение имеет благоприятное воздействие врача на духовный мир пациента. Особое искусство - из арсенала знаний выбрать нужное для данного больного. Совершенствование врача достигается, помимо прочего, постоянным анализом собственных ошибок.

Этот постулат корреспондирует с нашими социологическими исследованиями по теме "Трудности будущих врачей на первичной беседе с пациентом". Ответить на вопросы анкеты было предложено студентам второго курса (30 человек) лечебного факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Распределение ответов на вопрос: "Какие трудности Вы испытываете на первичной беседе с пациентом? Раскройте характер этих трудностей" - следующее: 26% студентов отмечают, что у них нет трудностей, поскольку они очень хорошо ориентируются в профессиональной сфере, могут спросить пациента обо всем, что требуется, и дать ему четкий, уверенный ответ по поводу заболевания и методов проводимого лечения; 26% также не испытывают трудностей, потому что они вообще легко общаются с людьми, и пациенты здесь не исключение. Следует отметить, что на 84% эти подгруппы опрошенных совпали. В то же время 66% студентов отметили трудности разного характера, которые возникают в процессе первичной беседы с пациентом. Из них только 20% вызваны неуверенностью в правильности медицинских назначений, диагноза, плохой ориентировкой в вопросах, которые надо задавать для прояснения клинической картины. Остальные 47% трудностей обусловлены коммуникативными причинами, такими как "отсутствие психологического контакта", "пациент слушает, но не слышит врача", "из-за трудностей личного характера - тяжело общаться с людьми", "недоверие пациентов своих проблем студенту", "плохое настроение пациента, связанное с тяжестью его заболевания", "отказ больного идти на контакт", "психологическое состояние пациента (переживание по поводу болезни)", "недоверие вследствие предыдущего неудачного лечения и опыта взаимодействия с врачом". Выяснение представлений студентов о роли психологических знаний и умений в общении врача с пациентами показало, что после знакомства и тренировки соответствующих техник и приемов 89% опрошенных выделили их как существенный и определяющий успех лечения фактор (против 47% до проведения занятий), 92% отметили, что было бы полезным специальное обучение врача техникам общения с пациентами. Организация специальной работы по обучению студентов-медиков приемам и техникам общения в рамках установления контакта с пациентом актуальна и дает запланированный эффект оптимизации установления психологического контакта с пациентом [12].

С.А. Ефименко выяснила, что "позиция врача как носителя определенных ценностей и норм, члена социальной группы, личности; его поведенческие установки и реальные действия являются определяющими в вопросах качества оказываемых медицинских услуг и обеспечения стабильного функционирования системы здравоохранения в новых условиях" [2].

Несомненно, в отношениях "врач - больной" многое зависит от пациента. В условиях временного прессинга и лимита времени, отведенного на каждого больного, способность последнего считаться с возможностями врача и кратко и четко доложить о своих проблемах располагает врача к больному и в значительной степени формирует характер их дальнейших взаимоотношений.

Больному не следует спрашивать врача о тех физиологических изменениях, которые происходят в организме в связи с его болезнью. Если врач сочтет нужным, он сам сообщит больному необходимые сведения.

По мнению Б. Лауна [3], врач должен ответить больному на следующие шесть вопросов:

  1. Ясна ли врачу сущность болезни пациента и существует ли способ лечения?
  2. Если болезнь неизлечима, можно ли все-таки облегчить ее проявления?
  3. Если болезнь опасна для жизни, сколько приблизительно можно с ней прожить?
  4. Если она не опасна для жизни, то может ли состояние стабилизироваться или будет прогрессировать?
  5. Какие осложнения возможны при данном заболевании, как можно их избежать?
  6. Может ли изменение образа жизни существенно повлиять на течение болезни?

Внушенная врачом надежда на исцеление с пониманием пациентом неоправданности завышенных ожиданий может положительно сказаться на образе врача глазами пациента.

И еще об одном очень важном аспекте. Регулярно проводимое по специально разработанной Ю.Д. Сергеевым методике и анкетам широкое социологическое исследование постоянно выявляет явно недостаточное знание и понимание врачебным персоналом содержания норм, посвященных правам граждан в области охраны здоровья, и главное - базовых прав пациентов. Напомним, что под правами пациента понимают ряд гарантированных законом и государством возможностей граждан, имеющих статус пациента. Они являются частным случаем отражения прав человека и гражданина, обратившегося за медицинской помощью, попавшего в орбиту здравоохранительных отношений. Прежде всего таких как право на согласие и отказ от медицинского вмешательства, право на информацию о состоянии здоровья, право на сохранение врачебной тайны и другие. Например, достаточно четко регламентируя и обязывая медицинских работников хранить врачебную тайну, закон не только охраняет интересы пациентов, но и в значительной мере помогает врачам успешнее лечить больных. Только в том случае, когда взаимоотношения врача и пациента основаны на абсолютном доверии, когда больной уверен в том, что все сказанное им врачу будет сохранено в тайне, можно ожидать хороших результатов как в диагностике, так и в лечении болезни [8].

Всем надлежит помнить уже ставшее постулатом крылатое выражение: "И юридическая, и медицинская практика убедительно свидетельствуют: чем выше правовая культура врачей, тем неукоснительнее исполняются ими профессиональные обязанности, тем выше качество и эффективность лечебной помощи, тем реальнее обеспечиваются права и законные интересы граждан в сфере охраны здоровья" [5].

Литература

  1. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М., 1972.
  2. Ефименко С.А. Социальный портрет участкового врача-терапевта / под ред. акад. РАМН А.В. Решетникова: монография. М.: Здоровье и общество. 2005. С. 24.
  3. Лаун Б. Утерянное искусство врачевания / пер. с англ. М., 1998.
  4. Магазаник Н.А. Диагностика без анализов, лечение без лекарств. М., 2011.
  5. Правоведение. Медицинское право: учебник / под ред. чл.-корр. РАН, проф. Ю.Д. Сергеева. М., 2014. 552 с.
  6. Решетников А.В. Социология медицины. М., 2010.
  7. Решетников А.В., Ефименко С.А. Социология пациента. М., 2008.
  8. Сергеев Ю.Д. Медицинское право: учебный комплекс: В 3 т. М., 2008. 784 с.
  9. Сокол А.Ф. Этюды клинической медицины. Беэр-Шева, 2010.
  10. Сокол А.Ф., Шурупова Р.В. Количественная оценка взаимосвязи факторов, влияющих на результаты социологического анкетирования // Сеченовский вестник. 2013.
  11. Уайт П.Д. Ключи к диагностике и лечению болезней сердца / пер. с англ. М., 1960.
  12. Шурупова Р.В. Концепция формирования и реализации социальной роли врача-педагога в отечественной медицине: монография. Волгоград, 2011.
  13. Ющук Н.Д., Ачкасов Е.Е., Мартынов Ю.В. Высшая медицинская школа глазами преподавателей, студентов, врачей и населения. М., 2011

Просмотрено 1999       Нравится 1       Мне нравится