|
|||||
Стоматологическое
|
Академик международной БПА, чл.-корр. Петровской Академии Наук и Искусств, д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПбИНСТОМ, председатель секции СтАР психология в стоматологии
Ты думаешь, что как научился зубы драть,
так уж и можешь приносить обществу пользу?
Ну, нет, брат, с такими узкими взглядами далеко не пойдешь…
Ни-ни, ни в коем случае.
А. Чехов (1860-1904). «Общее образование»
Симптомы «звездности» стали особенно ярко проявляться в коммерческой стоматологии последнего периода, и это можно связать с объективными обстоятельствами, определяющими общую «этиологию» «звездной болезни»:
К названным внешним предпосылкам «звездной болезни» следует добавить «местечковые факторы», которые также способствуют возникновению и распространению «болезни».
Один из них – невысокий профессиональный уровень большинства докторов. На таком фоне легко «заболеть» человеку, преуспевающему. в чем-либо. Если коллектив сильный, то отдельно взятому доктору труднее завышать свою самооценку: другие то же не лыком шиты и чуть что могут указать притязательной особе на свое законное место.
Другой очевидный «этимологический» фактор, наблюдающийся в клиниках, – отсутствие регулярной объективной оценки профессиональных достижений докторов:
При стечении обстоятельств, затрудняющих дать объективную оценку достижений специалиста, он становится сам себе судьей. Почему бы в таком случае не придти к выводу:
«Я самый самый».
Но основная причина «звездной болезни» кроется в личности специалиста. И здесь мы переходим к «патогенезу», то есть некоторым отклонениям от психологической нормы, сопровождающим «заболевание».
«Звездная болезнь» - это состояние самосознания специалиста, обусловленное односторонней, некритической оценкой своего профессионального мастерства, что способствует сглаживанию внутренних конфликтов и комплексов личности.
«Звездность» выступает в роли специфического средства достижения внутреннего комфорта посредством завышения притязаний и утверждения себя в собственных глазах (прежде всего). Такой способ установления внутренней гармонии не адекватен, иррационален, поскольку, как правило, подрывает отношения с окружающим и всегда тормозит развитие профессионального мастерства. Однако личность этого не осознает по причине сниженной самокритичности и принятия в расчет оценок, выставленных самой себе.
Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.
И.С. Тургенев (1818-1883) – русский писатель.
«Звездная болезнь» – гипертрофированная форма самоутверждения, характерная для специалистов со сниженной самокритичностью. Нельзя сказать, что это грубый дефект психики. Но можно уверенно считать, что это одна из форм избегания реальности, способ преодоления внутренних неразрешенных конфликтов, обычно действующих на уровне подсознания.
Цепочка симптомов прослеживается легко: специалист овладел рядом современных методик лечения; прошел курсы обучения у известных мастеров; у него неплохая запись первичных пациентов; рекламаций по поводу качества лечения нет или они редкие, или остаются не выявленными; на фоне коллег клинические результаты у доктора не хуже, а может быть, и лучше, чем у коллег; заработки хорошие; возможно, кто-то из наставников когда-то похвалил за умелые руки.
Для личности со сниженной самокритичностью подобного набора представлений о себе вполне достаточно, чтобы ощутить корону а своей голове и рассуждать примерно так: «я – профи», «я отлично знаю свое дело», «я всегда найду себе работу». Поскольку в самооценках мастерства доминируют установки «мануальщика», это приводит к отрицанию особой значимости умения устанавливать доверительные, эмоциональные контакты с пациентами. Развитие врача замедляется.
Тщеславие – страшная сила, действующая внутри нас и против нас же самих.
В. Гюго (1802-1885) – французский поэт, романист, драматург
Идеология продажи своих услуг – отрицается, рассуждения о том, что врач должен научиться продавать свои услуги - шокируют. Руководители пытаются объяснить, что современный пациент – потребитель услуг, т.е. клиент, поэтому надо соблюдать его права, согласовывать с ним все решения, аргументировать план лечения и стоимость. В ответ обычно слышится возражение: «Я врач, а не продавец в магазине». Когда разногласия заходят глубже, раздается угрожающее: «Могу подать заявление».
«Болезнь» обычно проявляется во взаимоотношениях с пациентами. В работе доктора с пациентами доминирует философия патернализма (от слова «отец, учитель»): «Я врач и я знаю, что и как делать».
Однако такое умонастроение идет вразрез с ожиданиями клиентов и содержанием Закона РФ «О защите прав потребителей». В соответствии с его положениями клиенту надо предоставить полную и объективную информацию об услугах, необходимо до начала лечения согласовать с план, этапы, стоимость, сроки, технологии и материалы. Стоматолог должен объяснять клиенту то, что может быть непонятным, разъяснять свою позицию. Врач имеет право аргументированно отказаться проводить лечение, если оно может причинить вред или не соответствует медицинским канонам. Но исключаются доминирование, самостоятельное принятие решений или бездоказательные заявления типа «Я так считаю».
Примеры из практики, свидетельствующие о «звездности»:
… Ортопед – мастер высочайшего класса, великолепно владеет речью, молод и хорош собой. Но… «пальцы держит веером». Иногда позволяет высокомерный тон в общении с пациентом, который, как ему кажется, «не потянет» стоимость лечения». Пациент на консультации рассказывает, что ему говорили в другой клинике о плане лечения, но наш «супер мастер» пропускает информацию мимо ушей и заявляет: «Делать надо так, как я говорю». Предлагается правильный, адекватный подход к ситуации, но пациент реагирует не на суть предложений, а на форму повествования – амбициозную, самоуверенную. И, увы, идет к менее профессиональному врачу, который был любезен и относился к человеку с уважением.
… На занятиях по психологии слушатель всем видом дает понять, что ему все известно, он давно постиг секреты общения с пациентами. Но вот до него доходит очередь сформулировать нужную мысль в расчете на пациента, корректно использовать рекомендованную технику воздействия на партнера. И всем участникам становится очевидно: гонору много, а умений не видно.
… В отзывах по обратной связи пациенты жалуются: «врач толком не объяснил, что он намерен делать», «обещал, что все пройдет безболезненно, а ребенок 20 минут кричал от боли».
…Администратор звонит в ординаторскую и сообщает врачу о времени начала приема: «Пациент уже в клинике». Ответ: «Я пью чай, пусть подождет. Я – врач». Довесок к фразе выдает «звездную» личность.
Владельцы клиник стали с волнением обсуждать ситуацию: как противостоять «звездной болезни», поразившей некоторую часть стоматологов молодого и среднего возраста. Чаще всего это отнюдь не такие уж «крутые» и одаренные врачи, как они о себе думают. Но все равно хозяину обидно, когда врач не воспринимает замечания, плохо ведет медицинскую документацию, выбивается из стиля команды. «Я учил врача на свои деньги, предоставил технологии и материалы, обеспечил рекламой. Где же человеческая порядочность и благодарность?!». Очень эмоциональные владельцы бизнеса предлагают чуть ли ни ставить «черную метку» на «зарвавшихся» коллегах – пускать вслед за уволившимся шлейф неодобрительных мнений.
Если бы наш «больной» был самокритичен, то понимал бы следующее:
Ежели не желаете нажить себе врагов, то старайтесь не выказывать над людьми своего превосходства.
А. Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ.
Формированию «звездной болезни» могут сопутствовать разные внутренние установки докторов.
Одни стоматологи в оценках своего коммуникативного мастерства ориентируются на вежливые улыбки пациентов во время лечения: улыбаются, значит довольны мною. Другие слишком уверены в том, что умеют устанавливать контакты с любым человеком. Третьи полагают, что главное – мануальные навыки, а умение находить общий язык с пациентами – выдумки психологов.
Критика в адрес «зазвездивших» докторов уязвляет их самолюбие и чувство собственного достоинства, неизбежен конфликт. Либо это внутренний конфликт, когда личность переживает столкновение между Я представляемым и Я реальным. Либо внешний конфликт, который сопровождается обвинениями в адрес руководства, психологов, пациентов.
Вдумчивый человек, познавший свои недостатки, ищет причины в себе. Эмоциональный и самоуверенный – в происках начальства, в неумении пациентов правильно оценивать работу докторов.
«Эпикриз»: «Звездная болезнь» – сигнал того, что специалист остановился в своем развитии – профессиональном и личностном.
Если врач стремится к познанию нового в своей и смежных специализациях, если оттачивает грани своего мастерства, ему некогда и незачем «болеть».
Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат.
Сенека (младший) (ок. 4 г до н.э. – 65 г.н.э.) – римский философ, политик, поэт.
Если человек развивается как личность, у него нет желания самоутверждаться посредством чрезмерного завышения оценки своих достижений. Он постоянно сравнивает себя с лучшими коллегами, и это стимулирует работу над своим я.
Кто ни с кем себя не сравнивает, тот, естественно, мнит о себе слишком много.
Квинтилиан (ок. 35:96 г.г.) – римский оратор и теоретик ораторского искусства.
На наших семнарах-тренингах участники обмениваются опытом и соображениями. Чаще всего звучат такие предложения: расставаться с очень «звездящими» и потому проблемными в коллективе докторами, терпеть «звездные выходки» мастеров своего дела с хорошими финансовыми показателями, не обращать внимания на мнимых «звезд».
По нашему убеждению, есть более действенный способ преодоления «звездной болезни» - обратная связь с пациентами, пролечившимися у доктора.
Данные обратной связи показывают стоматологу реальные его достижения – результаты лечения и умение общаться с пациентами-клиентами. Стоматолог видит себя глазами потребителей услуг, и это устраняет или смягчает симптомы «звездной болезни».
Результаты обратной связи с пациентами могут уберечь от «звездной болезни» или остановить ее развитие, поскольку информируют стоматолога о его реальных достижениях.
Самоанализ помогает обходиться без врагов.
Г. Малкин – российский афорист
Независимые оценки пациентов, а тем более критика, действуют на нормальную личность отрезвляюще.
Правда – точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье.
О.Бальзак (1799-1850) – французский писатель.
Обратная связь способствует восстановлению баланса между верой в себя и самоуверенностью.
Несамокритичный специалист, убежденный в своем мастерстве, вдруг обнаруживает, например, противоречивые оценки пациентов в свой адрес – одни довольны, другие недовольны качеством лечения. А случается, почти все опрошенные высказываются о результатах лечения весьма сдержанно.
Однако следует учитывать, что заниженные оценки качества лечения пациентами могут не соответствовать действительности. Врач выполнил работу на должном уровне, но не научился визуализировать и словесно пояснять качество лечения до его проведения, в процессе и сразу после завершения лечения. Значит, надо научиться демонстрировать пациентам свои достижения и овладеть соответствующими приемами. (См. Психология и менеджмент в стоматологии» Том III «Врач и получатель услуг»).
Для отдельных докторов, считающих себя «крутыми», станет неожиданностью, что значительная или некоторая часть пациентов недооценивает их по ряду показателей общения. Понять такую реакцию специалистов можно. Одни доктора в оценках своего коммуникативного мастерства ориентируются на вежливые улыбки пациентов во время лечения. Другие слишком уверены в том, что умеют устанавливать контакты с любым человеком. Третьи полагают, что главное – мануальные навыки, а умение находить общий язык с пациентами – выдумки психологов. И вдруг итоги опросов опровергают привычную самооценку, а порой вдребезги разносят нарциссическое спокойствие.
Устранение недостатков, отмеченных клиентами, предполагает безжалостную честность с самим собой.
Самолюбие и чувство собственного достоинства уязвлено, неизбежен конфликт. Либо внутренний конфликт, когда личность переживает столкновение между Я представляемым и Я реальным. Либо внешний конфликт, который сопровождается обвинениями в адрес руководства, психологов, пациентов.
Вдумчивый человек, познавший свои недостатки, ищет причины в себе. Эмоциональный и самоуверенный – в происках начальства, в неумении пациентов правильно оценивать работу докторов. Но когда один, другой, третий статистически достоверные опросы подтверждают выявленную негативную тенденцию, задумываться приходится даже очень самонадеянному стоматологу.
Нами разработана и предлагается клиникам методика «Телефонный опрос пациентов после лечения». Опрос касается всех докторов клиники, а заодно ассистентов и администраторов. Но главная задача – показать каждому стоматологу оценки пациентами важнейших сторон его деятельности после проведенного лечения. Учитываются отклики не менее 20 опрошенных. Данные сообщаются конкретному доктору, но он может увидеть свои достижения на фоне других коллег, зашифрованных под номерами.
Если Вы готовы внедрить обратную связь с пациентами, действуйте обдуманно.
Типичные ошибки самодеятельных опросов по обратной связи: используется плохо сформулированные и не информативные вопросы, не продумана организация опросов, неумело обрабатываются данные опросов и неграмотно доносятся до конкретных докторов и коллектива, плохая работа с выявленными рекламациями.
Предлагаемая нами методика телефонного опроса включает: цели, особенности организации, перечень характеристик пациентов, подлежащих и не подлежащих опросу, инструкцию для операторов опроса, алгоритм обработки результатов и их использования при аттестации стоматологов, ошибки в осуществлении обратной связи. В приложениях: анкета для опроса пациентов, схема вступления оператора в контакт с респондентом, таблицы сводных данных, образец графика с полученными данными.
Существенным является то, что опрос проводится после всего лечения или отдельного завершенного его этапа, что позволяет быстро реагировать на ошибки персонала, допущенные в лечении и при взаимодействии с конкретным пациентом.
Цели обратной связи с пациентами после лечения:
В методике обратной связи используется стандартизованный опросник, включающий несколько блоков вопросов, на которые предусмотрены заготовленные ответы, из которых респондент й выбирает один. За 8-10 минут разговора с респондентом можно получить достаточно информативные сведения о работе персонала.
Если это эпизодический и не очень объемный замер обратной связи, то его могут осуществить обученные администраторы. Если же речь идет о постоянно действующей в клинике системе обратной связи, то опрос проводят специально подготовленные операторы строго по инструкции. Пациент обязательно заранее предупреждается о том, что к нему позвонят, чтобы узнать о самочувствии после лечения и впечатлениях о визите в клинику. Если пациент не хочет, чтобы к нему звонили, оператору дается указание не опрашивать его.
Бойко В.В. Психология и менеджмент в стоматологии:
Том I Клиника «под ключ», СПб, 2009 г. 1008 стр.
Том II Персонал команда, СПб, 2017 г. 350 стр.
Том VI Врач, ребенок, родитель. СПб, 2014 г. 512 стр.
Том VII Сервис - детям.
Том VIII Бизнес-мышление и развивающаяся клиника (соавтор В.В. Садовский). СПб, 2015г. 408 стр.
Том IX Отбор, обучение, оценка работы персонала. СПб, 2017г. 300 стр.
Методику «Телефонный опрос пациентов после лечения» заказывать:
vv_boy@rambler.ru (в адресе две буквы v и нижнее подчеркивание)
Тел.: +7 (921) 322-00-31
Просмотрено 5364 Нравится 13 Мне нравится