|
|||||
Стоматологическое
|
Решение баллотироваться на должность Президента-элект мне далось не легко, почему? Причина в том, что я очень хорошо знаю эту работу и вместе с тем прекрасно понимаю степень ответственности, которую на себе должен нести Президент, как лидер. Он, как представитель отрасли, в которой работают тысячи врачей должен иметь исключительную репутацию и самое главное неподдельное, а настоящее заслуженное уважение среди своих коллег и соратников, доказав это делом.
Тем не менее, находясь в гуще событий и видя, что наступают для нашей организации и в целом для специальности не самые простые времена, я откликнулся на предложение и принял ответственное для себя решение — баллотироваться, заручившись поддержкой своих коллег и товарищей.
Свои предложения по внесению изменений в организацию работы нашей ассоциации я постарался изложить в предвыборной программе, и это не просто предложения, это не какие то грандиозные планы на будущее, это реальные действия, которые нам необходимо предпринять в ближайшее время для того, чтобы ликвидировать барьеры, мешающие работе, это реальный анализ моей деятельности в составе команды, мои выводы и предложения.
Несколько слов о том, что нам удалось решить за три года в составе сплоченной группы единомышленников. Откликаясь на требования времени мы разработали стандарт на систему управления качеством в медицинской организации и важно отметить, что этот проект стал востребованным Росздравнадзором, как вариант для решения определенных задач, и тому доказательство созданный совместно с «Центром Мониторинга и Клинико Экономической Экспертизы» Росздравнадзора РФ - «Центр компетенции» для обучения руководителей внедрению этого стандарта в медицинских организациях.
Мы разработали автоматизированное рабочее место врача стоматолога «Элестом» и в настоящее время эта программа выбрана «Ростелекомом» для отработки единой информационной системы междисциплинарного взаимодействия в здравоохранении. Наша рабочая группа непосредственно участвует в разработке клинических рекомендаций и их актуализацией для электронного рубрикатора Минздрава РФ.
Мы разработали проект новой формы медицинской карты, который на сегодняшний день прошёл все согласования в Минздраве РФ и в настоящее время мы готовы предоставить врачам электронную версию карты, предназначенную для интеграции в автоматизированную систему.
Принимая активное участие в аккредитации мы подготовили конкретные предложения по совершенствованию этого, пока ещё очень сырого и не удовлетворяющего профессиональное сообщество, проекта, разработали и передали на рассмотрение в Минздрав РФ предложения по внедрению электронного профессионального портфолио не только для первичной, но и для периодической аккредитации.
Можно еще долго перечислять решённые нами задачи, но я не вижу в этом смысла. Действительно было многое сделано, но все равно это только часть работы, так как не решенных задач ещё больше.
Говорить и строить грандиозные планы наверное необходимо, но вместе с тем надо учитывать и наши возможности! Главное не толочь воду в ступе, не заниматься часовыми обсуждениями проблем, не приходя к консенсусу и полному пониманию как эти проблемы решать!
Необходимо подходить к решению оперативных и стратегических задач нашей организации системно, начиная с планирования на долгосрочную и краткосрочную перспективу, учитывая три составляющие: наши возможности, реальное финансирование, ответственность и компетенции исполнителей!
Почему я часто говорю о наших возможностях? Есть ряд вопросов, которые мы предлагаем для решения, но они лежат вне рамок компетенции общественных организаций, мы можем конечно эти вопросы обсуждать, принимать какие то решения, но без тесного взаимодействия с государственными структурами, без вхождения в состав рабочих групп или в состав общественных советов этих структур, без лоббирования наших интересов нам многие вопросы не решить. А просто тратить время на их обсуждение считаю бессмысленно. Поэтому работа проведенная нами за эти годы по укреплению хороших деловых взаимоотношений с государственными структурами и внедрение элементов сорегулирования в эту деятельность даёт свои результаты.
Мы с вами можем видеть это наглядно на совместных мероприятиях проводимых с Минздравом России, Росздравнадзором и его структурными подразделениями. Важно учесть, что огромную роль в решении наших задач имеет установление деловых и продуктивных взаимоотношений с главными внештатными специалистами стоматологами Минздрава России.
Коллеги, мне хорошо известны проблемы нашей Ассоциации в организационном, политическом и в финансовом отношении и поверьте, мы никогда свои вопросы не будем решать чужими руками, как нибудь разберемся сами. Мы не должны допустить, чтобы люди, которые пытаются сейчас вбить очередной раз клин между нами, реализовали свои планы. Наша Ассоциация не агар-агар для интриг и обогащения. Поверьте сделать им это не удастся, так как мы всю свою работу основываем на мощном фундаменте заложенном нашими предшественниками, а это честность, профессионализм и уважение. Важно нам не потерять доверие среди наших коллег и не забывать, что одна из задач СтАР защитить тех, кто не может защитить себя сам!
Наша организация должна быть богатой в политическом и в финансовом отношении, у неё для этого есть все предпосылки, необходимо просто лидерам, касается это в первую очередь тех, кого выберут в правление, проявить принципиальность, пересмотреть приоритеты в деятельности СтАР и начать системно решать насущные вопросы, а решать есть что, и есть кому!
Почему я сейчас не говорю о планах на будущее? Причина одна - я баллотируюсь на пост Президента-элект, то есть Президента будущего срока, за три года до вступления в должность многое может измениться и есть вероятность, что эти планы могут остаться только на бумаге. Так что я в своей программе предлагаю не планы, а реальные действия.
Первое: Президент, вступивший в должность будет находиться в другом городе, не исключена вероятность, что и Президент-элект, правая рука Президента так же будет находится не в Москве, а как будут решаться оперативное задачи? А кому будут делегированы представительские функции, возникает вопрос территориального места нахождения исполнительного комитета и его взаимодействие с президентом?
Второе: Я твердо уверен, что для президента такой крупной организации это должна быть полноценная работа, иногда 24 часа в сутки, а не выполнение обязанностей Президента в свободное от основной работы время.
Третье: важно ни при каких обстоятельствах не потерять самое главное - независимость в своих требованиях и действиях при решении поставленных задач!
Выбор за вами, коллеги!
P.S. Сегодня утром, в одном из интервью, я прочитал мнение о том из какой профессиональной «среды» нашего сообщества необходимо выбирать Президента Ассоциации будущего срока.
Могу с этим не согласится. Бесспорно представители ВУЗов - это элита нашего сообщества, а вопрос образования один из самых важных, что показала прошедшая первичная аккредитация врачей-стоматологов, но есть и ряд не менее важных вопросов в практическом здравоохранении, решение которых требует несколько иных навыков, знаний и умений.
В первую очередь, и это исключительно моё мнение, мы должны оценивать претендента за вклад, который был сделан им для нашей специальности, за его принципиальность, за умение отстаивать интересы нашей Ассоциации, он должен быть независимым и для него это должность должна стать основным местом работы! Когда наш кандидат будет соответствовать этим критериям, тогда и будут возможны хоть какие то перемены в нашем сообществе и никакого значения не должно иметь к какой профессиональной «среде» принадлежит кандидат.
Ответственный секретарь СтАР
«Самая лучшая избирательная компания это работа по решению насущных проблем и её результаты…» В.В. Путин
В сентябре этого года созывается очередной Съезд Стоматологической Ассоциации России очень важное и ответственное событие, где впервые в истории нашей организации согласно п. 5.49 действующего Устава СтАР «….. Президент Ассоциации передает свои полномочия Президенту-элект Ассоциации, который после передачи ему полномочий становится Президентом Ассоциации сроком на три года.», а согласно п. 5.50. «Президент Ассоциации после передачи на очередном Съезде Ассоциации своих полномочий становится экс-Президентом и в течение трех лет со дня передачи полномочий Президента является Вице-През
После передачи Владимиром Викторовичем Садовским полномочий Президента СтАР Трунину Дмитрию Александровичу, делегатам Съезда согласно п. 5.48 Устава, предстоит избрать Президента следующего срока «….Президент Ассоциации следующего срока (президент-элект) избирается Съездом Ассоциации путем тайного голосования за три года до вступления в должность»
Выбирая Президента-элект, мы с вами определяем дальнейший путь развития нашей организации, что важно и ответственно, так как роль команды и роль личности в этой команде на сегодняшний день имеет огромное значение для реализации целей и задач Ассоциации.
Основная задача избранного Президента следующего срока - быть в ближайшие три года главным помощником действующего Президента, а это не просто выполнение перечня определённых обязанностей в свободное от основной работы время, это постоянная работа. Он за три года должен быть полностью подготовлен к выполнению функций Президента.
Впервые в истории СтАР Президент будет осуществлять руководство Ассоциацией находясь не в Москве, поэтому его функции в доверенной мере будут лежать на Президенте-элект. Также не исключено, что и часть управленческого аппарата будет находиться в другом городе - такие изменения в определенной степени могут вызвать некоторые сложности организационного характера, особенно в переходный период, при решении тех стратегических задач, которые были ранее поставлены и находятся в разной стадии их реализации.
В преддверии этого события академик Леонтьев В.К. опубликовал ряд статей, где обозначил первоочередные задачи Ассоциации, предложив пути их решения. Им были отмечены, как положительные события в жизни нашей организации, так и указано на ряд недостатков, особенно в работе Правления Ассоциации, с которыми сложно не согласиться. Очень важно, что из всего сказанного Валерием Константиновичем необходимо сделать серьёзные выводы и планомерно, спокойно без революционных шагов провести коррекцию работы по основным направлениям деятельности Ассоциации.
Уверенности в работе придаёт тот факт, что базис на котором основывается наша Ассоциация прочный, не виртуальный, а настоящий мощный и живой, он создан на опыте наших предшественников, известных учёных и руководителей, он проверен временем, что в определённой степени обеспечит безболезненность переходного периода.
За годы работы в центральном аппарате СтАР Ответственным секретарем и членом Правления, я хорошо изучил работу нашей Ассоциации и приобрёл неоценимый опыт решения поставленных задач. Мне посчастливилось в составе рабочих групп инициировать, разрабатывать и реализовывать ряд проектов, а также решать многие вопросы. Рабочие поездки по стране дали возможность личного знакомства с руководителями и членами региональных ассоциаций, что в большой степени способствовало нашей совместной работе. Понимая степень личной ответственности за результат выполнения поставленных задач, за дальнейшую судьбу организации, которой отдал более 20-ти лет - я предполагаю и в дальнейшем принимать самое активное участие в её деятельности.
С 1995 года являюсь членом Омской стоматологической ассоциации, дважды избирался в ней на пост Вице-президента, а с 2006 года избирался её Президентом и по 2009 год служил в этой должности. За годы работы в ассоциации приобрел большой опыт общественной деятельности, были налажены хорошие, деловые взаимоотношения с Правительством, областной Думой и Министерством здравоохранения Омской области, совместно с которыми решались многие важные вопросы по организации и совершенствованию стоматологической помощи населению нашей области. Организацией и проведением ежегодных конференций, выставок, чемпионатов стоматологического и зуботехнического мастерства мы содействовали внедрению новых технологий и совершенствованию теоретических знаний врачей-стоматологов, медицинских сестер и зубных техников. Проводимые нами чемпионаты зуботехнического мастерства выявили теперь уже известных всей России, и не только в России, мастеров своего дела. С 2009 года живу и работаю в г. Москве, являюсь руководителем стоматологической клиники, директором образовательной организации по постдипломному образованию.
В 2014 году я получил предложение от Президента СтАР Садовского В.В. занять должность Ответственного секретаря Стоматологической Ассоциации России и заручившись поддержкой членов Совета СтАР мне была предоставлена возможность участвовать в решении самых важных вопросов по различным направлениям деятельности нашей организации. Объём полномочий Ответственного секретаря четко и лаконично прописан в уставе нашей Ассоциации, но эволюционный путь развития отечественной стоматологии, предполагающий передачу части полномочий общественным организациям, регулярные изменения в законодательстве и ряд иных причин, ставят перед нами вопросы и задачи, решать которые приходиться вне рамок тех обязанностей, которые прописаны Уставом.
Оперативные задачи, в решении которых я принимаю непосредственное участие - только часть нашей общей плановой работы, которая ведётся в ежедневном режиме исполнительным комитетом СтАР. Важно отметить, что все вопросы и поставленные задачи мы решали и решаем совместно с руководителями и членами региональных ассоциаций, а также с представителями других профессиональных и общественных объединений, в том числе, Национальной медицинской палаты, Общества врачей России, Опоры России, Ассоциации частных стоматологических клиник - людьми не безразличными к судьбе нашей с Вами профессии, потенциал которых необходимо использовать и в дальнейшем в интересах СтАР и нашей специальности.
Немаловажное значение в решении вопросов имеет и хорошо налаженное нами сотрудничество с федеральными структурами, такими как: ФГБУЗ ЦМИИКЭЭ МЗ РФ, Росздравнадзор, ЦЭККМП МЗ РФ и др.
О результатах выполненной работы я регулярно отчитываюсь на заседаниях Совета СтАР и Правления, что зафиксировано в постановлениях, которые опубликованы на официальном сайте Ассоциации. Скажу одно - работы было много и меньше в ближайшее время точно не будет, однако, стоит выделить ряд вопросов, над которыми мы работаем в настоящее время, так как они являются чрезвычайно актуальными для стоматологии и связаны с её развитием и адаптацией к новым условиям нашей жизни и работы, как то:
Все перечисленные задачи это звенья одной цепи и их решение должно способствовать выполнению нашей основной миссии - содействие снижению заболеваемости населения и укреплению его здоровья, а также представление и обеспечение интересов стоматологического сообщества страны.
Решая данные вопросы и ряд иных поставленных задач мы научились управлять рисками, а это имеет большое значение при дальнейшем планировании работы, так как её результаты должны быть прогнозируемыми.
Только учитывая ошибки и недочеты мы сможем двигаться вперед и не толочь воду в ступе обсуждая годами одни и те же проблемы, понимая, что для успешной реализации любой инициативы должны быть учтены три основных условия - это возможности или полномочия организации, наличие специалистов с соответствующей компетенцией, а так же необходимое финансирование.
Анализируя любую научную и обзорную литературу последних десятилетий, которая касается вопросов стоматологических заболеваний мы видим разные, но вместе с тем очень высокие цифры заболеваемости кариесом населения России, которая колеблется от 85% до 98% в зависимости от возраста и места проживания.
Коллеги, а разве это не ПАНДЕМИЯ, разве такое состояние стоматологического здоровья населения нашей страны не может заставить подумать о том, где мы, 70000 врачей-стоматологов, разве это не повод задуматься каждому из нас, что конкретно ты сделал для решения и улучшения сложившейся ситуации? Что сделано Ассоциацией как крупнейшей профессиональной организацией в этом направлении? Что сделало Правительство нашей страны, Минздрав России, что бы помочь нам в решении этой задачи?
Кто, как не мы должны совместно решать эту проблему! Мы говорим о рейтингах и вносим для определения лучших из лучших разные показатели забыв о главном из них-содействие снижению заболеваемости населения нашей страны.
Конечно нельзя сказать, что этим вопросам не уделяется внимание. Благодаря усилиям Главного внештатного специалиста Минздрава РФ, чл.-корр РАН Янушевича О.О. и зав.отделом профилактики ЦНИИСиЧЛХ д.м.н. Авраамовой О.Г. была принята программа по профилактике стоматологических заболеваний в рамках Государственной программы по развитию здравоохранения, но к сожалению без достойного финансирования реализация этого проекта будет под большим вопросом.
Зато иностранные компании заинтересованные прежде всего в продаже своей продукции достаточно много вкладывают денег для реализации своих профилактических программ в школах и детских садах и для них двери всегда открыты. Это не плохо, но разве это правильный подход к решению данного вопроса?
Без административного ресурса, без правдивой статистики и без финансирования мы никогда не решим эту проблему! Для нас очень важно совместно с Минздравом России, Министерством просвещения РФ, Росздравнадзором и другими Федеральными структурами выработать политику и определить приоритетные направления для совместной деятельности.
В этой части статьи я поделюсь с вами более подробно о задачах, которые мы решаем, проблемах с которыми сталкиваемся и о путях их решения.
Понимая, что пришло в медицине время системных решений при организации оказания качественной медицинской помощи, мы наверное опережая время разработали и утвердили Советом СтАР «Стандарт на систему управления качеством в стоматологических организациях» и сегодня совместно с Росздравнадзором РФ и органом по сертификации «РОСТ» реализуем этот проект в рамках созданного "Центра компетенций", где прошли обучение уже десятки руководителей государственных и частных медицинских организаций. Этот проект по мнению представителей МЗ РФ имеет хорошее будущее, для решения поставленных задач Правительством РФ в части внедрения систем управления качеством в медицинских организациях.
Проблема: для всеобщего внедрения не хватает компетенции руководителей и административного ресурса.
Решение: изменение нормативных правовых актов. Для этого нужно административным решением предложить обучение всех руководителей принципам системного управления медицинской организации и должна быть проведена добровольная сертификация СМК медицинских организаций.
Без автоматизации и цифровизации, без освобождения доктора от рутины, без единой информационной сети мы не сможем оперативно и качественно решать многие вопросы, касающиеся качества оказания стоматологической помощи. Решая эту проблему мы силами всего нашего сообщества разработали и внедрили информационно-образовательную цифровую систему автоматизированное рабочее место врача-стоматолога «Элестом». Этот сервис пока не совершенен, много необходимо дорабатывать, но учитывая, что этот проект разрабатывается исключительно врачами он просто обречён на успех и всеобщее признание. Важно чтобы доступ к этому информационному сервису был у стоматологов абсолютно свободным и в перспективе бесплатным. Наша Ассоциация может со временем предоставить коллегам такую возможность.
Совместно с НПО «Нацмедстандарты» и «Сколковским институтом науки и технологий» наша рабочая группа ведёт работы по созданию модуля программы «Второе мнение», основой которой является искусственный интеллект.
Компания «Ростелеком» оказывает нам серьёзную поддержку по разработке электронной медицинской карты стоматологического пациента.
Проблема: нет утвержденной формы медицинской документации, нет приказа об утверждении порядка ведения медицинской документации в электронном виде. Разработка программ на основе искусственного интеллекта требует серьёзных финансовых вложений.
Решение: настоятельно требовать от МЗ РФ утверждения новой формы медицинской карты и порядка её заполнения в электронном виде. Заключить соглашения с научными, образовательными и иными организациями для участия в государственных программах по получению грантов и привлечение к софинансированию проектов заинтересованные организации различной формы собственности.
История решения этого очень важного вопроса для стоматологов наверное самый показательный пример возможностей нашей организации, которые необходимо учитывать при планировании работы.
Ровно 30 лет никто не поднимал этот вопрос, многие даже были откровенно удивлены узнав, что форма №043-У «Медицинская карта стоматологического больного» отменена приказом еще в 1988 году. И все эти долгие годы были только обещания МЗ РФ о том что будет разработана новая форма медицинской карты, так как именно исключительно Минздраву принадлежат эти полномочия. В инициативном порядке мы разработали и одобрили профессиональным сообществом проект новой карты, передали в установленном порядке для утверждения в МЗ РФ, но к нашему великому сожалению даже согласовав до запятой содержание карты и порядка её заполнения уже более года она не может выйти из стен Минздрава РФ. Важно понимание всех, особенно представителей Минздрава России, что без утверждения проекта медицинской карты, одобренного всем стоматологическим сообществом в бумажном формате, мы не сможем утвердить уже разработанную Ассоциацией электронную карту стоматологического пациента.
Проблема: решение данного вопроса лежит в компетенции МЗ РФ, мы только помощники.
Решение: без четко организованной совместной работы с Главными внештатными специалистами МЗ РФ такие вопросы решить очень сложно.
Только тесное сотрудничество и взаимодействие с Главным внештатным стоматологом МЗ РФ и институтом главных федеральных внештатных специалистов поможет нам заранее на этапе планирования прогнозировать сложности при решении ряда вопросов.
Сейчас мы с вами действительно принимаем во многом исторический документ, которого не было никогда, этим документом будут определены наши компетенции по всем ныне существующим специальностям в стоматологии и поэтому именно к нам, так как законодатель определил и закрепил такое право за профессиональными объединениями, обратилось Министерство труда РФ с просьбой разработать такой документ, что бы в дальнейшем на его основе разработать образовательный стандарт и это самое главное, так как аккредитация специалиста проводится на соответствие именно профессиональному, а не образовательному стандарту и они по содержанию не должны быть разными.
Мы в этом направлении деятельности имеем хороший опыт так как ранее разработали для Минтруда РФ наш первый стандарт «Врач-стоматолог».
Проблема: требование уполномоченного федерального органа о срочности разработки и утверждения данного документа. Отсутствие высокой активности по внесению дополнений и предложений от практикующих врачей.
Решение: вопрос не должен решаться в спешке, важно учесть все предложения и замечания коллег, перед тем как передавать его на утверждение. Необходимо найти консенсусное решение, так как этими документами мы определяем эволюцию нашей специальности в целом.
На сегодняшний день уже никто не спорит и не дискутирует о важности Клинических рекомендаций (протоколов лечения), и о необходимости этого документа в виде нормативного правового акта. Все стоматологическое сообщество заинтересовано в качественных современных протоколах лечения стоматологических заболеваний, тем более сейчас будут разделены эти два понятия, (что мы неоднократно требовали сделать) и решение этой задачи законодатель вновь закрепил за профессиональными сообществами, а после внесения в ближайшее время изменений в Федеральный закон № 323 ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в части придания клиническим рекомендациям более высокого статуса нам с вами предстоит огромная работа, совместно с ведущими научными организациями и вузами страны в кратчайшее время адаптировать и актуализировать все ранее утверждённые Клинические рекомендации.
Проблема: планирование и финансирование стоматологических проектов.
Решение: для нас очень важно, чтобы все задачи выполнялись в соотвествии с четко разработанным планом, качественно и своевременно. Поэтому необходимо создать такую систему, где каждый четко знает и понимает - что он делает, в какие сроки он должен сделать, финансирование и ответственность за качество того, что делается.
Вопрос финансирования не должен скромно замалчиваться, работа просто за идею имеет краткосрочную перспективу. Необходимо разработать и постановлением Ассоциации закрепить сумму гонораров за разработку клинических рекомендаций, учитывая качество выполненной работы.
Считаю что создание целевых фондов с транспарентной отчетностью позволит своевременно и качественно решить этот вопрос.
Самым значимым результатом в нашей работе хотелось бы отметить достигнутое соглашение о совместной деятельности СтАР с Центром контроля качества медицинской помощи МЗ РФ. Это соглашение лишь формальность, на деле сложились очень хорошие рабочие взаимоотношения с сотрудниками этого федерального учреждения. Отлажен четкий, но пока еще очень сложный механизм внесения дополнений и изменений в Номенклатуру, идет планомерная работа по актуализации клинических рекомендаций для электронного рубрикатора МЗ РФ.
Эта структура Минздрава России разрабатывает не только Номенклатуру медицинских услуг, но и ряд иных документов, определяющих объем медицинской помощи в рамках государственных гарантий. Вопрос очень серьёзный, больше политический, но он вызывает огромное количество вопросов у врачей.
Проблема: в профессиональном стоматологическом сообществе среди руководителей стоматологических организаций и среди рядовых стоматологов часто поднимается вопрос ценообразования за оказанные медицинские услуги в рамках государственных гарантий. Последними изменениями в «Классификатор» были добавлены ряд услуг, которые ранее не были включены в программу ОМС, что может поставить многие государственные стоматологические организации на грань выживания и спровоцировать полный отказ от участия в этой программе медицинских организаций частной формы собственности. Произошла полная подмена понятия УЕТ (условная единица трудоемкости), которая ранее включала в себя несколько показателей, но на сегодняшний день стала лишь показателем времени. Стоимость УЕТ в стоматологии абсолютно не соответствует реальным затратам медицинских организаций и поэтому оборудование, расходные материалы, инструментарий закупаются исключительно из их собственных средств, заработанных на платном приёме. Эта проблема напрямую не связана с деятельностью нашей Ассоциации, но она касается профессиональной деятельности наших коллег и мы не в праве оставаться в стороне.
Решение: необходимо максимум усилий направить на серьезную и качественную работу по актуализации Порядка оказания стоматологической помощи, Номенклатуры медицинских услуг, Клинических рекомендаций (протоколов лечения). Важно изменить подход Минздрава России к формированию оплаты медицинских услуг при оказании стоматологической помощи в рамках государственных гарантий. Необходимо провести объективный хронометраж рабочего времени врача-стоматолога при оказании медицинских услуг на детском и взрослом приемах.
Вопрос о переходе к аккредитации при допуске к профессиональной деятельности обозначен был еще в 2011 году в законе № 323-ФЗ. «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Проект МЗ РФ по аккредитации очень интересен по своей сути, но он не лишён проблемных вопросов, которые мы обозначили еще в 2016 году после проведения первой аккредитации. Была сформирована рабочая группа СтАР, на заседании которой мы рассмотрели эти вопросы. Предложения и замечания были доложены на заседании стоматологического кластера в Самаре. Они касались оценки практических навыков, которые очень сложно объективно и в полном объёме оценить в предложенных симуляционных условиях и поэтому большинство представителей профессионального сообщества считает, что проводя аккредитацию в таком виде нет возможности дать объективную оценку качеству подготовки специалистов.
Проблема: демонстрация на симуляторах кратких эпизодов практических навыков без соблюдения алгоритма и требований клинических рекомендаций не дает нам возможность в полном объёме оценить знания и умения специалиста, а при отсутствии информации о прохождении клинической практики и её результатах не дает нам уверенности, что выпускник за время обучения имел возможность работы в клинике. Мы не видим реальных тому доказательств, а отсутствие живого диалога с пациентом полностью исключает проверку коммуникативных навыков.
Решение: показательная демонстрация своих умений в условиях симуляционного центра - только маленькая часть аккредитации. В основе аккредитации должно лежать профессиональное портфолио выпускника, которое он формирует в электронном виде, начиная с первого курса. Демонстрируя портфолио выпускник доказывает, что у него была возможность обучаться в условиях клиники, приобретая практические навыки. Доступ к персональному профессиональному портфолио, подтвержденному электронной подписью руководителя, предоставляется предварительно всем членам аккредитационной комиссии.
Стоматологическая Ассоциация России разработала специальную программу для формирования образовательного и профессионального портфолио и готова предоставить всем образовательным учреждения страны свободный доступ к этому сервису.
Это только часть проблемы, но (главное) профессиональное сообщество понимает все сложности, которые могут возникнуть при проведении периодической аккредитации и настоятельно рекомендует МЗ РФ обратить внимание на наши предложения и заранее проработать различные варианты дистанционного проведения периодической аккредитации по предоставляемым врачами электронных образовательных и профессиональных портфолио. Мы категорически против проведения периодической аккредитации на тех же условиях, как проводится первичная аккредитация после специалитета. Только предоставление электронного подтвержденного портфолио (образовательного и профессионального) и при необходимости тестирование по специальности, может решить эту проблему.
Реальные действия МЗ РФ были сделаны в этом направлении разработкой и утверждением приказом № 837 от 11 ноября 2013 г. «Положение о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования….. с участием общественных профессиональных организаций» на основе уже существующих порядков, регламентирующих дополнительное профессиональное образование. Приказом МЗ РФ № 328 от 9 июня 2015 г. были внесены изменения в приказ № 837 в части пролонгации отработки этой модели.
Сама идея организации НМО в целом поддерживается стоматологическим сообществом, но её реализация очень далека от совершенства.
Проблема: отсутствие четких и понятных рекомендаций Минздрава России об участии или не участии врачей в этом проекте.
Различные толкования экспертов, организаторов учебных мероприятий вызывает непонимание среди врачебного сообщества и может полностью дискредитировать всю ценность этого проекта.
Решение: своевременное внесение изменений в нормативные и правовые акты регламентирующие последипломное образование врачей, исключит различное толкование о необходимости участия в этом проекте.
Особое внимание в вопросе последипломного образования необходимо уделить аспектам - кто и где проводит курсы повышения квалификации, как проводится контроль качества образовательных услуг! Ситуация по прохождению несуществующих курсов и выдачей липовых сертификатов стала массовой, мафиозные структуры торгуют сертификатами, никто за это не наказан, такая ситуация грозит катастрофой. В практике мировой стоматологии все постдипломное образование находится в компетенции профессиональных организаций. Попытка решить этот вопрос была предпринята нашей ассоциацией в 2003 году, созданием Национальной Академии Стоматологии, но тогда эта инициатива была заблокирована, по нашему мнению, на сегодняшний день наступило время вновь вернуться к решению данного вопроса. Созданием Национальной Академии Стоматологии и объединением под знаменем Ассоциации образовательных организаций по ДПО мы начнем реанимацию очень важного вопроса, а именно - качественного непрерывного дополнительного профессионального образования.
В заключении выскажу ряд пожеланий и предложений, которые в ближайшие три года могут помочь нам в решении поставленных задач, а именно:
Важно наладить тесное взаимодействие актива Ассоциации с Главным внештатным стоматологом МЗ РФ и Главными Федеральными внештатными стоматологами РФ, что позволит согласованно и оперативно решать многие вопросы. Проблемы в нашей специальности одни, априори они не могут быть разные у профильной комиссии Минздрава и профессионального объединения.
Уважаемые коллеги, друзья! В основном наши цели определены, стратегические задачи ясны, необходимо их просто выполнить и поэтому этой осенью решать вам в каком направлении дальше двигаться, своё видение я обозначил.
С уважением,
Ответственный секретарь СтАР
Опарко А.А.
Просмотрено 1001 Нравится 3 Мне нравится