|
|||||
Стоматологическое
|
МАЭСТРО стоматологии
ХАФИЗОВ Раис Габбасович
Р.Г. Хафизов, Р.М. Миргазизов, Ф.А. Хафизова
Инновационная методика удаления несостоятельного корня зуба при непосредственной имплантации
Р.Г. Хафизов, Ф.А. Хафизова, Р.М. Миргазизов, М.З. Миргазизов, Д.Э. Цыплаков
К вопросу о внедрении малоинвазивных технологий в клиническую имплантологию
Р.Г. Хафизов, Р.М. Миргазизов, Ф.А. Хафизова, А.Р. Каюмов, И.Р. Хафизов
Клинико-лабораторная и микробиологическая оценка качества интерфейса "имплантат-абатмент"
Р.Г. Хафизов, Р.М. Миргазизов, Ф.А. Хафизова, Р.А. Арипов, Д.А. Азизова
Клинико-биомеханическое и экспериментальное обоснование применения двух опорных супраконструкций при замене двухкорневых зубов нижней челюсти методом непосредственной имплантации
Р.Г. Хафизов, А.А. Ризванов, Ф.А. Хафизова, М.А. Сергеев, А.Р. Хайрутдинова
Предклинические исследования применения продуктов клеточных технологий в дентальной имплантологии
Р.Г. Хафизов, Ф.А. Хафизова, А.К. Житко, М.З. Миргазизов, В.Э. Гюнтер
Клинико-лабораторные и экспериментально-морфологические аспекты применения остеоинтегрируемых нерезорбируемых сетчатых мембран из сплава с памятью формы
Доктор Габриела Давид
Уход за полостью рта у различных целевых групп. Критические фазы челюстно-ортопедического лечения под контролем
Т.Н. Шарова
Одноопаковая методика реставрации. Возможности ретракции десны в клинике терапевтической стоматологии
ЧЕМПИОНАТ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Всероссийские слушания по выработке критериев оценки качества эстетических работ в стоматологии
Научно-практическая конференция "Эстетическая стоматология"
Финал Всероссийского конкурса "Лучшая работа в эстетической стоматологии" в номинациях "Эстетическая реставрация зубов", "Медицинское отбеливаниезубов"
Е.А. Булычева, В.Н. Трезубов, Д.С. Булычева, Н.А. Доценко, А.А. Львова
Рентгенологическая картина при заболеваниях височно-нижнечелюстного сустава, осложненных гипертонией жевательных мышц
А.А. Кунин, Н.С. Моисеева
Возрастные особенности фторпрофилактики кариеса зубов
Т.А. Лопушанская, Л.Б. Петросян
Современный подход к оценке адапционных возможностей стоматологических больных в клинической практике
Е.Н. Дубровская
Эрозия зубов: современные подходы к лечению
Финская компания Planmeca
Р.Г. Гамзатов, Б.Н. Зырянов
Эффективность различных способов первичной патогенетической профилактики кариеса зубов у рабочих нефтянников севера Томской области
— Расскажите, пожалуйста, немного о себе: кем были ваши родители, о начальных путях вхождения в профессию?
— Я родился в большой многодетной семье сельских тружеников, шестым ребенком. Это была дружная, сплоченная семья, имеющая шесть сыновей и одну дочь. Для поддержания порядка и воспитания детей у этого маленького «государства» были свои законы и правила. Основными принципами которых были: уважение к родителям и старшим, порядочность, ответственность. Дети с детства были приучены к труду, к самостоятельности, у всех были свои обязанности, умели ценить самое малое, что есть. Все эти качества семьи, видимо, повлияли на становление характера тогда еще маленького мальчика. Не могу не упомянуть о своих родителях, потому что они сумели воспитать нас, прежде всего, настоящими людьми, и огромная их заслуга в том, что из этой семьи вышли впоследствии: два профессора, два председателя колхоза, медицинские работники и работники сельского хозяйства, имеющие заслуженные звания в своих областях деятельности. Отец — Габбас Хафизович, был идейным коммунистом, участником и инвалидом войны, человеком очень активной жизненной позиции, перенесший все тяготы военных и послевоенных лет, так как ему пришлось прослужить в армии восемь тяжелейших лет вместе с военными годами. Воспитывал своих сыновей мужественными, в духе патриотизма и любви к Отчизне. Считал святым долгом каждого мужчины отслужить своей Родине, поэтому с благославлением отправил всех шестерых сыновей служить в ряды вооруженных сил. Был очень счастлив и гордился, что все его сыновья выполнили свой священный долг. Такое воспитание, видимо, сказалось и на характере сестры, потому что она тоже работала в военно-морском госпитале, а в настоящее время находится на заслуженном отдыхе. Отец был очень требовательным человеком по отношению к себе и к другим людям. Несмотря на жесткость характера, был человеком тонкой души и ранимым, какими бывают люди творчества. Его творческая деятельность, трудолюбие привели к изданию пяти своих книг: сборников стихов и поэм. Он очень много писал как местный корреспондент районной газеты "Звезда" и являлся членом союза писателей республики Татарстан, на его стихи написаны много татарских песен, заслуживших любовь среди татарского народа. После распада советской эпохи и потери всякой идеологии в 90-е годы повсеместно люди начали стремиться в сторону духовного совершенствования, стали восстанавливать церкви, мечети. Отец, как человек, активно принимающий участие во всех происходящих событиях того времени, также занимается восстановлением мечети. Мечеть была построена на первоначальном месте, где наш дед Хафиз и прадеды были муллами Азимовской мечети. Построив мечеть и совершив Хадж, более 30 лет служил указным муллой (имамом). Его усилиями был также создан парк для ветеранов войны, и построен памятник в этом парке. Благодаря, этим заслугам, он оставил светлую память о себе перед сельчанами и многими людьми, своей родной земли.
С огромной любовью и благодарностью вспоминаю свою мать. Она была мастером швейного дела, я помню, как она своими руками всем своим детям шила очень красивую одежду для повседневной жизни и праздничных мероприятий. Для своего времени была «дизайнером одежды» и имела свой бренд, так как у нее всегда было много заказов и многие именно у нее хотели сшить свое изделие.
— Учился в одной из ведущих школ Апастовского района Республики Татарстан, которая находится в семи километрах от родной деревни. Это расстояние было каждодневным пешим путем в школу и обратно. И я считаю, что уже с тех пор началась жесткая ежедневная тренировка для преодоления трудностей на жизненном пути. В нашей школе преподавали очень талантливые и великолепные педагоги, которые заложили в нас, как выяснилось, хорошие базисные знания. Директор школы - очень одаренный и талантливый мастер своего дела Ногманов Рамис Усманович, известный человек не только в районе, но и в Республике Татарстан.
После окончания школы в 1983 г. по комсомольской путевке по Республиканской программе развития села нас, в составе 60 человек, таких же выпускников, как и я, оставили в родной деревне. Таким образом, пришлось выполнить еще один долг. После отработки «задания партии», продлившегося один год, в 1984 г. меня призвали в ряды Советской Армии.
Служба в Армии — это для меня прекрасная жизненная школа, о которой у меня только прекрасные воспоминания и даже ностальгия. За хорошую службу меня два раза награждали в виде отпуска на родину и при демобилизации дали характеристику-рекомендацию для поступления в медицинский и педогагические институты, так как быть врачом или педагогом была моей мечтой, и об этом все знали. В итоге получилось так, что я стал и врачом, и педагогом медицинского ВУЗа.
— Как случилось так, что Вы стали врачом-стоматологом?
— Если говорить о выборе профессии, как уже я сказал выше, это была моя мечта — стать врачом и помогать людям. Одобрение матери, сестры (медицинского работника) и командира роты еще больше усилили мое желание. В 1986 г., после демобилизации, осуществляется эта мечта, и я становлюсь студентом стоматологического факультета одного из ведущих ВУЗов России — Казанского медицинского института (ныне Казанского медицинского университета).
— Как проходили Ваши студенческие годы?
— Студенческие годы были, с одной стороны, самые сложные, напряженные а, с другой стороны, счастливые годы моей жизни. Уже на втором курсе активно начал заниматься студенческой научной работой, был старостой СНК, выступал с докладами на студенческих научных конференциях. Меня интересовали вопросы восстановления отсутствующих зубов искусственными коронками, мне казалось, что они должны были быть более совершенными, более приближенными к естественным зубам не только по форме, но и по функции. Дальнейшая работа в этом направлении, но более обширная, включающая многие другие проблемы заболеваний зубочелюстной системы, стала смыслом моей профессиональной и научной деятельности. Одновременно работал лаборантом на кафедре детской стоматологии, где в те годы заведовала кафедрой профессор Сайфуллина Халима Мухлисовна, блестящий педагог и организатор, которая много лет была самым любимым студентами деканом стоматологического факультета. Параллельно с учебой, после третьего курса работал медбратом в терапевтическом отделении Железнодорожной больницы, а на летних каникулах, конечно же, зарабатывали на стройках достаточные средства для полноценной студенческой жизни. Проживал в общежитии, где царила атмосфера молодости, энергии, стремления к познанию и совершенству знаний. Все горели желанием достижения одной цели — стать врачом.
— Расскажите, пожалуйста, об основных моментах Вашего профессионального пути? Кого вы считаете своим учителем?
— После окончания института в 1991 г., по рекомендации кафедры ортопедической стоматологии, поступил в клиническую ординатуру. Тогда, после 30 летней работы в Кемеровском медицинском институте, возглавить кафедру ортопедической стоматологии приехал профессор Миргазизов Марсель Закеевич, который являлся не только великолепным специалистом, но и прекрасным педагогом, мудрым учителем. Будучи одним из основоположников Российской дентальной имплантологии, он привнес ее в Казанскую школу стоматологов как главный стержень современной медицины и стоматологии. Я, как многие ученики проф. Миргазизова М.З., принимал активное участие в развитии этого великолепного направления. Марсель Закеевич, настоящий наставник, человек огромной эрудиции, абсолютно порядочный, честный, добрый и доброжелательный, всегда готовый понять, помочь и выручить. В нашей 25-летней совместной работе никогда не было облачка сомнений, ни трудностей взаимоотношений, царило полное доверие и взаимопонимание. Я благодарен судьбе за встречу, работу и общение с этим великодушным человеком. Мне бы хотелось еще долго быть вместе с ним, радоваться жизни и нашему общению.
— Как вы оказались в Казанском Федеральном университете?
— В 2012 г., по приглашению ректора КФУ Ильшата Рафкатовича Гафурова, перешел на работу в Казанский федеральный университет, в качестве руководителя стоматологического направления. Для меня это была большая честь и огромная ответственность. Ведь Казанский университет — один из старейших российских университетов, основанный в 1804 г., бережно хранящий и развивающий традиции просвещения в обширном регионе соприкосновения культур Европы и Азии. За время жизни и деятельности Казанского университета в нём сформировались научные школы, получившие мировое признание.
Здесь родилась неевклидова геометрия, создатель которой, математик Н.И. Лобачевский, сыграл выдающуюся роль в развитии университета, возглавляя его в течение двух десятилетий. В 1842 г. воспитанник университета, профессор Н.Н. Зинин, впервые синтезировал анилин, тем самым заложив основы анилино-красочной промышленности и производства лекарственных средств. Двумя годами позже, в 1844-ом, другой казанский учёный, К.К. Клаус, открыл новый химический элемент, названный им в честь России - «рутением». Ещё более прославил казанскую химическую школу А.М. Бутлеров, создав теорию химического строения органических веществ, которая для химии органических соединений имеет такое же значение, как таблица Д.И. Менделеева - для изучения мира неорганических веществ. В первой половине XIX века университет превратился в крупнейший в Европе центр востоковедения: здесь родилась прославленная лингвистическая школа, основанная И.А. Бодуэном де Куртене. Среди питомцев и учёных, деятельность которых во многом способствовала мировой известности университета, — астроном И.М. Симонов, участник первой кругосветной экспедиции 1819—1821 гг., в ходе которой была открыта Антарктида, и положено начало её научному изучению. В стенах Казанского университета А.Ф. Самойлов, основатель электрофизической школы, впервые в России записал электрокардиограмму. С университетом связаны имена двух ученых-химиков: отца и сына Арбузовых, создавших новое направление в науке — химию фосфорорганических соединений. В разгар Великой Отечественной войны, в 1944-ом, Е.К. Завойский сделал фундаментальное научное открытие: зафиксировал явление электронного парамагнитного резонанса, его исследования продолжили С.А. Альтшулер, Б.М. Козырев, другие учёные, составившие крупнейшую школу магнитной радиоспектроскопии и квантовой электроники. За более чем 200-летнюю историю университет дал науке восемьдесят действительных членов и членов-корреспондентов Академии наук страны.
Университет является центром не только науки и научного образования, но культуры и просвещения, с ним связаны: возникновение книжного дела в крае, появление первой провинциальной газеты, развитие театральной жизни и многое другое. В университете в разные годы учились создатель советского государства В.И. Ульянов-Ленин, писатели С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, П.И. Мельников-Печерский, В.В. Хлебников, композитор М.А. Балакирев, художник В.И. Якоби и др. Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от 30 июля 1996 г. Казанский государственный университет включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Знаковые изменения в работе Казанского университета произошли с началом периода ректорства Ильшата Рафкатовича Гафурова. Возвращение в КФУ медицинского образования позволяет говорить о том, что КФУ является классическим в истинном смысле слова.
Если говорить о стоматологии, то, как известно общепринятой датой зарождения стоматологии в России считается 1706 г. Однако до начала XIX века государство не контролировало деятельность зубоврачевания. Лишь с 1810 г. был подписан указ, дающий право на зубоврачебную практику «лицам, получившим диплом». 16 ноября 1918 г. Совнарком РСФСР постановил учредить при мед. факультетах университетов в городах Петрограде, Москве, Казани и Саратове одонтологические отделения. Так 2-ая Казанская зубоврачебная школа была преобразована в одонтологическое отделение при медицинском факультете Казанского университета.
В 1919 г. курс «Хирургия челюстей и полости рта с клиникой оперативного зубоврачевания» был поручен Л.Б. Блинштейну, а 21 апреля 1920 г. этот курс был официально преобразован в кафедру одонтологии, руководителем которой стал проф. П.А. Глушков. С его именем связаны организация, становление и развитие Казанской школы стоматологов.
С 1930 г. кафедру возглавил доцент И.М. Утробин, под руководством которого она стала базой преподавания стоматологии не только студентам, но и курсантам института усовершенствования врачей.
В 1938 г. кафедра из структур университета была переведена в состав созданного Казанского стоматологического института. Базой кафедры были: хирургическое отделение на 30 коек и поликлиническое отделение на 7 зубоврачебных кресел.
Встреча ректора КФУ Ильшат Рафкатовича Гафурова с участниками международной научно-практической конференции "Биосовместимые материалы и новые технологии в стоматологии" 26 ноября 2014 г.
В 1954 г., после расформирования стоматологического института в КГМИ, был вновь организован стоматологический факультет. Его организаторами стали бывшие сотрудники стоматологического института: деканат возглавил бывший директор института, доцент Г.Ф. Тихонов. Казанская стоматологическая школа имеет плеяду своих знаменитых ученых таких, как проф. Оксман И.М., проф. Домрачева Е.А., проф. Кольцова Л.А., проф. Демнер Л.М., проф. Миргазизов М.З., проф. Овруцкий Г.Д., проф. Шамсутдинов Н.Ш., проф. Сайфуллина Х.М.и др.
Через 95 лет вновь на стенах Казанского университета, на основании приказа №0699 Минобразования России от 23 апреля 2013 г. о лицензировании Казанского федерального университета по специальности 060201 «Стоматология», под моим руководством организована кафедра Стоматологии и имплантологии КФУ.
— А как у Вас проходит обучение студентов-стоматологов?
— Стоматологическое направление в Казанском федеральном университете активно развивается на базе Института фундаментальной медицины и биологии, где создаются новая модель обучения врачей, директором которого является Андрей Павлович Киясов, очень креативный руководитель, заслуживший авторитет как ученый и трудолюбивый человек.
Студенты-стоматологи первого набора, которые проходят обучение на нашей кафедре, перешли уже на 4-й курс. Им, а также студентам младших курсов еще очень многое предстоит познать и освоить, потому что качественное медицинское образование немыслимо без глубоких знаний по таким базовым дисциплинам как биология, анатомия, гистология, физиология, физика, химия и другим. Только студент, который понимает причины и механизмы процессов, происходящих в организме человека, способен стать настоящим думающим доктором. Без фундаментального образования подготовить врачей, отвечающих современным требованиям, в настоящее время невозможно. Что очень радостно — для подготовки такого врача на базе КФУ созданы все условия: прогрессивные учебные, научные лаборатории, симуляционный госпиталь, фантомный класс, ветлаборатория и т.д., где проводятся этапы предклинического обучения.
В конце 20-го века было признано, что качество преподавания в отечественных медицинских вузах уступает по своему качеству преподаванию и, соответственно, образованию, полученному за рубежом. Одна из причин — отсутствие имитаторов различных составляющих человеческого организма, на которых будущий врач смог бы отрабатывать свои мануальные навыки. Эти навыки российский студентстоматолог, например, приобретал, «терзая» живых пациентов стоматологических кабинетов. Согласитесь, в настоящее время, когда стоматологические услуги стали платными, таких добровольцев найти было бы чрезвычайно трудно. Сегодня студенты стоматологи Казанского федерального университета отрабатывают свои мануальные навыки на самых современных стоматологических фантомах по каждой стоматологической дисциплине с полным обеспечением расходных материалов на каждом занятии. Конечно же, важнейшими преимуществами симуляционных технологий являются: обучение без вреда пациенту, объективная оценка достигнутого уровня профессиональной подготовки каждого специалиста, снижение стресса при первых самостоятельных манипуляциях, неограниченное число повторов отработки навыка.
Очень важно, чтобы современный врач-стоматолог вышел из стен университета настоящим Доктором, чтобы умел оказывать не только стоматологическую, но и общеврачебную помощь. В нашем университете в распоряжении студентов Центр симуляционной медицины — это настоящая больница с операционными, реанимацией, родильным залом, аппаратами УЗИ, эндоскопии. Здесь студенты оттачивают мастерство, проводя медицинские манипуляции на манекенах и тренажерах, имитирующих тело пациента.
А собственная Университетская клиника Казанского федерального университета, которая начала работать с 2016 г., является основой для клинического этапа подготовки медицинских, стоматологических кадров. Истинным врачом человек может стать только тогда, когда научится проявлять сострадание к пациенту, а это возможно только в условиях реальной практики на собственной клинической базе.
Учебно-лабораторный комплекс и аудитории Казанскаго федерального университета оснащены на уровне мировых стандартов, что позволяет нам успешно внедрять инновационную для России образовательную модель обучения студентов-стоматологов.
— Как вы взаимодействуете с органами здравоохранения и стоматологической ассоциацией?
— За период работы в Казанском федеральном университете, при поддержке Стоматологической Ассоциации России, ее Президента — Садовского Владимира Викторовича, Российской ассоциации Стоматологической имплантологии и ее президента Олесовой Валентины Николаевны, совместно с Министерством здравоохранения РТ и Стоматологической ассоциацией Республики Татарстан, ее президента Шаймиевой Наилей Ильгизовной, провели две международные конференции с участием ведущих Росийских и зарубежных ученых. Первая Международная конференция «Биосовместимые материалы и новые технологии в стоматологии», посвященная 210-летию Казанского федерального университета, состоялась в 2014 г., а первую Всероссийскую студенческую олимпиаду по стоматологии, посвященную 80-летию заслуженного деятеля науки Республики Татарстан, заслуженного стоматолога России, почетного Президента Российской ассоциации стоматологической имплантологии, моего учителя — Марселя Закеевича Миргазизова, провели в 2015 г.
Очень востребованными оказались и курсы тематического усовершенствования врачей на нашей новой базе. Врачи приезжают обучаться не только из Республики Татарстан, Российских регионов, но и из ближнего зарубежья. Свидетельство тому — недавно прошедшие курсы по дентальной имплантологии, где врачи с большим энтузиазмом проходили предклинические, лабораторные, клинические этапы обучения и получили дипломы Казанского федерального университета. Благодаря тому, что в Казанском федеральном университете создан самый современный фантомный класс, мы имеем возможность проводить циклы обучения самого высокого уровня. Наши врачи, которые проходят переподготовку, обучаются в условиях, максимально приближенным к реальности. Но не только возможности фантомного класса отличают наши курсы усовершенствования врачей-стоматологов от большинства существующих в стране. Обучение врачи проходят в несколько этапов. Вначале они изучают теоретические основы дентальной имплантологии, особенности диагностики и планирования, предклиническую подготовку на фантомах челюстей. Далее идет отработка мануальных навыков на челюстных костях животных, а также в вет. лаборатории. Это необходимо для того, чтобы почувствовать разницу между фантомом и живой костью. Наряду с этим, навыки по оказанию неотложной медицинской помощи отрабатываются в симуляционном центре, как известно, одном из самых лучших в России. А следующий, клинический этап проходит в клинике, где реальному пациенту делают операцию имплантации под руководством опытных специалистов». За две недели обучения дентальной имплантологии в Казанском университете «курсанты» приняли участие в двух мастер-классах, которые проходили в авторской профессорской клинике «Имплантстом», являющейся клинической базой кафедры стоматологии и имплантологии ИФМиБ КФУ. Первый мастер-класс по установке имплантатов (хирургический этап) — в имлантологическом кабинете, а второй мастер-класс состоялся в лабораториях клиники, где занимаются изготовлением зубных протезов.
«Компьютерное моделирование и фрезерование», «SAE прецизионные технологии» — это перспективный современный способ изготовления зубных протезов на имплантатах. CAD/CAM-технологии позволяют качественно и быстро проводить этап диагностики и планирования. Вначале создаются хирургические шаблоны, которые способствуют правильной установке имплантатов в полости рта и созданию прецизионных зубных протезов. Технологии позволяют изготовить зубные протезы в одно посещение, практически на глазах у пациента. Наша кафедра планирует открыть курсы повышения квалификации по изготовлению зубных протезов на основе «CAD/CAM», «SAE» — прецизионные технологии», причем обучать мы будем бригады, состоящие из: зубного техника, стоматолога-хирурга, стоматолога-ортопеда. Это необходимо, чтобы их работа была слаженной, чтобы они не превращались в Лебедя, Рака и Щуку из известной басни Крылова.
Подготовка и переподготовка стоматологов — это серьезная работа, требующая больших материально-технических затрат. В будущем собираемся производить их в Инженерном институте КФУ. Планируем создать там лабораторию по изготовлению учебных и настоящих зубных имплантатов. Там есть соответствующая база, лаборатории, станки.
За последние три года сотрудниками кафедры стоматологии и имплантологии ИФМиБ КФУ опубликовано 87 статей (в том числе 3 статьи в журнале Scopus, 35 опубликованы в журналах ВАК и включены в РИНЦ), 11 учебно-методических пособий, получены 7 патентов. Подписаны договора о сотрудничестве с ведущими Российскими и зарубежными университетами.
— В Казани есть медико-инструментальный завод, где выпускают много стоматологических изделий. Какие контакты у Вас с заводом КМИЗ?
— С Казанским медико-инструментальным заводом, его генеральным директором Шакировым Нур Хамзиновичем у меня сложились очень давнишнее приятельские и дружественные отношения. Когда еще я был аспирантом и занимался над кандидатской диссертацией, часто приходилось обращаться с разными вопросами опытно-конструкторского характера и не только. Так вот, в 1998 г., под руководством проф. Миргазизова М.З., на кафедре ортопедической стоматологии Казанского медицинского института (где я работал более 20 лет) началась работа по созданию так называемого рабочего места студента-стоматолога. Разработка велась на базе Казанского медико-инструментального завода. Поскольку в основе формирования мануальных навыков лежала концепция обратной связи и самооценки качества выполнения манипуляций, то «рабочее место студента» кроме фантома головы, полости рта с зубами было снабжено видеотехникой, построенной на эндоскопическом принципе.
С тех пор, как медики в союзе с конструкторами предприятия приступили к созданию этой очень важной для учебного процесса новинки, прошло уже восемнадцать лет, за это время с заводом КМИЗ установились творческие и дружественные контакты. Через год на КМИЗе состоялась презентация первого образца. То, что на ней присутствовало множество чиновников довольно высокого ранга, безусловно, свидетельствовало о том, что мы создали нечто полезное и очень актуальное. В моем архиве сохранилась фотография, запечатлевшая это знаменательное событие.
В настоящее время активное сотрудничество с заводом КМИЗ и его ген. директором Шакировым Н.Х. продолжаются, новые разработки, созданные на кафедре стоматологии и имплантологии Казанского федерального университета, успешно реализуются на базе Казанского медико-инструментального завода.
— Расскажите, пожалуйста, о своей семье и, что, по-Вашему, значит счастье?
— Моя семья состоит из пяти человек. Супруга Фаниля, моя коллега, кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии и имплантологии КФУ. Это человек, понимающий и поддерживающий меня во всем: в профессии, в науке, в жизни, а также является матерью трех наших сыновей. Дети, это главное, что есть в нашей жизни. Мы стараемся заложить в них любовь к труду, стремлению к знаниям, постоянно совершенствоваться; быть порядочными, ответственными и быть востребованными в обществе людьми. В этом году в нашей семье произошли незабываемые и очень радостные события: старший сын Ирек стал победителем молодежного конкурса УМНИК (участник молодежного научно-инновационного конкурса), закончил с отличием Казанский медицинский университет и стал врачом; средний сын Ильдар закончил 9-й класс 116 гимназии г. Казани, тоже с отличием и высокими показателями в спорте; младший сын Ислам, у него свои заслуги: это главный вдохновитель, любимец всей семьи, который радует меня и не дает расслабляться. Надо сказать еще о том, что супруга Фаниля тоже в этом году стала обладателем медали «Отличник стоматологии». Пятерка — это счастливая цифра для нашей семьи, которая состоит из пяти человек, и у всех одни пятерки. По-моему, это и есть счастье, моя мечта иметь многодетную (по сегодняшним меркам) семью сбылась, и нам с моей любимой супругой Фанилей Асгатовной удалось создать дружную, трудоспособную семью, я благодарен ей за это.
— Как Вы отдыхаете, Ваше хобби?
— Я очень люблю природу, любую погоду. В повседневной жизни, утренние пешие прогулки в лесу, — для меня это тоже отдых. Именно во время таких походов упорядочиваются все мысли, запланированные работы или, наоборот, полностью удается освободиться от работы и наслаждаться природой. Иногда удается вырваться на охоту, но больше всего нравится рыбалка с друзьями или с сыновьями.
Просмотрено 2958 Нравится 8 Мне нравится