|
|||||
Стоматологическое
|
В начале декабря министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова провела совещание с ректорами подведомственных Минздраву России вузов, на котором объявила о новом подходе к оптимизации сети высших медицинских учебных заведений. Речь шла о кластеризации с выбором центрального учреждения, вокруг которого (пока на функциональной основе) будут группироваться вузы, определенные Минздравом. В связи с эти, как сказал проректор по инновационной политике и международной деятельности МГМУ им. Сеченова Андрей Свистунов на первом медицинском форуме «Вузовская наука. Инновации», в системе высшего образования, подчиненной Минздраву России, начинается конкурс на выбор опорных вузов, вокруг которых объединятся остальные учебные заведения.
Однако для того, чтобы создать эффективную систему научно-исследовательской деятельности и инновационных разработок, заметил Свистунов, необходимо понимать, как именно выстраиваются взаимоотношения в кластерной сети между научной организацией и производством, между частными и региональными структурами, и какова, в соответствии с этим, их государственная политика. Председатель правления некоммерческого партнерства «Союз фармацевтических и биомедицинских кластеров России» Захар Голант рассказал об основных принципах образования кластера с участием научного института, производства и государства. Основная задача участников кластера при формировании нового образования – возможность пользоваться программами господдержки. «Трудно влиять на промышленные компании и на индустриальных партнеров, — пояснил Захар Голант. — Поэтому усилия власти (особенно в регионах) должны быть направлены не столько на привлечение внебюджетных источников финансирования, сколько на освоение бюджетных средств, особенно на первом этапе».
Вторым условием создания кластера является вопрос мотивации. Как правило, ни для одной организации, тем более на первом этапе, не очевидно преимущество работы в кластерном режиме. Среди промышленных компаний, как среди образовательных и научных учреждений, нет ни задач интеграции, ни потребности работать вместе. Поэтому одним из основных условий формирования кластера становится формулирование предмета взаимного интереса участников, уровня отношений и ожидаемого результата. На практике этот этап может занимать годы.
Создание кластеров, сказал Голант, невозможно без участия правительственных структур, так как в их создании задействована государственная инвестиционная политика. Еще одним важным условием работы кластера Голант назвал выработку формата отношений, то есть механизм выстраивания взаимодействия, который одинаково устроит правительственные структуры, индустриальных партнеров и образовательные учреждения. Никаких универсальных рецептов здесь нет, сказал он, так как в каждом случае это собственный общественный договор. При этом необходимо понимать, какой формализованный договор устроит правительство, что оно намерено получить от кластера, какие отношения устроят компании. Впрочем, отметил Голант, в любом случае итоговый формат отношений сформируется только в процессе работы.
Важный элемент, который никому из прочих участников, кроме научного учреждения, принадлежать не может, – это долгосрочная политика кластера. В любом кластере, пояснил глава союза, один из членов объединения берет на себя функцию его формирования, формулирования задач, доведения их до остальных участников и создания элементов для долгосрочной мотивации. «Кластер, — уточнил Захар Голант, — более долгосрочное образование, чем стартап. Если для стартапа существуют внешние источники финансовой поддержки на начальном этапе, то у кластера их нет. Поэтому крайне важным становится вопрос, кто поддерживает его в момент формирования приемлемой для всех участников модели, выработки долгосрочной политики в рамках кластера и получения первого результата, так как на осуществление этих этапов требуются годы. В каждом отдельном случае этот вопрос решается по-своему. В одном – лидирующую роль берут на себя вузы, в другом — крупные компании или само правительство. Причем, сказал Голант, уже по существующим системам видно, что это абсолютно разные модели.
Из прочих элементов, необходимых для кластера, Захар Голант назвал научно-образовательную инфраструктуру. «90% всей начальной работы, — сказал он, — займет работа с источниками финансирования, однако на этом этапе могут возникнуть трудности законодательного плана. Кластер не имеет права использовать государственные источники финансирования для работы с индустриальными партнерами, так как, в противном случае, возникает масса противоречий с бюджетным законодательством, поэтому вузы и научные государственные организации нужны, прежде всего, как объект для привлечения инвестиций». Индустриальный партнер в этом случае становится не объектом, а субъектом инвестиций, и научному учреждению необходимо будет доказать, что оно может предоставлять партнерские услуги конкретного формата (подготовка кадров или организация научных программ), в которых может быть заинтересована индустрия. Только тогда, сказал Голант, производственный партнер согласится стать либо соинвестором, либо заказчиком. Правительство как участник кластера в любом случае играет роль инфраструктуры обеспечения проектного финансирования. В данном случае Министерство здравоохранения будет отвечать за порядок расходования и предоставления субсидий, предоставит кластеру доступ к государственным программам и будет осуществлять мониторинг за работой его составных частей.
Учитывая, что все программы, которые предоставляет Министерство экономического развития, идут через регионы, продолжил Голант, весьма спорной представляется инициатива Министерства, согласно которой в уровень постановления РФ в качестве учредителя кластерной организации погрузили субъекты Российской Федерации. «Представьте, организации в области фармацевтики, медицины или медтехонлогий, которые заставляют Москву стать учредителем кластерных организаций и потом зачем-то их поддерживать, — пояснил он. — Это невозможно. Необходимо, чтобы программа техподдержки, которую будет продвигать Минпромторг, была более приспособлена под возможность кластеров воспользоваться выделяемыми регионами средствами, так как программы поддержки Минэко задействуют не только федеральный уровень бюджетного финансирования, но и всю региональную механику. Если приказ о порядке представления субсидий по программе поддержки кластеров выходит в конце года и региональную механику не прокрутить даже на уровне губернатора региона, встает вопрос — зачем нужна программа, которую физически невозможно реализовать?» Основная проблема здесь в том, что все, что касается бюджетного финансирования, ни на каком уровне не может идти в разрез бюджетному законодательству, поэтому если кластерная организация хочет воспользоваться инструментами поддержки и привлечением бюджетных средств, то ей, прежде всего, необходимо найти физическую возможность получить субсидии. На это и должны быть направлены усилия кластера на первом этапе.
Еще одна проблема, которая сильно затрудняет формирование кластера на его начальном уровне, продолжил Голант, это методические рекомендации по работе структуры. На первых ступенях жизни кластера, когда происходит регулировка взаимодействия его отдельных структур, методические рекомендации необходимы, однако их изобилие может внести путаницу, так как разные участники начинают по-разному трактовать сущность кластера. В результате его понимание может стать настолько размытым, что выгоднее работать с понятиями «проектное финансирования» или «кооперация для выполнения научной задачи», которые с точки зрения мотивации вуза гораздо ближе к действительности. Поэтому очень важно, чтобы на самом начальном этапе кластера была образована группа, в обязанности которой войдут долгосрочная политика образования, работа с источниками финансирования и структурирование проекта. Эта группа должна точно понимать сущность кластера, механизм конкретно этого проекта, и обеспечить адекватное взаимодействие со структурами власти как на уровне ключевых регуляторов (в данном случае это Минздрав, Минэкономразвития, Минпромторг Минобразования), так и на уровне региональных субсидий. Только учитывая все эти условия, возможно образование полноценного кластера, включающего в себя образовательные учреждения медицинской и фармацевтической направленности.
Ярослав Агафонников
Источник: РИА "АМИ"
Просмотрено 2148 Нравится 2 Мне нравится