|
|||||
Стоматологическое
|
О существовании такого праздника, как День стоматолога, россияне узнали лишь несколько лет назад, однако это не мешает ему приобретать растущую популярность и признание. День стоматолога давно известен во всем мире и отмечается 9 февраля - эту дату связывают с днем казни Святой мученицы Аполлонии, которая теперь является покровительницей дантистов.
Однако, как известно, наши зубы требуют постоянного внимания и, если нужно, своевременного лечения – и одними лишь молитвами здесь не обойтись! О будущих стоматологах и их преподавателях, о славной и богатой истории, о покоренных научных вершинах и педагогических буднях стоматологического факультета ОмГМУ - в нашем материале.
Становление омской стоматологической школы связано с известными именами профессоров В.И. Карницкого, А.М. Никандрова, доцента К.Ф. Лепихина. Серьезные научные достижения в области стоматологии были осуществлены профессорско-преподавательским составом на протяжении всех лет существования стоматологического факультета. За этот период произошла смена поколений, появились новые яркие имена, воплотились в практику научные передовые идеи, выросла блестящая плеяда ученых, ставших руководителями профильных кафедр. Среди них В.К. Леонтьев, академик РАН, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., профессор, В.Б. Недосеко, заслуженный работник высшей школы РФ, д.м.н., профессор, П.И. Ивасенко, д.м.н., профессор, заслуженный врач РФ, В.М. Семенюк, заслуженный деятель науки РФ, д.м.н., профессор, заслуженный врач РФ, В.Г. Сунцов, заслуженный работник высшей школы РФ, д.м.н., профессор.
Развитие научных исследований на факультете привело к созданию в Омске научной стоматологической школы, задачей которой стало формирование на базе фундаментальных исследований новых направлений для разработки методов лечения и профилактики стоматологических заболеваний. Большим событием на стоматологическом факультете было создание специализированного ученого совета по защите кандидатских диссертаций в ОмГМИ (в 1982 году), а в 1991 году - докторских диссертаций по специальности «Стоматология». Всего за 34 года работы специализированного ученого совета защищено 234 диссертации: 43 докторских и 191 кандидатских.
Не менее важным событием в научной жизни факультета явилось организация в 1982 году профессором В.К. Леонтьевым, межкафедральной научно-исследовательской лаборатории стоматологического факультета. На протяжении 32 лет руководителем лаборатории была научный сотрудник А.Н. Питаева. На базе межкафедральной лаборатории разрабатывались и проходили испытания все моделирующие кариеспрофилактические гелевые композиции. Профессора В.К. Леонтьев и В.Г. Сунцов стали первооткрывателями в мировом масштабе относительно идеи и реализации первой гелевой реминерализующей композиции с целью первичной профилактики кариеса зубов. Научная лаборатория создала условия для повышения качества и результативности научных исследований. С момента основания лаборатории на ее базе выполняются исследования патогенетических аспектов профилактики и лечения стоматологических заболеваний, по многим параметрам изучаются ротовая жидкость, ткани и органы полости рта, стоматологические препараты и материалы. По инициативе и благодаря кропотливой работе сотрудников лаборатории и стоматологического факультета ОмГМУ, разработана линейка высокоэффективных кариеспрофилактических гелей.
И многое из новых научных фактов, положений, подходов, предложений широко используется в учебном процессе, например, положение о мицеллярном строении слюны введено в учебный процесс кафедр бионеорганической химии медицинских вузов страны. Положение о роли белков слюны в минерализации эмали используется в лечении начального кариеса. Методы электрометрии, биопсии эмали, регуляции созревания эмали широко используются в клинической практике и в исследовательской работе. На основании данных, полученных на базе лаборатории, учеными Омского региона, а также соискателями из Хабаровска, Новосибирска, Калининграда, Чехии, республик Средней Азии проведено и успешно защищено 36 диссертационных исследований. В 2014 году лаборатория приобрела статус официального подразделения ОмГМУ и получила название «Научная лаборатория стоматологического факультета» (НЛС). Сотрудниками лаборатории в соавторстве с учащимися и преподавателями стоматологического факультета ОмГМУ получено 52 свидетельства на интеллектуальную собственность, опубликовано 280 научных работ (из них 128 статьей в журналах по перечню ВАК и 16 публикаций в журналах, индексируемых Web of Science и Scopus). Изданы две монографии и 57 учебно-методических публикаций. Выполнены научно-исследовательские работы по трем грантам; с 2015 года реализуются исследования в рамках государственного задания Минздрава России. Заведующий лабораторией А.П. Солоненко является победителем ряда конкурсов научных работ молодых ученых, стипендиатом Президента РФ, Правительства РФ и Губернатора Омской области. В 2019 году награждена премией Правительства Омской области для поощрения молодых деятелей науки.
Учеными Омского стоматологического факультета получены ранее неизвестные сведения о структуре и свойствах эмали зубов, о механизмах ее функционирования в условиях физиологии и патологии, о мицеллярной структуре слюны. Доказана роль биокибернетики в построении и функционировании эмали. Раскрыты новые факты в патогенезе кариеса зубов. Предложен новый подход к определению резистентности зубов человека к кариесу. Разработаны новые методы диагностики кариеса зубов, некариозных повреждений, патологической стираемости эмали, краевой проницаемости пломб, заболеваний пародонта. Сконструированы и запатентованы средства для улучшения минерализации, деминерализации, реминерализации и регуляции минерального обмена в полости рта. Доказана роль редукции зубочелюстной системы в ее формировании. Разработаны новые подходы к моделированию зубов при их восстановлении. Доказано отрицательное влияние электромагнитного излучения компьютеров на различные стороны стоматологического здоровья и предложены методы профилактики. Проведен анализ хронических неопухолевых заболеваний околоушных слюнных желез. Произведена оценка и прогнозирование репаративных процессов, а также оптимизация лечения больных с повреждениями челюстей различного генеза на фоне дисплазии соединительной ткани. Изучено эстетическое протезирование в аспекте оценки краевого пародонта, оценено взаимодействие краниомандибулярной и краниоцервикальной систем при функциональных нарушениях.
Научный потенциал профильных кафедр стоматологического факультета постепенно наращивался и приобрел достаточно высокий уровень, результатом которого явилась комплексная тема НИР факультета: «Разработка методов персонификации, лечения и профилактики стоматологических заболеваний».
На кафедре детской стоматологии продолжает развиваться направление научных исследований, связанное с прогнозированием риска развития кариозного процесса в детском возрасте. В 2019 году кафедра выиграла региональный этап конкурса инновационных проектов фонда Сколково (конкурс – Open Innovations Startup Tour) «Кариеспрофилактические гели». В 2020 году ординатор А.А. Сметанин стал победителем гранта программы У.М.Н.И.К. с инновационным проектом, который предполагает разработку принципиально нового прибора для определения транспорта ионов через эмаль зуба. С 2015 года основной темой НИР кафедры является: «Разработка и внедрение регионально ориентированной, научно обоснованной программы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний у детей». В 2020 году коллектив кафедры принял активное участие в создании научно-образовательного центра (НОЦ) мирового уровня на территории Омской области. От кафедры были представлены два научных проекта, которые направлены на решение главной проблемы региона, связанной с высокой стоматологической заболеваемостью среди детского населения Омской области.
Активное участие в разработке инновационно-диагностических и лечебных подходов при стоматологической реабилитации лиц с соматической патологией принимают сотрудники кафедры ортопедической стоматологии. Продолжаются исследования по изучению взаимосвязи краниомандибулярной и краниоцервикальной систем посредством цифровых методов диагностики и планирования при стоматологической реабилитации функциональных нарушений жевательного органа. В тесном сотрудничестве с ведущими учеными мира, профессором А.А. Стафеевым были написаны и изданы учебники, руководства и учебные пособия по актуальным вопросам ортопедической стоматологии: «Руководство по стоматологическому материаловедению», «Пропедевтическая стоматология», «Стоматологическое материаловедение. Учебник для студентов высших учебных заведений», «Национальное руководство. Ортопедическая стоматология», «Основы технологии зубного протезирования», «Ортопедическая стоматология», «Стоматологическое материаловедение».
В 2020 году сотрудниками кафедры, совместно с кафедрами ортопедической стоматологии РУДН и Сеченовского университета издана научная статья в журнале International Journal of Environmental Research and Public Health (Швейцария). Результаты научных исследований за период с 2010 по 2020 гг. отражены в научных публикациях, получено десять патентов на изобретения и полезные модели, а также созданы две компьютерные программы. Инновации широко внедряются в учебный процесс, клиническую работу и используются при проведении научных исследований и судебных экспертиз. На кафедре организован клинический кабинет функциональной диагностики, где проводится оценка состояния краниомандибулярной системы современными методами исследования: миография, лазерная допплерография сосудов и капилляров краевого пародонта, подбор протезных материалов, биопотенциалометрия, определение жевательной эффективности.
Активный творческий потенциал, заложенный на кафедре терапевтической стоматологии профессорами В.И. Карницким и В.Б.Недосеко, получил дальнейшее развитие в изучении локальной резистентности зубов к кариесу, моделирования и реставрации зубов, генетических аспектов кариеса и болезней пародонта, заболеваний слизистой оболочки полости рта. Результаты научных исследований и разработки сотрудников кафедры терапевтической стоматологии широко внедрены в учебный процесс стоматологических факультетов вузов Российской Федерации. Под руководством профессора Л.М. Ломиашвили активно развивается направление «Художественное моделирование и реставрация зубов». Для членов профессионального сообщества, зубных техников, врачей–стоматологов разработан учебно-методический комплекс «Моделирование зубов», предложены практические рекомендации по освоению мануальных навыков в работе с подручными материалами. Коллектив соавторов неоднократно выступал с докладами по актуальным вопросам реконструктивной дентальной терапии на научно-практических конференциях городского, областного, международного уровней.
Основатели научной школы хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии ОмГМУ - профессора А.М. Никандров и П.И. Ивасенко. В июле 1962 под руководством А.М. Никандрова создается клиника челюстно-лицевой хирургии, которая стала не только клинической базой кафедры, но и ее научно–методическим центром. На базе челюстно-лицевого отделения разрабатывались и проходили испытания все научные исследования. В настоящее время инновационный характер разработок кафедры челюстно-лицевой хирургии посвящен оптимизации хирургического лечения онкостоматологических больных с пострезекционными дефектами на фоне ДСТ, лучевым осложнениям у больных злокачественными новообразованиями челюстно-лицевой области на фоне ДСТ, оптимизации лечения больных с вторичным остеоартрозом ВНЧС на фоне дислокаций суставного диска, скрининговой оценке костной ткани нижней челюсти при заболеваниях пародонта.
Стоматологический факультет ОмГМА в 2010 году пополнился вновь организованной кафедрой ортодонтии, где были внедрены и получили дальнейшее развитие новейшие методики ортодонтического лечения: лингвальная ортодонтия, элайнеры, цифровое моделирование ортодонтического лечения. Были налажены междисциплинарные связи, результатом взаимодействия которых явилась разработка функционального лечения заболеваний височно-нижнечелюстного сустава. Впервые в Омске, на базе стоматологической клиники ОмГМУ, стали применяться такие методики, как электронная аксиография, set-up-моделирование, электромиография.
Стоматологическая школа Омского государственного медицинского университета сильна своими традициями, реализует имеющийся научный и творческий потенциал, стремится к новым открытиям и международному профессиональному сотрудничеству во славу alma mater.
Обучение на стоматологическом факультете (в состав которого входят клинические кафедры) подразумевает не только теоретический разбор материала, но также прием больных - причем студенты имеют возможность отрабатывать методику ведения пациентов, начиная с первого курса. В своей работе сотрудники факультета реализуют современные методики преподавания, применяя интерактивные формы обучения, многочисленные наглядные пособия, учебные фильмы, иллюстрирующие разбираемый материал. За свою 64-летнюю историю сотрудниками факультета получено множество патентов, совершены десятки открытий, преподаватели ежегодно принимают участие в международных научно-практических конференциях, в том числе зарубежных, конкурсах на соискание грантов.
Традиционно высокая и студенческие научная активность факультета – обучающиеся имеют полную возможность попробовать свои силы в науке, сделав публикацию своих исследований или выступив на конференциях (нередко при этом занимая призовые места на научных конкурсах различного уровня).
Сегодня стоматологический факультет Омского государственного медицинского университета – это динамично развивающееся подразделение, сотрудники которого реализуют самые передовые образовательные технологии, проводят фундаментальные научные исследования по актуальным вопросам стоматологии, успешно применяют на практике наиболее современные лечебные и профилактические методики.
Руки стоматолога и есть основной инструмент, творящий чудеса – моделирование моляра из пластики | Птица счастья |
Врачи-стоматологи - люди особенные. Они обладают не только острым клиническим мышлением, но и даром творчества. Руки стоматолога и есть тот самый главный инструмент, творящий чудеса! Как художники они должны чувствовать исходную ситуацию, уметь расположить вновь созданные структуры в определенном порядке, с учетом цветовой гаммы, с учетом индивидуальной гармонии зубочелюстного аппарата. Как скульпторы врачи умело заполняют свободное пространство, создавая естественные формы зубов, зубных рядов. Как психологи они располагают пациента к тесному сотрудничеству, спокойствию, доверительным отношениям. Как криминалисты, наряду с общими закономерностями, доктора видят множество мелких деталей, придающих человеку индивидуальность, неповторимость, изысканность, свой «шарм». Иногда эти детали неуловимы, но настоящий профессионал их ощущает, чувствует, воспроизводит, в результате чего рождается своеобразный шедевр, произведение искусств, ручная работа. Тесное сотрудничество, взаимопонимание и доверие между врачом и пациентом приводит к неповторимости и индивидуальности, вновь созданных форм, что, безусловно, вызывает радость и удовлетворение от общения друг с другом!
В связи с этим всем дорогим коллегам посвящаю свое небольшое стихотворение!
Руки
Наши руки - нежны и красивы!
Пальцы трепетны, робки, скромны.
Даром творчества, чудом наполнены,
Служат людям для лучшей судьбы.
Дарим радость, здоровье, улыбку!
Прикасаясь к чужому лицу!
И в доверии вся наша сила,
И в руках, что несут красоту!
Редактор газеты «За медицинские кадры»
Омского государственного медицинского университета»
Ирина Шарапова
Просмотрено 1119 Нравится 8 Мне нравится