Dental Community
О проекте Поиск по сайту  

Стоматологическое
сообщество

.
05.02.2020,     Раздел сайта: Актуальные статьи. Стоматология. Организация здравоохранения. Право.

Сопутствующие материалы:

Первичная стоматологическая помощь как основа стоматологии (цели, задачи, состояние проблемы, мероприятия, кадры, эффективность)

Академик В.К. Леонтьев

Академик В.К. Леонтьев

Глава I. Первичная медицинская и стоматологическая помощь

См. предыдущую статью

Глава II. Первичная стоматологическая помощь в СССР

См. предыдущую статью

Глава III. Первичная стоматологическая помощь при новом хозяйственном механизме

См. предыдущую статью

Глава IV. Меры по улучшению и восстановлению первичной стоматологической помощи

Самая сложная сторона улучшения первичной стоматологической помощи связана с разработкой и принятием реального плана проведение такого серьезнейшего мероприятия. Мы убеждены, что обращение Президента к Министру здравоохранения РФ по этому вопросу, ставящееся сроки проведения мер по улучшению медико-санитарной первичной помощи, ее обещания и решения – малореальны по существу. Наше мнение состоит в том, что реальна подготовка таких мер в области только первичной стоматологической помощи (если она будет намечена) должна занять сроки не менее 1-3 лет с привлечением для этой цели высококлассных профессионалов в области стоматологии, организации и управления, экономики и финансов, подготовки кадров и по труду. К сожалению, МЗ РФ практически не располагает таким кадрами и возможностями, компетенция большинства его специалистов невысока и обладает, в основном, навыками бюрократических методов. Неоспоримым доказательством этого являются многочисленные попытки реформирования здравоохранения, которые оказались неэффективными, а некоторые из них – просто провальными. Минздрав не умеет работать с профессионалами, с лидерами общественных организаций. Он, в основном, владеет лишь использованием методов чисто административного управления, которые огромный централизованный аппарат здравоохранения всегда воспринимает без критики, по стойке «слушаюсь, смирно!».

К чему это приводит мы уже упоминали ранее. Большая беда нашего здравоохранения состоит еще в том, что пока оно практически не имеет навыков и способов работы с профессиональными общественными медицинскими организациями, оно не понимает роли и значения совместной работы с профессиональными ассоциациями, да и следует объективно признать, что по большинству медицинских специальностей подготовленные ассоциации в стране фактически отсутствуют, а зачатки многих из них пытаются работать чисто советскими методами. Лишь по стоматологии, хирургии, паллиативным методам есть более серьезные и глубокие профессиональные Ассоциации, готовые работать как профессионалы. Национальная Медицинская Палата России, имеющая договор с МЗ РФ на право работать с ним (что само по себе уже неправильно), по многим параметрам не может отвечать требованиям и потребностям врачебного сообщества России. Кроме того, хорошо известно, что по международным стандартам профессиональные медицинские ассоциации не должны работать с официальными государственными медицинскими органами и подчиняться им. Возможна только работа, где МЗ выполняет функцию заказчика, а профессиональные медицинские организации – исполнителя. Таким образом, профессиональное управление в здравоохранении России находится в зачаточном состоянии и лишь в малой степени оно может влиять на состояние медицины и здравоохранения в стране. В этом отношении чрезвычайно важное значение имеет приобретение опыта формирование профессиональных медицинских ассоциаций, их работа с врачами, населением, официальной медициной, так как уже даже в ближайшем будущем такой опыт, такие навыки станут остро необходимыми для развития нашего здравоохранения. Здесь огромное значение имеет такой шаг как официальное признание врача как юридического субъекта. Это во многом сдвинет ответственность, права и обязанности врача к своим обязанностям.

Мы хотим сделать попытку разработок проекта реконструкции (формирование) первичной медицинской помощи в области стоматологии на основе нашего понимания ситуации, проведенного анализа этой проблемы при советской власти, ее достоинств и недостатков, состояния этой проблемы в настоящее время в соответствии с требованиями, поднятыми Президентом по улучшению здравоохранения в нашей стране и важнейшей роли, которую он видит в развитии первичной медико-санитарной помощи. В этом плане удивительно, что только сейчас, через почти 30 лет развития страны и народного хозяйства в новых условиях встала во всем значении эта проблема. Сколько же раз можно было ошибаться руководству здравоохранением, прежде чем оно на основе анализа предложений Президента пришло к решению о развитии первичной медико-санитарной помощи.

Выглядит это не только удивительно, но и непрофессионально. Нам кажется, что достаточно хорошо такое явление можно объяснить лишь с позиции постоянного сильного давления по развитию центров высокотехнологической медицины, лидерами различных научно-практических центров страны, известных во всем мире ученых и высокими достижениями в своих специальностях, а также бюрократического аппарата здравоохранении. В результате организация и управление здравоохранения оказалось не в силах раньше принять правильное, остро необходимое решение по развитию первичной медико-санитарной помощи в нашей стране.

Предлагается:

  1. Все мероприятия по лечебно-профилактической работе по стоматологии разделить на: а) Первичную стоматологическую помощь, где главной и основной процедурой должна быть санация полости рта; б) Постпервичная стоматологическая помощь, где главным лечебным мероприятием должно стать лечение осложненных форм стоматологических заболеваний; в) Высокотехнологичная и высокоспециализированная стоматологическая помощь, основой которой должна стать реконструкция зубочелюстной системы, лечение тяжелых осложнений заболеваний челюстно-лицевой области и платная стоматологическая и косметологическая помощь в области лица, в том числе по ортодонтии взрослых.
  2. Разработать и принять МЗ РФ (Правительством?) специальное решение по восстановлению и развитию школьной стоматологии в стране, которая станет основной базой для детской первичной стоматологической помощи. Предусмотреть в такой программе необходимые меры по переоснащению школьных стоматологических кабинетов, по введению в штат гигиенистов стоматологических. В Постановлении необходимо решить все правовые вопросы, подчиненность, учета и отчетности, планирование работы, совмещение санации с профилактикой и диспансеризацией, подготовкой и обеспечением кадрами, показателей санационной работы в школах.
    Также в таком Постановлении по договоренности с Министерством просвещения необходимо решить вопросы по возобновлению неработающих и пустующих, используемых не по назначению школьных стоматологических кабинетов, по открытию таковых, где они отсутствуют и в новых школах.
  3. Разработать список типов стоматологических учреждений, в которых должна быть организована первичная стоматологическая помощь – стоматологические кабинеты всех видов, ФАПы, участковые сельские больницы, кабинеты или стоматологические отделения в районных больницах, специальные отделения (кабинеты) в стоматологических поликлиниках и в детских стоматологических поликлиниках.
    В стоматологическую практику всех типов стоматологических учреждений, предназначенных для первичной стоматологической помощи и санации полости рта, а также в отчеты территориальных стоматологических учреждений должны официально быть введены согласованные показатели санационной работы. Крайне желательно любые стоматологические осмотры детей и взрослых использовать также для определения активности стоматологических заболеваний с тем, чтобы всех пациентов можно было бы сразу распределить по диспансерным группам в зависимости от этих показателей. В соответствии с таким подходом для каждой диспансерной группы должен быть определен перечень, объем и частота профилактических, гигиенических и лечебных мероприятий.
    Также должен быть определен объем и сущность мероприятий по скорой и неотложной стоматологической помощи.
  4. Естественно, что не все стоматологические мероприятия и виды необходимой пациентам стоматологической помощи должны и могут быть оказаны в учреждениях первичной стоматологической помощи. Целый ряд мер, технологий, видов материалов и специального оснащения относится к более емкой, трудной, в том числе высокотехнологической стоматологической помощи. Условно ее можно определить как постпервичную помощь. В первую очередь сюда должны быть отнесены сложные и осложненные формы стоматологических заболеваний.
    С учетом, что первичная стоматологическая помощь в первую очередь предназначена для предотвращения осложненных форм стоматологических заболеваний, она должна быть направлена на лечение, профилактику и диспансеризацию неосложненных форм стоматологических заболеваний. Остальные стоматологические заболевания, если они обнаружены и диагностированы у санационных пациентов, должны направляться для лечения либо к узким стоматологическим специалистам, либо в учреждения для оказания высокотехнологической помощи и сложных видов реабилитационного лечения.
    Для этого все учреждения первичной стоматологической помощи должны иметь либо договора о направлении таких пациентов к ним, либо специальные документы, дающие право на прием в таких учреждениях для диагностики, лечения и реабилитации определенных групп пациентов. Эти пациенты могут быть приняты для уточнения диагностики, лечения и реабилитации и внесены после оказания им помощи в специализированные диспансерные группы, либо возвращаться для наблюдения к направляющему их для лечения санационному врачу.
  5. Имеет смысл пересмотреть работавший ранее при советской власти приказ, обязывающий всех стоматологов при различных стоматологических приемах выпускать из стоматологической поликлиники всех пациентов с обязательной санацией полости рта. При советской власти этот приказ в определенной степени работал и до 45% пациентов покидали стоматологическую поликлинику санированными. Сейчас такая возможность стала проблематичной в связи с необходимостью оплаты санирования.
    Еще более сложное решение проблемы просматривается для санации беременных, призывников, военных, пациентов, готовящихся к оперативному или (по показаниям) соматическому клиническому лечению.
    За счет личных средств это может быть невозможно. Такая же ситуация может возникнуть по санацонной работе вообще, хотя выход видится в проведении санации за счет государства по системе страхования первичной стоматологической помощи.
  6. Школьная стоматология и весь объем санации детей должен быть оплачен государством, в том числе лучше всего по механизму медицинского специального страхования. Другие варианты оплаты школьной санации должны быть специально изучены и, возможно, могут быть разработаны и предложены.
    В работе по санации детей огромную роль должны играть гигиенисты стоматологические. Они должны стать главными помощниками стоматологов в подготовке детей, проведения у них гигиенической, профилактической и диспансерной работы, по ведению документации и др. Для этого они должны иметь хорошую оплату работы с тем, чтобы быть заинтересованными в постоянном месте работы и круге своих пациентов.
  7. Очень важно установить, как в условиях развития основной первичной стоматологической помощи должна заработать вся система государственной службы стоматологии.

а) Первичная стоматологическая помощь должны оказываться детям в школьных стоматологических кабинетах, стоматологических отделениях детских стоматологических поликлиник и кабинетов в них, в стоматологических кабинетах соматических детских поликлиник, в стоматологических кабинетах ФАПов, кабинетах районных стоматологических поликлиник и участковых больниц. Эти же учреждения, кроме санации полости рта должны участвовать в формировании стоматологического лечения осложненных форм стоматологических заболеваний и высокотехнологического лечения.

Взрослое население должно получать первичную стоматологическую помощь как в кабинетах вышеперечисленных стоматологических организаций, так и в стоматологических поликлиниках и стоматологических отделениях соматических поликлиник, отделений. Оказание первичной стоматологической помощи в этих учрежедениях для взрослых должно носить приоритетный характер, но все осложненные формы стоматологических заболеваний должны получать лечение здесь же, но на других началах, которые мы обсудим дальше. Также высокотехнологическая помощь должна оказываться наряду с проведением санации и на ее основе, при этом санация всегда должна быть приоритетной, за исключением скорой и неотложной помощи.

В изложенной части работы представлены вероятные основные возможные способы и методы организации и управления государственной первичной стоматологической помощью в новых условиях хозяйствования и организации здравоохранения. Представленные предложения являются в определенной мере схемой организации такой помощи, так как анализ реальных возможностей и условий может серьезно изменить, ограничить или расширить многие из них. Вместе с тем, наши предложения построены на многих реальных возможностях, хотя и потребуют серьезных затрат, пересмотров, изменения схем приема пациентов, других видов оплат и многого остального.

Но есть некоторые разделы стоматологии, не решив задач которых невозможно организовать первичную стоматологическую помощь. К ним относятся:

Средства, полученные за лечения осложненных форм стоматологических заболеваний, высокотехнологичной работы и узкоспециализированной стоматологической помощи, должны использоваться только в сфере стоматологии, в том числе для поощрения.

Вопросы платной и бесплатной первичной стоматологической помощи должны решаться таким образом, чтобы помощь детям была бесплатной (санация), а для взрослых должна быть разработана система поощрений за регулярное участие в проведении санации.

Для решения организационных, кадровых, управленческих, финансовых проблем восстановления первичной стоматологической работы должны быть разработаны и утверждены федеральные предложения, а в регионах – региональные подходы для их реализации.

Глава V. Последствия отсутствия первичной стоматологической помощи

См. следущую статью


Просмотрено 152       Нравится 3       Мне нравится